1. книги
  2. Прикладная литература
  3. Светлана Лёвкина

Мама-сказочница. Или как научить ребёнка любить книги

Светлана Лёвкина
Обложка книги

Сказочный нон-фикшн для родителей детей от раннего детства до старшего дошкольного возраста. Как научить ребёнка любить книги? С чего начинается эта любовь? Что такое волшебство воображения и как его использовать в ежедневной рутине? Вас ждут сказочные секреты, лайфхаки уменьшения детских капризов и многое другое. Практический план действий для мамы, у которой распланировано всё время. Книга состоит из двух частей: первая содержит полезные практические советы, вторая — увлекательные сказки.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мама-сказочница. Или как научить ребёнка любить книги» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Формула Волшебства

От интуитивных рассказов к более сложной конструкции мы переходим примерно в возрасте 3 лет. Тогда, когда малыши уже могут заметить нелогичность сюжета и задать вам вопросы: «А почему он туда пошел?», «Почему девочку так зовут?». То есть с того момента, когда ваш ребенок уже достаточно привык к сказкам, мы начинаем более серьезно подходить к их созданию.

Схема построения истории не так уж сложна, ее может постичь любой родитель, а многие мамы действуют по ней интуитивно.

Известный филолог-фольклорист Владимир Яковлевич Пропп посвятил свою жизнь изучению русских народных сказок. Он говорил: «Сказка похожа на формулу, в которой меняются переменные…» И это действительно так. Всего у Владимира Яковлевича тридцать одна функция действия персонажей любой истории. Рассказчик может легко менять их, бесконечно переставляя местами, убирая или добавляя. Например: герой покидает дом, герой возвращается, героя обманывают и так далее.

Перечислять все функции не буду, так как мы сосредоточены на практике, экономящей время и силы. Скажу лишь, что вы иногда будете невольно пользоваться системой Проппа, даже не подозревая об этом, так как на ней строятся сказки нашего детства, а мы всегда берем пример из хорошо нам знакомого.

В построении сказки для малышей помощником станет схема с этой картинки.

Давайте попробуем придумать по ней сказку прямо сейчас.

1. Экспозиция

В далекой сказочной стране жила-была принцесса, которая очень любила есть конфеты, но совсем не ела кашу. Все ей говорили, что нельзя питаться одними конфетами, но она никого не слушала.

2. Завязка

Однажды на завтрак принцесса съела так много конфет, что совершенно перестала расти.

3. Развитие

Шли года, а принцесса оставалась маленькая-премаленькая. Все ее друзья уже пошли в школу и научились ходить в магазин. Они доставали с верхних полок всякие предметы, сами выходили погулять на улицу, а принцессу родители никуда не пускали и говорили: «Ты еще совсем крошка». Плакала горько принцесса, не зная, что ей дальше делать.

4. Кульминация

Как-то раз во дворец приехала погостить бабушка. Услышала она, как сильно плачет внучка, какая та худенькая да маленькая, и сразу побежала на кухню. Приготовила бабушка целую кастрюлю каши и накормила ею девочку. И внезапно принцесса снова начала расти.

5. Развязка

Теперь каждое утро ей на завтрак подавали ароматную тарелочку каши со сливочным маслом и чайной ложечкой сахара. Так принцесса узнала, почему нельзя питаться одними конфетами и для чего нужна каша.

Сказки такого рода могут показаться вам примитивными, но для малышей чрезвычайно важна четкая и одновременно простая структура повествования: начало, середина и конец. Так вы знакомите ребенка с логикой происходящих в жизни вещей, прорабатываете детские «почему» и «не хочу».

Представьте, как здорово, вместо того чтобы строжиться на ребенка за то, что он не ест овощи, просто сказать: «А помнишь, что было с мальчиком, который не ел морковку?» Дети постепенно включаются в эту игру. Довольно интересно жить, когда на каждую ситуацию есть своя сказка.

Совет №1: вы можете заменять мальчиков и девочек в сказках на любимых персонажей своих детей для разнообразия.

Совет №2: не переживайте, если сначала будете путаться и не сможете складно придумывать свои сказки, это дело практики. Ребенок не заметит ваших ошибок. Мама для него — главный волшебник и сказочница, вы можете строить свою историю как угодно.

Совет №3: если вы совсем устали, был тяжелый, изматывающий день, воспользуйтесь готовыми историями из моей книги, просто выберите подходящую в разделе «Вечерние сказки».

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я