Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной и экономической группировкой, образовавшейся из разных
социальных классов, сначала по преимуществу из более культурной части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мелких чиновников, из мещан и, после освобождения, из крестьян.
В человеке мыслит и творит не он сам, а
социальный класс, к которому он принадлежит, он мыслит и творит как дворянин, крупный буржуа, мелкий буржуа или пролетарий.
Из общества, социалистического общества, из
социального класса, пролетариата, делается кумир, идол, а реальный человек отрицается.
Неточные совпадения
Западная интеллигенция в
социальном смысле буржуазна, она обыкновенно принадлежит к привилегированным, достаточным
классам.
Но отрицательно он предшественник коммунизма, он отрицает прошлое, традиции истории, старую культуру, церковь и государство, отрицает всякое экономическое и
социальное неравенство, он громит привилегированные, господствующие
классы, не любит культурную элиту.
В коммунизм вошли знакомые черты: жажда
социальной справедливости и равенства, признание
классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии, стремление к целостному миросозерцанию и целостному отношению к жизни, сектантская нетерпимость, подозрительное и враждебное отношение к культурной элите, исключительная посюсторонность, отрицание духа и духовных ценностей, придание материализму почти теологического характера.
Как и всякая большая революция, она произвела смену
социальных слоев и
классов.
Кроме того Каутский рассматривает христианство не столько с точки зрения борьбы
классов, сколько как результат воздействия
социальной среды, т. е. он склонен к «механическому», а не «диалектическому» объяснению, что есть ересь.
Даже психология
классов и
социальных групп совсем не разработана и заменяется элементарными моральными обличениями.
И церковь для него исключительно есть явление
социальное, определяемое средой и зараженное всеми болезнями господствующих в истории
классов.
Он, в конце концов, увидел человека как исключительный продукт общества, класса и подчинил целиком человека новому обществу, идеальному социальному коллективу вместо того, чтобы подчинить общество человеку, окончательно освободить человека от категории
социального класса.
Неточные совпадения
А
социальное начало требует тесного контакта с соседями по
классу.
— Я утверждаю: сознание необходимости
социальной дисциплины, чувство солидарности
классов возможны только при наличии правильно и единодушно понятой национальной идеи. Я всегда говорил это… И до той поры, пока этого не будет, наша молодежь…
«История — результат культурной деятельности интеллигенции. Конечно — так. Учение о роли
классов в истории? Это — одна из бесплодных попыток теоретического объяснения
социальных противоречий. Не буржуа, не пролетарии пишут историю, а некто третий».
— Рабочему
классу философский идеализм — враждебен; признать бытие каких-то тайных и непознаваемых сил вне себя, вне своей энергии рабочий не может и не должен. Для него достаточно
социального идеализма, да и сей последний принимается не без оговорок.
В прошлом были трагические конфликты, которые зависели от бедности и необеспеченности жизни, от предрассудков сословий и
классов, от несправедливого и унизительного
социального строя, от отрицания свободы.