Неточные совпадения
В Московском царстве, сознавшим себя Третьим Римом,
было смешение царства Христова, царства правды, с
идеей могущественного государства, управляющего неправдой.
Самый титул императора, заменивший титул царя, по славянофильскому сознанию
был уже изменой русской
идее.
Основное столкновение
было между
идеей империи, могущественного государства военно-полицейского типа, и религиозно-мессианской
идеей царства, которое уходило в подземный слой, слой народный, а потом в трансформированном виде в слой интеллигенции.
Отсутствие единства и цельности культуры выразится в том, что умственные и духовные направления XIX века
будут разделяться на десятилетия и каждое десятилетие принесет с собой новые
идеи и стремления, новый душевный уклад.
Это и
есть разночинная интеллигенция, объединенная исключительно
идеями, и притом
идеями социального характера.
Интеллигенция всегда
была увлечена какими-либо
идеями, преимущественно социальными, и отдавалась им беззаветно.
Но усвоение западных
идей и учений русской интеллигенцией
было в большинстве случаев догматическим.
Но в действительности он
был близок по своим
идеям к де-Местру, Бональду и Шеллингу, с которым он переписывался и который
был о нем высокого мнения.
Идеи были самые радикальные в смысле переустройства человечества, но характер бесед самый мирный и безобидный.
Петрашевский
был очень типичен для русского помещика, воспламенившегося утопическими социалистическими
идеями.
Очень важно отметить, что либеральные
идеи были всегда слабы в России и у нас никогда не
было либеральных идеологий, которые получали бы моральный авторитет и вдохновляли.
По душевной своей структуре он имел в себе типически интеллигентские черты, он
был нетерпимым фанатиком, склонен к сектантству, беззаветно увлечен
идеями, постоянно вырабатывал себе мировоззрение не из потребности чистого знания, а для обоснования своих стремлений к лучшему, более справедливому социальному строю.
Белинский
был человеком исключительных дарований и исключительной восприимчивости к
идеям, но уровень его образования
был не высокий, он почти не знал иностранных языков и знакомился с
идеями, которыми
был увлечен, из вторых рук.
Та же
идея целостности, тоталитарности потом
будет у Н. Федорова на религиозной почве и в марксизме-ленинизме.
Говорят, что дисгармония
есть условие гармонии: может
быть, это очень выгодно и усладительно для меломанов, но уж, конечно, не для тех, которым суждено выразить своею участью
идею дисгармонии».
Истоком этого атеизма
было сострадание к людям, невозможность примириться с
идеей Бога в виду непомерного зла и страданий жизни.
Чернышевский, который развивал
идеи народнического социализма, родственные Герцену, с презрением
будет говорить о Герцене, что он барин 40-х годов, который все еще продолжает думать, что он спорит в салонах с Хомяковым.
Все силы должны
быть отданы на эмансипацию земного человека, эмансипацию трудового народа от непомерных страданий, на создание условий счастливой жизни, на уничтожение суеверий и предрассудков, условных норм и возвышенных
идей, порабощающих человека и мешающих его счастью.
Проповедь свободы любви означала не проповедь распущенности, которая сильна
была именно у консервативных господствующих классов, у гвардейских офицеров и т. п., а не у нигилистов, людей
идеи.
«Мыслящий реалист» чужд всякой мечтательности и романтизма, он враг всяких возвышенных
идей, не имеющих никакого отношения к действительности и не реализуемых, он склонен к цинизму, когда речь идет об изобличении иллюзий религиозных, метафизических и эстетических, у него культ дела и труда, он признает лишь естественные науки и презирает науки гуманитарные, он проповедует мораль разумного эгоизма не потому, что он
был эгоистичнее «идеалистического» типа, — наоборот эгоистичнее
был «идеалистический» тип, — а потому, что он хотел беспощадного разоблачения обманных возвышенных
идей, которыми пользовались для самых низменных интересов.
Основная
идея его
есть захват власти, захват власти революционным меньшинством.
Достоевский тоже
был революционер, несмотря на консервативное обличье многих своих
идей.
Интернационализм
есть лишь искажение русской
идеи всечеловечности, христианской универсальности.
Русский народ по Достоевскому
есть народ-богоносец именно потому, что он носитель всечеловеческой
идеи,
идеи всечеловеческого братства.
Противоречие
было также между вселенской, всечеловеческой
идеей, носителем которой он считал русский народ, и его резкими национальными антипатиями.
Русская литература и русская мысль свидетельствуют о том, что в императорской России не
было единой целостной культуры, что
был разрыв между культурным слоем и народом, что старый режим не имел моральной опоры. Культурных консервативных
идей и сил в России не
было. Все мечтали о преодолении раскола и разрыва в той или иной форме коллективизма. Все шло к революции.
Хотя существование классовой психологии и классового искажения всех
идей и верований
есть несомненная истина, но сама психология
есть наиболее слабая сторона марксизма, психология эта
была рационалистической и совершенно устарела.
Но революционная диалектика марксизма
есть не логическая необходимость самораскрытия и саморазвития
идеи, а активность революционного человека, для которого прошлое не обязательно.
Этот «ортодоксальный» марксизм, который в действительности
был по-русски трансформированным марксизмом, воспринял прежде всего не детерминистическую, эволюционную, научную сторону марксизма, а его мессианскую, мифотворческую религиозную сторону, допускающую экзальтацию революционной воли, выдвигающую на первый план революционную борьбу пролетариата, руководимую организованным меньшинством, вдохновленным сознательной пролетарской
идеей.
В марксизме-большевизме пролетариат перестал
быть эмпирической реальностью, ибо в качестве эмпирической реальности пролетариат
был ничтожен, он
был прежде всего
идеей пролетариата, носителем же этой
идеи может
быть незначительное меньшинство.
Но очень характерно для раскола русской культуры, что и большевики, и меньшевики, и все деятели революционного социального движения вдохновлялись совсем не теми
идеями, которые господствовали в верхнем слое русской культуры, им
была чужда русская философия, их не интересовали вопросы духа, они оставались материалистами или позитивистами.
Он
был бескорыстный человек, абсолютно преданный
идее, он даже не
был особенно честолюбивым и властолюбивым человеком, он мало думал о себе.
Он утверждал не диктатуру эмпирического пролетариата, который в России
был очень слаб, а диктатуру
идеи пролетариата, которой может
быть проникнуто незначительное меньшинство.
Менее всего понимают смысл революции революционеры и контрреволюционеры. Революционеры обыкновенно не понимают смысла революции, которая не покрывается их рационалистическими
идеями, но в своей обращенности к будущему они могут
быть орудиями осуществления смысла, орудиями высшего суда. Контрреволюционеры, как люди бессильно и бесплодно обращенные к прошлому,
есть люди судимые, нераскаянные и в этом своем состоянии ничего не понимающие.
Народные массы
были дисциплинированы и организованы в стихии русской революции через коммунистическую
идею, через коммунистическую символику.
Религиозно обоснованная русская монархия
была осуждена свыше, осуждена Богом и прежде всего за насилие над церковью и религиозной жизнью народа, за антихристианскую
идею цезаропапизма, за ложную связь церкви с монархией, за вражду к просвещению.
Только аграрная революция, которая
есть не только революция социально-экономическая, но, может
быть, прежде всего революция моральная и бытовая, сделала в России возможной диктатуру пролетариата, вернее диктатуру
идеи пролетариата, так как диктатуры пролетариата, вообще диктатуры класса
быть не может.
Временное правительство возложило свои надежды на учредительное собрание,
идее которого
было доктринерски предано, оно в атмосфере разложения, хаоса и анархии хотело из благородного чувства продолжать войну до победного конца, в то время как солдаты готовы
были бежать с фронта и превратить войну национальную в войну социальную.
Менее всего, конечно, петербургская империя
была осуществлением
идеи Третьего Рима.
На Западе очень плохо понимают, что Третий Интернационал
есть не Интернационал, а русская национальная
идея.
Поражение советской России
было бы и поражением коммунизма, поражением мировой
идеи, которую возвещает русский народ.
В коммунизме
есть также верная
идея, что человек призван в соединении с другими людьми регулировать и организовывать социальную и космическую жизнь.
Русский коммунизм, если взглянуть на него глубже, в свете русской исторической судьбы,
есть деформация русской
идеи, русского мессианизма и универсализма, русского искания царства правды, русской
идеи, принявшей в атмосфере войны и разложения уродливые формы.
Коммунизм меняется, эволюционирует, он национализируется, делается более культурным, коммунистический быт обуржуазивается, и это обуржуазивание
есть большая опасность не для коммунизма только, но и для русской
идеи в мире.
Руководители живой церкви, которая сейчас потеряла всякое значение, лишены
были всяких творческих религиозных
идей.
Но это не
есть религиозная
идея.
Живоцерковники не возвысились даже до той
идеи, что в коммунизме
есть христианская правда.
Это
есть трансформация
идеи Иоанна Грозного, новая форма старой гипертрофии государства в русской истории.
Я хотел показать в своей книге, что русский коммунизм более традиционен, чем обыкновенно думают, и
есть трансформация и деформация старой русской мессианской
идеи.