Педагогическая методика развития и воспитания детей вместе с научной и учебной литературой. Методика основана на интеграции научной и художественной литературы и её роли в развитии ребёнка, познании, мышлении и творческой деятельности
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дом в книжном шкафу. Методика развития детей с научной и художественной литературой.» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О методических материалах в помощь взрослым и детям
История становления литературы для детей как направления исторически сложилось позже — изначально данную роль выполнял фольклор и сказки. Выделился детский фольклор, вобравший колыбельные песни, потешки и др.19. В эпоху Просвещения сложился научный подход к развитию детской литературы, особенно педагогическая литература, стали выпускаться детские журналы20.
В настоящее время в области методических материалов авторами избран подход к написанию книг не только для преподавателей, учителей, но самых близких к ребенку воспитателей — для родителей.
Наработки материалов на основе литературных произведений для воспитания детей продолжаются. Под редакцией профессора РАЕН Кузьмина И.А. вышло несколько книг для развития речи детей, и одна из этих книг «Сказочное слово». В данном издании предлагается развивать речь, например, на основе образов-иллюстраций — ассоциаций с живописным словом сказок А.С. Пушкина, народными сказками, стихотворениями, и к каждому произведению для развития речевых навыков ребенка предлагается словесная игра и беседа — обучение детей выстраиванию диалогов21.
Из методологии литературоведения следует взять на вооружение разработанные данной отраслью знания методы, которые помогут развитию ребенка с помощью научной и художественной литературы. Например, это мотивный анализ, мифологический и мифопоэтический метод, биографический и сравнительно-исторический метод, экзистенциальный и семиотический методы, метод интертекстуального анализа22, и многие другие методы и подходы, которые могут помочь ребенку понять суть литературы.
Отдельные конспекты занятий с детьми литературой также являются хорошим практическим материалом, но более узкого охвата: перечисляются конкретные занятия и произведения, тогда как для методологии важно выработать саму концепцию. Например, из конспектов занятий по литературе с детьми младшего возраста можно выбрать подход донесения смысла произведения до детей и проверку его усвоения23. Или другой подход к построению занятий — через жанры произведений, от колыбельных и потешек до русских и иностранных народных сказок24.
Методические материалы, содержащие комплекс конспектов занятий и текстов, направленный на развитие культуры речи детей дошкольного возраста (а через неё и мышления), например, содержит разнообразные занятия с произведениями25. И главным достоинством этого комплекса также является сочетание разных направлений знания и вовлечение в процесс чтения и познания окружающего мира. В ходе чтения сказки дети могут рисовать главных героев, как в примере со сказкой «Колобок» — возможность нарисовать из одной геометрической фигуры — круга — действующих лиц, так чувствуя их различия26. И таким образом дети одновременно знакомятся и с разными аспектами жизни, и с самой литературой, её формами, произведениями мира. Это и сравнение самих литературных форм, и отдельных произведений, и пополнение словарного запаса, и мощная связь мышления с познаваемой действительностью.
Среди примеров научной литературы выделяются материалы для развития навыков чтения и устной речи на примере кратких текстов-справок о науках, например, по физике и информатике27 — ребёнок может не только обучаться чтению, но и знакомиться с информацией о разных направлениях научного знания. С широтой кругозора дети могут раньше определить круг своих интересов и развивать способности.
Чем раньше ребёнок начнёт заниматься с профессиональной литературой, тем лучше. Например, замечательным пособием, развивающим одновременно движение и речь является книга Ю.А. Васильева о сценической речи, девизом которой является сочетание «ощущение-воображение-движение-звучание»28. В упражнениях в игровой форме дети могут одновременно побеждать сложности произношения, тренировать речь и двигаться в осмыслении данных слов и звуков — поэтому задействовано и восприятие мира, и сознание, и действие и слово.
В.К. Харченко в издании «К изысканности речи и богатству языка» в рассуждениях о детской и взрослой литературе обращает внимание, что впечатления от прочтения одного и того же произведения в разном возрасте не может совпадать полностью29. И автор пишет о словообразовании, и как бережно нужно нам обращаться с речью, приводя пробирающие до дрожи слова Томаса Манна «священная литература»30. И здесь действует мой метод черпания смыслов из одного и того же источника практически до бесконечности, но все положено время, и если у вас есть возможность, попробуйте вернуться к прочтенному в детстве и юности, и вы откроете для себя много нового. И вот еще богатейший опыт преподавательской деятельности Льва Айзермана — о «разномыслии» и «разночувствии»31, о том, что смыслы нужно продолжать искать. И вы, и ребёнок, не раз можете обратиться к «давно прочитанной книге», но завсегда удивитесь, сколько нового вы оба откроете.
Так литература открывает мир ребёнку — это мощный концепт с тщательно собранной информацией и её представлением в лучшей для восприятия форме.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дом в книжном шкафу. Методика развития детей с научной и художественной литературой.» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
19
Гусакова О.Я. Детская литература. Истоки, возникновение и развитие литературы для детей в XV — XVIII вв.: практикум для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» / О.Я. Гусакова. — Москва: Издательство «Перо», 2021. — 168 с. С. 51.
20
Гусакова О.Я. Детская литература. Истоки, возникновение и развитие литературы для детей в XV — XVIII вв.: практикум для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» / О.Я. Гусакова. — Москва: Издательство «Перо», 2021. — 168 с. С. 63.
21
Сказочное слово. Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (6-8) лет. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. — М.: Издательский дом «Истоки», 2023. — 32 с.
22
Методология и методы литературоведческого исследования: учебное пособие / составители: Е.Н. Бадалова, А.А. Боровская, Д.М. Бычков, Е.Е. Завьялова, Г.Г. Исаев, О.Е. Романовская, Л.В. Спесивцева; под ред. проф. Г.Г. Исаева. — Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2017. — 159, [1] с.
23
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ознакомление с художественной литературой. Занятия для дошкольников 3-7 лет: пособие для воспитателя детского сада / 4-е изд., испр. и доп. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВТО-ПРЕСС», 2022. — 48 с. — (Методический комплект программы «Детство»).
24
Гольцер, С.В. Ознакомление детей пяти лет с детской литературой: методические рекомендации / С.В. Гольцер. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. — 54 с.
25
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. М.: ТЦ «Сфера», 1998. — 224 с. (Серия «Вместе с детьми».
26
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. М.: ТЦ «Сфера», 1998. — 224 с. (Серия «Вместе с детьми». С. 18.
27
Устинов Е.Ю. Пособие по развитию навыков чтений и устной речи. Физика и информатика / Е.Ю.Устинов, Л.А.Комар, С.С. Нойкина. — Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2001. — 76 с.
28
Васильев Ю.А. Сценическая речь: ощущение — движение — звучание. Вариации для тренинга: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. — СПб: СПбГАТИ, 2012. — 342 с.: ил. С. 326.
29
Харченко В.К. К изысканности и богатству речи/ В.К. Харченко. — Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2023. — 144 с. С. 20.