1. книги
  2. Копирайтинг
  3. Марианна Романова

Принесённые текстом. Как писать посты, чтобы читали и покупали

Марианна Романова (2024)
Обложка книги

Не Маргарет Митчелл, конечно, но тоже про любовь. Про страстную любовь к продажам, соцсетям, читателям, клиентам и живым текстам, которые работают. На этих страницах — вся сила притяжения копирайтинга в соцсетях. Серьёзные знания в несерьёзной упаковке, чтобы читалось взахлёб. Если применить на практике всё, что в этой книге, то клиенты из соцсетей будут всегда. И на низких охватах. И без затрат на рекламу. Посты будут писаться легко, даже если медведь на пальцы наступил. Проверено лично автором и благодарными заказчиками. Подсказки для владельцев бизнеса и экспертов, кто делает первые шаги в соцсетях. А также для тех, кто уже там продвигается и хочет усилить продажи с помощью текстов.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Принесённые текстом. Как писать посты, чтобы читали и покупали» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 2. Живой язык соцсетей или Как общаться с читателями, чтобы тебя услышали

Не формат

«Я» бывают разные!

(мудрость Кролика для Винни-Пуха)

Если твой текст не вписывается в формат соцсетей, он не заходит.

Как не заходит треугольная формочка в квадратное отверстие в игрушке-головоломке для малышей.

Покажу на своём примере.

Трудилась я когда-то в прошлой жизни в разных издательствах. Научных, с жёлтой прессой и рекламных. Редактором — когда надо править тексты авторов, и пишущим редактором — сама сочиняю, сама редактирую.

Ещё писала статьи для разных сайтов — от недвижимости до постельного белья.

А потом я пришла в соцсети.

Со всем этим научпопом, желтизной, умными веб-статьями, шаблонами рекламных буклетов и баннеров.

Писать посты.

Думаешь, мой опыт многолетней писанины мне помог? Мои посты никто не читал!

А всё потому, что формат был не тот.

Соцсети ведь для общения.

Сюда люди заходят не как в читальный зал научной библиотеки. И даже не как в метро с газетой. А поболтать. Как на кухне с друзьями.

Вот и писать здесь надо так, как говоришь. Разговорным языком. Простыми предложениями. Без терминов, границ и строгих правил.

С эмоциями, просторечиями, прибаутками и жаргонизмами.

Ох, сколько же мне пришлось разогнать в голове тараканьих митингов:

— Это невозможно! Марьяна, на твоей кухне все разговаривают сложно-подчинёнными!

— Жаргоны? Это палево! По твоему сленгу все увидят, что ты динозавр родом из совка, и твоя молодость осталась в 90-х!

— Это деградация! Не дай себе скатиться с научного стиля до болтологии!

Если читаешь на этой строчке, значит я не зря прошла этот путь по наклонной, хех…

А ведь это могла быть совсем другая книжка. На серьёзных щах. Я могу.

Но уже почему-то не хочу. Да и вообще. Писать про тексты в соцсетях на полном серьёзе — это как читать лекцию о квантовой физике на детской площадке.

Здесь рулит ЖИВОЙ язык!

Некоторые, кстати, умудряются даже матюками оживлять мысли — ну, тут кто на каком в жизни разговаривает, тот на таком и посты пишет. Своя аудитория находится у всех. И это хорошо.

Как лингвист отношусь к ненормативной лексике ровно. Но сама не практикую. С тех пор, как школу закончила, хихих. Могу, конечно, ругнуться, когда неожиданно тумбочка об мой мизинец ударяется.

Эпизод из прошлой жизни.

Вела как-то для студентов лекцию по ненормативной лексике. После скучной теории дошло дело до словообразования. Это когда от одного другие получаются. Прямо как у людей, да.

Студенты на этой теме встрепенулись.

Говорю:

— Возьмём слово из трёх букв…

И пишу на доске: ДУБ.

— Представим, что оно ненормативное, и образуем от него новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Одубеть, сколько всего смогли придумать студенты!

Вот когда у кого-то получается такое крепкое словцо изящно вставить в текст, чтобы остроумно и смешно получилось, восторгаюсь. Я ваще всему восторгаюсь, чего делать не умею, а другие умеют.

Но когда на матерном разговаривают и пишут, по мне это как-то чересчур.

Создаётся впечатление, что автор пишет, старается, у него не получается, он начинает нервничать, материться… Просто отредактировать забыл.

Согласна, порой мат — самое ёмкое, максимально экспрессивное и точное слово, которым можно описать происходящее. Когда тут жизнь такая. То смешно, то весело.

Но можно ругаться, не матерясь, и все поймут.

Такой хулиганский приём к тому же придаёт тексту эффект неожиданности и комичности. Вот за это я люблю его иногда втыкнуть в свои посты.

Заменяю мат на созвучные ругательствам фразы и слова. Например: Ёрш твою медь! Или резко заменяю ненорматив — пишу начало, а заканчиваю литературным словом: Какого ху… дожника эта картина?

Раз уж учу сейчас плохому, то сделаю это ещё разок: можно ругаться злым бордовым смайликом с табличкой из спецсимволов вместо рта. И понятно, и интеллигентно.

Вощем, как ни начудишь в посте, всяко хорошо.

Лишь бы это был живой текст, душевный и понятный для ТВОЕЙ аудитории. Найди с ней ОБЩИЙ ЯЗЫК. Чтобы общение было таким, как если бы читатель сидел рядом с тобой.

Живая водица для скучных текстов

Ем желатиновых мишек сразу по два,

чтобы они не умирали в одиночестве

Хозяйка просит пса дать лапу… Игнор. Просит ещё… Опять игнор.

Тогда одной рукой она хватает лапу, другой — когтерезку. Трусливый пёсель закатывает глаза, заваливается на спину и… умирает от страха.

Такой ролик однажды вирусился в соцсетях. Девушка написала: «Достоин Оскара». Мертвеца выдаёт то, что он косится глазом на хозяйку, чтобы увидеть её реакцию.

Притвориться мертвяком вполне штатная реакция на угрозу. Инстинкт срабатывает, чтобы не привлекать внимание того, от кого разит опасностью.

А твои посты сейчас привлекают внимание? Есть под ними живой движ?

Или лежат мёртвым грузом? На странице и на душе.

Читатели не опасны — притворяться незачем. Чтобы они становились клиентами, нужен другой контент.

Когда продаёшь свои услуги в соцсетях, клиентов приводят только живые тексты.

Как говорил Дядя Фёдор, чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное.

А вот чтобы продать что-то хорошее текстом в соцсетях, нужно чтобы сначала этот текст прочитали.

Читать его будут только если он живой, то есть одновременно:

— интересный;

— простой;

— понятный;

— динамичный.

Без этого он — сухая мумия.

Живой текст воспринимается легко, его читают взахлёб, не замечают, как дочитали до последней точки и хотят ещё.

Что превращает сухой текст в увлекательный

Интересным текст делают эмоции, выразительные средства речи и новизна.

Эмоции

Когда текст эмоциональный, он создаёт невидимую связь с читателем.

Эмоции вызывают эмпатию, оживляют повествование, помогают лучше донести идею. Текст с эмоциями запоминается и побуждает к действию.

Как выразить эмоции на письме? Вот основные способы:

1. Экспрессивная лексика.

Заменяй нейтральные слова на эмоционально-окрашенные. Сравни:

Хороший или потрясающий, восхитительный, классный, офигенный, годный…

2. Междометия и восклицания.

Ух! Вау! Невероятно! Вот же ж! Обалдеть!

3. Риторические вопросы.

Что может быть прекраснее?

4. Сравнения.

Его слова были острее ножа.

5. Описание физических проявлений эмоций.

Сердце бешено колотилось, ладони вспотели… Я опять забыл пин-код от карты.

6. Повторы и усиления.

Это было страшно. Очень страшно. Просто капец какая жуть.

7. Контрасты или «эмоциональные качели».

В один миг радость сменилась глубоким разочарованием. Оказалось, Wi-Fi есть, но никто не помнил пароль.

8. Описание через чувственный опыт.

Запах свежей выпечки с корицей наполнил комнату уютом.

Приёмы выразительности

— Образы, которые рисуют картинку в голове.

— Прямая речь и диалоги.

— Метафоры.

— Цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки, крылатые фразы, строчки из песен.

— Анекдоты.

— Истории.

Навешай их как шарики на новогоднюю ёлку, и твой текст заиграет красками.

Главное, чтобы они гармонично вписывались в текст.

Новизна

Люди существа любопытные.

Когда в тексте есть что-то, о чём человек ещё не знает, это всегда вызывает интерес. Как у любопытной одноглазой девочки, которую больше не интересует, кто живёт в скворечнике, хе-хе-хе.

Человеку разумному нравится ощущать мыслительные процессы в голове, а новая информация устраивает там кипиш для нейронов. Кругозор начинает вылезать из черепной коробки как тесто из кастрюли.

А кому-то просто хочется взглянуть на свои убеждения под новым углом и углубиться в проблему.

Если новое ещё и полезное — человеку интересно использовать это для своего роста, развить свои навыки. Складывать отныне носки ровным квадратиком, например.

С новизной он чувствует, будто открывает Америку, и от этого на душе прям праздник. А ещё ведь этой Америкой можно с кем-то поделиться!

Опять же эмоции. Обычно новости всегда вызывают удивление, радость или возмущение… А когда есть эмоция — это интересно. Такие вот мы, человеки, до них жадные.

Вощем, когда в тексте есть что-то новое, он всегда привлекает и удерживает внимание.

6 простых способов заинтересовать подписчиков чем-то новым:

1. Своя точка зрения

Возьми «вечную» тему из своей сферы, собери факты и дополни их своим анализом и комментариями. Только делай анализ натощак, а то мало ли что зашкалит, хихих.

2. Забытая мудрость

Найди старую, но ценную идею, о которой уже никто не говорит. Добавь современный контекст, попробуй её в новых условиях и подай читателю под новым соусом. Или просто возьми цитату того, кто жил 100 лет назад, и придай ей актуальность, связав со своей темой.

3. «Ребрендинг»

Смени название продукта.

Этим постоянно пользуются маркетологи.

Например, на смену мастер-классам пришли воркшопы.

Хотя суть воркшопа мало чем отличается — это мероприятие, на котором люди тоже учатся новому и применяют знания на практике.

4. Обновлённая версия

Пересмотри свой старый контент. Исправь ошибки, дополни, сделай новый заголовок и выдай как новинку. Я часто так делаю. Экономия времени колоссальная!

5. Новый формат

Преврати старую большую статью в несколько коротких постов. Или наоборот — 2 поста объедини в 1 статью. Или запиши из текстовой инструкции видео или наоборот.

6. Новизна в заголовке

Самое простое — сказать читателю прямо с самого начала:

Новинка!

Свежее!

Наконец-то долгожданная новость!

Об этом новшестве ещё никто не знает, ты станешь первым!

С этим новым способом ты выйдешь за рамки привычного!

Взгляни на проблему по-новому.

Как упростить текст и сделать его динамичным

Чем проще, тем круче — это не только про еду в микроволновке, но и про тексты в соцсетях.

Я использую такие приёмы упрощения текста для восприятия:

1. Никакой терминологии!

Например, среди моих клиентов есть психологи. И я в шутку называю себя переводчиком с психологического на русский. А всего лишь заменяю сложные термины обиходными словами.

2. Длинные предложения дроблю на несколько коротких.

В моих постах трудно найти предложения свыше 20 слов.

3. Делаю пустые строки между абзацами.

Чем короче абзац, тем легче он воспринимается. Часто даже 1 предложение с важной мыслью, на которой хочу акцентировать внимание читателя, отбиваю пустыми строчками от абзацев.

4. Глаголы.

Именно они задают динамику. Динамичный текст читается быстрее, проще и легче. Чем больше в тексте слов, обозначающих действие, тем больше в нём действия, логично же? Я намеренно очень-очень редко использую в постах и заменяю на глаголы:

— отглагольные существительные (не создание, а создал);

— причастия (не развивающий, а который развивает);

— деепричастия (не смеялся, икая и пукая, а смеялся, икал и пукал).

Найди их в своих текстах и проделай такой же фокус. А потом сравни — какой текст динамичнее?

5. Числительные всегда пишу цифрами. Так они сильнее привлекают внимание и легче воспринимаются.

А ещё я нарушаю правила Великого Могучего. Казнить нельзя помиловать меня за невежество, лень и незнание родного языка — не обязательно. Я тоже люблю грамотные тексты. Но иногда позволяю себе в постах вот что.

Ставлю тире вместо двоеточий.

Никогда не ставлю точку с запятой. Даже в конце строк в списках.

Ставлю точку там, где должна быть запятая.

Всё по той же причине — такой текст легче и проще.

Не все соглашаются с такой дерзостью.

А я убеждена — правила создаются, чтобы иногда их нарушать. Для меня это тот самый случай. Когда важнее правил, чтобы у пользователя, который зашёл в ВК прежде всего отдохнуть, не сломались глаза об такой забор из кавычек и запятых:

В 1-м классе 8 обязательных дисциплин: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура».

Сравни:

В 1-м классе 8 обязательных дисциплин — Русский язык, Литературное чтение, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура.

Легче?

А ещё легче воспринимается так:

В 1-м классе 8 обязательных дисциплин:

— Русский язык

— Литературное чтение

— Математика

— Окружающий мир

— Изобразительное искусство

— Музыка

— Технология

— Физическая культура

И даже если тыща профессоров-лингвистов решат сжечь меня за это на костре, я всё равно буду упрощать текст, даже нарушая пунктуацию в разумных пределах, когда она не искажает смысл.

Это не пренебрежение русским языком. Это формат соцсетей. А не ЕГЭ.

Здесь важнее захватить и удержать внимание читателя, а не показать уровень владения запятыми. А ещё я помню, что есть такое явление в языке как авторская пунктуация. (Автор подмигивает тебе левым глазом.)

Ещё момент.

Бывает, что сказать хочется так много, что получается лонгрид — такое длиииинное-предлииииинное чтиво. Чтобы наш дорогой читатель не утомился, расставляю в лонгриде крючки. Это такие короткие фразы-связки, которые цепляют и удерживают его внимание в тексте.

Например:

Что дальше.

Согласны?

Итак.

Почему?

Когда они стоят прямо отдельной строкой между большими абзацами, на них читатель отдыхает, как на пенёчках, шагая по длинной текстовой тропе.

Выдохнул. Мозг разгрузил. И идёт легко дальше. До конца.

Как добиться, чтобы текст был понятным

Знаешь, что делает текст понятным и приятным для чтения, даже если это инструкция к кухонному комбайну?

Логика, последовательность и чёткая структура!

Текст без логики — это не текст, а винегрет.

Когда начало, середина и конец — всё на своих местах, у читателя в голове никакой путаницы.

А ещё, представь, что идёшь по лесу и тут — раз! — указатель: «Направо — к озеру, налево — к медведю». Выбор очевиден и безопасен. Так и в тексте — чёткие заголовки, подзаголовки, абзацы, разделы и выводы направляют читателя туда, куда тебе нужно.

Написать логичный текст — это как заварить чай. Сначала завариваешь, потом пьёшь. А не наоборот. Все шаги последовательны, и понятно, что к чему. Прочитал одно, понял, перешёл к следующему.

А ещё мозг читателя не начнёт дымиться, если придерживаться в посте 1 главной мысли.

Порой читаешь пост в ленте, а там про поездку на дачу, про тёщу, про погоду, про соседскую кошку, про качели и как он боролся с комарами…

И вот дочитываешь до конца и думаешь — а в чём суть сего интересного эпопейного рассказа? Что автор хотел этим сказать?

Главная мысль в тексте — это как стержень у зонта. На ней всё держится.

А без неё текст превращается в сплошное бла-бла-бла.

Даже в личных заметках должен быть какой-то вывод, который останется у читателя в голове после твоего текста. И желательно, чтобы он хоть как-то работал на тебя.

Посмотри на свой готовый текст глазами читателя.

— Не возникает послевкусия «И чё?»

— Чётко ли прослеживается главная мысль?

— Человеку понятно, что ты хочешь донести? Докопайся до себя вопросами по тексту — а сколько? а почему? а зачем?

— В тексте есть начало, середина, конец и логические связки между ними?

Выстрой всё последовательно и удали всё лишнее, что не соответсвует главной мысли.

Итак.

Чтобы текст прочитали, нужно из него отжать лишнюю воду с непонятностями, и плеснуть туда живой водицы — эмоций, выразительности, чего-нибудь новенького.

Когда текст понятный, интересный, динамичный и простой — так заботишься о читателе, чтобы ему было ЛЕГКО читать.

С другой стороны — укрепляешься в уверенности, что твои старания не попадут тому самому трусливому псу под хвост, и всё будет прочитано полностью.

Когда пост живой и целевой, и в нём кроме новостей, логики и эмоций есть то, что нужно читателю, — его читают с интересом и хотят ещё.

Шутки в сторону? Нет, в центр контента!

Сидишь, никого не трогаешь, пишешь хрень, шутишь, тебе отвечают хренью в комментах… И тут приходят они. Люди без чувства юмора

Мы с мужем любим покупать благовония. И ездим специально в одну и ту же индийскую лавку, хотя можно купить их ближе. Догадываешься, почему? Там нам всегда улыбаются и душевно общаются с нами.

Позитив в продажах отлично окупается между прочим. И его можно передать в текстах.

Все же с детства помнят мудрость из песенки — дружба начинается с улыбки.

Пиши, чтобы читатель улыбался. И всё — он твой поклонник.

А то знаешь, бывают такие посты — вроде и благо, а пованивает как чисто вымытое помещение после хлорки.

Как достичь нужного эффекта душевности и вызвать улыбку у читателя?

Всё просто — шутить.

Почему важно писать с юмором? Такие тексты в соцсетях:

— Привлекают внимание широкой аудитории.

Сильнее, чем красный рояль в чистом поле. Гуглы, например, говорят, что чувство юмора и умение посмеяться делает мужчин более привлекательными для женщин. Я так своего мужа и выбрала. Мне надо, чтобы меня кто-нибудь смешил. Вот и многие читатели по тому же принципу выбирают, на чей контент подписаться. Чем смешнее, тем привлекательнее.

— Развлекают и удерживают аудиторию.

Которая уже заманалась, между прочим, по разным своим житейским причинам. На юморе она отдыхает, а значит, ты делаешь ей приятно. А приятно хочется ещё и ещё.

— Приводят к тебе таких же, как ты, позитивных людей.

А работать с ними совсем другое дело, чем с буками.

— Влюбляют читателей в автора.

Даже если он своей аватаркой спугнул самого одинокого человека на сайте знакомств.

— Вызывают доверие.

Твои идеи (в том числе продающие) заходят во внутренний мир читателя без преград и протестов. Потому что подсознательно ощущается, что человек, который искренне и по-доброму смеётся и улыбается, не может обмануть.

— Помогают легче переносить боль.

Был такой научный эксперимент. Люди, которые смотрели смешные видео, лучше переносили боль, чем те, кто смотрел нейтральные или негативные ролики. Оказалось, просто при смехе происходит выброс эндорфинов, которые повышают болевой порог. Смеясь, даже с ножом в спине можно добежать до больницы. (В эксперименте такого не было, это я уже от себя выводы добавила.) На основе этого эксперимента даже появились врачи-клоуны, честно-честно. Они помогают тяжелобольным пациентам справляться с болью через юмор. А у твоих целевых читателей тоже ведь есть какая-то нестерпимая «боль», которая лечится твоим продуктом.

— Получают больше лайков, комментов и репостов.

Смех же заразителен. Поэтому вовлекает. А всяческие активности под постом — валюта соцсетей для бесплатного продвижения.

— Делают людей щедрее.

Когда человек смеётся, он более склонен к альтруизму. Даже вид чужой улыбки так действует. Думаешь, почему улыбчивым официантам достаётся на 50% больше чаевых? Подумай об этом без шуток.

Именно поэтому юмор — тот самый способ, когда можно не писать личные посты и даже не снимать экспертные видео, чтобы к тебе шли покупатели.

Можно просто писать экспертные посты с юмором.

Чувство юмора нельзя купить, но зато за него можно расплачиваться, если пошутить не над тем.

Нельзя шутить над читателем! Это может быть обидно. Шути исключительно над ситуацией. Или над собой. Самоирония всем нравится.

Легко писать с юмором на темы, которые всех подавляют. Например, начальник-самодур, или нерасторопный официант. Выбери, против кого будешь дружить вместе с читателем. Такой юмор всегда находит отклик.

Шуткой может быть часть поста или целый пост.

Не обязательно превращаться в Петросяна. Но хотя бы пару шуток в пост всё же стоит добавить.

Если сложно шутить, для начала можно просто вставлять небольшие анекдоты в тему поста или весёлые истории из жизни. И использовать специальные приёмы, придающие тексту комичность.

10 приёмов юмора, которые я часто использую в постах:

1. Смешной синоним

Сравни: уничтожить — уконтропупить.

Просто подглядывай в онлайн-словари синонимов.

2. «Ломаные» фразеологизмы, цитаты, клише

Например, закрой рот с той стороны.

3. Ирония

Когда смысл выражения противоположен явному смыслу, например, про лодыря — герой труда, работает не покладая рук.

4. Смешное перечисление

Чтобы вышло забавно, просто добавь неродственное понятие:

Приехала тёща, привезла баночки с соленьями, вареньями, 20 кг сала и радикулит.

5. Неожиданное сравнение

Женщина как шампанское. Бывает игривой, а может и в голову дать.

6. Рядом диаметрально противоположное

Например: Какая красивая песня. Можешь перестать петь?

7. Гиперболы

Преувеличенная до абсурда ситуация, в которой и так уже чего-то слишком много.

В море ложишься прямо у берега в позу выброшенного дельфина, и ждёшь, когда волной накроет. Раз 100. Кайфуешь. А потом в переодевалке трусы снимаешь, а в них целая морская цивилизация — песочек, ракушки, всех цветов водоросли, коралловые рифы и рыбки плавают. Затонувшего «Титаника» только не хватает.

8. Инверсия или перевёртыш

Окно — мой любимый новостной канал. Там всё время какой-нибудь позитив показывают.

Видишь подмену действия? Не я смотрю в окно и вижу, а мне показывают.

9. Словотворчество

Это как маленькие дети придумывают слова, которых нет в языке, а взрослые хохочут. (Не знаешь? Тогда почитай «От двух до пяти» Корнея Чуковского.)

Эффект будет тот же, если ты придумаешь такое слово для своего поста. Например: блюдодня — невкусная, дурно пахнущая еда.

10. Какография

Какое название — такой и эффект. Не какаграфия, как можно подумать сгоряча. А эрративы (от лат. errare в значении «ошибаться») — такие специальные словечки с умышленным искажением для создания комичного эффекта.

Без примеров. Тут вся книжка ими утыкана как булочка изюмом. Да вон, в этом абзаце даже.

Приёмов юмора много. Используй хотя бы эти в своих текстах, они простые.

И помни. То, что прошло проверку юмором — заслуживает внимания.

Как обращаться к читателю — на ТЫ или на ВЫ?

— Здравствуйте. Как к вам обращаться?

— Здравствуйте. Обращайтесь ко мне «Ваше величество»

Считаю, это личное дело каждого автора. Я долго думала над этим. А дважды над одним и тем же даже удавы в мультиках не думают. Выбрала окончательно и бесповоротно обращение на ТЫ. Так по-дружески.

«Ни один уважающий себя бизнесмен не станет общаться со своими клиентами на ТЫ» — написала мне однажды одна дама. Её возмутило, что в своих постах я так обращаюсь к читателю.

Уважающий себя, хех.

Она и не догадывалась, какой это было для меня дилеммой раньше, и почему я осознанно выбрала обращение на ТЫ.

Ведь в копирайтинге учат по-разному.

Пиши ТЫ, как другу. Нет. Пишите ВЫ — не все любят, когда им тыкают.

И кого слушать?

Мне было сложно перейти на ТЫ. Я страдала патологической вежливостью.

И я знаю, откуда растут её ноги.

Когда училась в институте, один преподаватель обращался ко всем студентам на ВЫ. Я чувствовала себя важной птицей. А потом когда стала сама преподавателем, говорила ВЫ каждому студенту. Наверное, они тоже чувствовали свою важность. Похоже, люди придумали правило обращаться друг к другу по имени-отчеству и на ВЫ, чтобы потешить своё эго-го.

Что думаешь?

Оказывается, без этого можно обойтись, и вежливость с уважением никуда не исчезнет.

Когда переехала в Питер, мне было удивительно, что здесь к коллегам обращаются без отчества, просто по имени, и быстро переходят на дружеское ТЫ.

ТЫ приближает, ВЫ — держит на дистанции.

Представляешь, насколько вбито в наши головы уважение и вежливость на словах? Разве в дружбе нет уважения? Разве с человеком, который старше, нельзя дружить?

Пока говоришь человеку ВЫ, думаешь — это вежливость, этика и уважение.

А по сути ты оставляешь его в категории ЧУЖОЙ. Это недоверие. И раздувание гордыни у обоих. Один гордится, какой он важный, раз с ним на ВЫ и по имени-отчеству. Не хватает только Ваше Высочество, ага. Я не я, нас много. Другой гордится, какой он вежливый.

Дружеское ТЫ переводит человека в категорию СВОЙ. Автоматически включается режим дружелюбия, доверия и заботы.

Чувствуешь, какая разница?

Мы же не говорим ВЫ маме, брату, дочке, своей половине, другу. Даже к Всевышнему на ТЫ — да святится имя твоё. Как-то не логично получается. К богу на ТЫ, а в вэкашке к незнакомому Акакию Акакиевичу с непомерной гордыней — на ВЫ.

В общем, мне нравится общение на ТЫ. Так я вижу в собеседнике индивидуальность и проявляю дружелюбие.

А уважение лучше показывать делами, а не выканьем.

Если я пишу ТЫ, и это откликается человеку, значит он тоже дружелюбный. А мне больше нравится общаться и сотрудничать с такими, чем с горделивыми.

Но!

Горделивых-то больше.

И тут уж каждый сам выбирает — работать на широкую аудиторию, где много важных павлинов, или пусть будет меньше людей, но без загонов и воображаемой короны на голове.

Однажды я проводила на своей странице опрос «Как обращаешься к своим читателям в соцсетях — на ТЫ или на ВЫ?»

Ну, мне же моего мнения мало. Надо, чтобы люди поддержали. И знаешь, они поддержали. В результатах опроса были такие цифры:

ТЫ — 38,1%

ВЫ — 26,19%

Всяко разно — 21,43%

А в комментариях были ещё интересные факты.

Оказывается, в древней Руси не существовало обращения на ВЫ. Оно пришло, когда появились внешние враги. Называя человека во множественном числе, подразумевали вражеские силы, которые за ним стояли. На ВЫ обращались к врагу! Есть даже такое выражение с переносным значением — иду на вы, то есть «объявляю войну, иду против врага».

Это как в анекдоте.

— И зачем тебе топор?

— Вам.

— Что?

— К человеку с топором обращаются на «Вы».

Мне нравится общаться с читателем без топора. По-дружески, на ТЫ.

Однако в личной переписке бывает всё же осторожничаю (вдруг у него топор) и пишу ВЫ. Потом предлагаю перейти на ТЫ. И ещё никто не отказался. И та дама, в которую я «тыкнула» в начале этой истории, осталась в гордом одиночестве.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Принесённые текстом. Как писать посты, чтобы читали и покупали» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я