Для меня, как историка, оказались весьма интересными многие выводы автора. Хотя автор и не впервые за последние два века рассмотрел Евангелие от Иоанна как принципиальный спор с остальными евангелистами, однако здесь мы встретим оригинальный подход, позволяющий реконструировать процесс его создания, опираясь лишь на известные церковные предания и евангельские тексты без ссылок на исторические исследования. Художественная форма произведения дает шанс и возможность читателям, не имеющим подготовки погрузиться в тему формирования Нового Завета, увидеть, как противостояние его авторов породило борьбу различных течений начального христианства, победа в которой осталась на стороне Четвертого Евангелия, являющегося до сих пор главным богословским текстом исторических церквей. Следуя за героями, вы окажетесь свидетелями евангельских событий, перипетий начальной церковной истории, и одновременно будете присутствовать при попытках непредставимого в древности научного и технологического прогресса человечества нынешней эпохи найти новую идею Бога. Иннокентий Павлов, церковный историк, член правления РБО, автор многочисленных монографий по раннему христианству, февраль 2020 года.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Евангелие от режиссёра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Спор о любви
Материалы сценария.
Карандашом надписано:
Эпизод 1. Спор о любви. Синоптики (Матфей, Марк, Лука) против Иоанна.
А я говорю вам: любите врагов ваших. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (Матфей).
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за любящих (φίλων) вас [друзей своих — синод.] (Иоанн).
Площадь Капернаума. Несколько пожилых евреев стоят возле лавок с товарами и беседуют. В отдалении, у рыбацких лодок на берегу озера шумит толпа.
— Слышал, Еремия? В городе только и говорят о назорее. Один исцелённый, Захаром назвался, якобы был прокажённым. Он из Кесарии.
— И что с ним?
— Да он здоровый, только в лохмотьях. Иисус его едва коснулся…
— Так нельзя же, он нечистый, — Еремия был совсем стар, но едва не подпрыгнул. — Где закон? Где закон?
— Ну что ты руками машешь? Как гусь… А если он сразу очистился? Тогда что? Иисус коснулся ещё прокажённого или уже чистого? А-а?
— Это к учителям, это не к нам. У книжников спрашивай…
Еремия только рукой махнул и дальше молчал. Остальные продолжали судачить:
— Да что вы комаров отцеживаете? Захар сам его умолял: если любишь, говорит, имеешь силу меня очистить. А любовь выше всех правил — так назорей учит.
В этом месте С. А. поставил пометку карандашом: (в синод. Εαν Οέλης — переведено с греческого, как «если хочешь», а не «если любишь»),
— Любовь, любовь… Как будто любовь даст силу. Да и как любить всякого встречного да поперечного. Кто он Иисусу? Чудо Бог сотворил! Захотел и сотворил, и всё!
— Бог! Но за любовь Иисуса и по вере этого несчастного.
— Да просто дар у назорея — исцелять, вот и всё. При чём тут любовь? И вера?
— Целителей у нас много, и от горячки лечат, и от иной какой хвори…
Говорили все почти одновременно, так что и разобрать было нельзя, кто что сказал.
— Да, лекарей много. Но чтобы от проказы исцеляли — я такое только от стариков слышал, да в синагоге из закона о том читали.
— А деньги берёт?
— Нет! Он проповедник. Или пророк. Но учение у него странное.
Видно было, что эти слова всех заинтересовали. Группа сразу окружила говорившего, которого звали Саввой.
— И что за учение? Опять против римлян?
Савва приосанился. Он явно был склонен поговорить о серьёзных вещах:
— Вот раввины говорят, что нужно любить своих, ближних — то есть родственников, друзей, и вообще всех, кто верит в единого Бога… э-э, всех евреев, то есть, братьев наших, — подвёл черту Савва.
— Так мы… как большая семья. От отца Авраама ещё. Так и есть, что не так?
Савва дал рукой знак помолчать и продолжил:
— Нас как узнают среди эллинов и персов и даже египтян? По тому узнают, что имеем любовь меж собой. Где ни находимся, еврей еврею помогает. Да у нас высшее благо душу положить за друга. Мне мой ребе Рашаба так и говорил: «.Нет больше той любви, Савва, как если кто положит душу свою за друзей своих». А Иисус знаешь, чему учит?
— Чему?
— А что ближний — это любой, кто рядом и кому сейчас нужна помощь. Хоть враг Бога, хоть Израиля, самарянин любой. Любите, говорит, врагов, а не только друзей. Любить тех, кто вас любит, легко, говорит. Таким путём все идут, и язычники. А дорога в царство Божье узкая, нужно быть праведнее фарисеев. Вот его учение. Умереть за такого ближнего, это как? Неужто я пойду умирать за самарянина? — Савва стоял, приосанившись и торжественно уперев руки в поясницу.
— Я больше тебе скажу. Я и за тёщу не пойду умирать, хотя она истинная еврейка. Но она мне не друг, а враг. За благодетеля моего, Иуду из Магдалы, я бы пошёл на смерть. Он меня от кабалы выручил, век ему буду благодарен.
В этом месте надписано карандашом:
Эпизод 2. Грешники. Про Христа говорили, что он ест с мытарями и грешниками (Марк). По Иоанну этого нет.
Как показать грешника, если делать кино? У него что же, на лбу написано? Мытарей вот все знали в лицо, а как отличали грешников?
Если он виновен в чём-нибудь из сих и исповедается, в чём он согрешил, то пусть принесёт Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его (Левит).
В сторону моря через площадь прошло ещё несколько человек. Один из беседующих, Анания, бодрого вида старик, махнул рукой в сторону проходящих:
— Вот скажите мне вы, убелённые сединой. Этот Иосия, сколько его помню, ни разу не ходил в Иерусалим на праздник. Что, у него нет грехов? Так он хоть одну жертву за грех принёс за последние семь лет? Нет. Он грешник. Грешник закоренелый. И таких сколько? Да половина у нас здесь. Так они все там на берегу: и мытари, и блудницы, и грешники. А некоторые и одежды эллинские не стыдятся носить, чтоб уж точно все знали, что они грешники.
— Ты прав, Анания. И как же назорей может с ними хлеб преломлять?
— Как? Так он говорит, что они впереди фарисеев идут в царство Божие. Что это? Воистину, мне его не понять.
— Ага, трудно, да-а… Вот сказано же: если согрешил, принеси жертву. Да хоть голубей. И тогда все видят, что Бог простил тебя. Ещё согрешишь, так ещё пойди, принеси жертву. А Иисус что? Говорит — жертвы бесполезны. Что пользы, если все теперь тебя считают цадиком, а ты внутри не переменился и не отрёкся греха? А если покаялся, ну-у… там, примирился с братом, то можешь принести жертву. Ну и как я теперь буду отличать добропорядочного иудея? Никак.
Еремия опять возбудился и замахал руками:
— И где закон? Где за-ко-он!?
— А он сам-то жертву принесёт, когда окончит обет?
— Так ему, поди ж ты, не из чего за жертву заплатить. Нищий он. Таких много. Если только кто за него принесёт, тогда острижётся.
Надпись карандашом.
Эпизод 3. Сын человеческий. В синоптических Евангелиях Иисус называл себя сыном человеческим и ни разу не назвал сам себя Сыном Божиим, а у Иоанна постоянно. В чём разница?
Далее зачёркнут целый абзац.
От толпы возле моря отделились две фигуры и направились к дому Симона. Один из беседующих показал на идущих:
— Кажется, Симон с братом. Иисус их сам избрал и ещё нескольких. Они не из тех, кто пришли исцеляться — идейные они, ходят за назореем, слушают его, учителем зовут.
— Ну да, эти двое и ещё сыновья Зеведея. По слову его пошли за ним, когда никто не знал, что он исцеляет. Сейчас-то вон сколько народу вокруг него. Но они после чудес пришли.
На берегу раздались крики, и видно было, как толпа расступилась, образовав круг.
— Пойдём ближе, посмотрим.
Беседующие подошли ближе. В центре на земле лежал приличного вида человек лет сорока. На бороде и в углах рта виднелась пена, глаза двигались из стороны в сторону. Анания спросил:
— Кто это?
— Тувия из Магдалы.
— А что это с ним?
Собеседник повернулся к Анании:
— А тебе зачем?
— Я живу здесь. Имя моё Анания. А ты кто?
— Я Калев.
— Скажи, Калев, что с ним случилось?
Калев вышел из круга и встал ближе к подошедшим.
— Я знаю этого Тувию. Он еврей, но друг эллинам. Они в новолуние едят грибы и скачут на горе.
— На горе?
— Да, перед идолами — танцуют, в транс впадают, беснуются. Всякие там ритуалы у них, ножами колются, как в древности. И ещё считают себя пророками, как Иезавель. Она у них в почете — на небе как будто теперь она, в небесных обителях.
— А зачем он к назарею пришёл?
— Они ждут мессию, но думают, что он родится от Всевышнего и девы, как якобы их Ваал или там Гермес какой-нибудь. Духом сойдёт с неба и воплотится.
Анания затряс головой, явно начиная злиться:
— Ничего не понимаю. Объясни толком, при чём здесь мессия.
— Так Тувия и те, кто с ним, считают Иисуса сыном бога. Он подошел к назорею, словно бы в трансе, и говорит ему: «Знаю, кто ты, сын Бога Всевышнего».
— А тот что?
— А назорей ему: «Выйди из него вон». Тувия тут же и упал с пеной и затрясся. А теперь вот лежит, как мёртвый.
— Подожди, Калев. Запутал ты меня. Сам назорей себя кем считает?
— Откуда мне знать то? Но он им отвечает всегда: «Я сын человеческий».
— И где он сейчас?
— Да в лодке он, у берега. Слышишь, проповедует? Ему здесь и встать негде, задавят.
Подойти ближе к назорею было невозможно. Толпа, многие в лохмотьях, стар и млад, стояли плотным кольцом вокруг невидимого проповедника. Постояв ещё немного, Анания, Еремия и те, кто с ними, пошли по домам, обсуждая виденное.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Евангелие от режиссёра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других