Неточные совпадения
Человек потерял силу познавать
бытие, потерял доступ к
бытию и с горя начал познавать
познание.
Так и на всем познавательном пути его перед ним продолжает стоять
познание, а не
бытие.
Употребляя слово «
бытие», я не имею в виду какой-нибудь определенной онтологии, вроде, напр., онтологии св. Фомы Аквината, предшествующей критической теории
познания.
Первично же то, что
познание само есть
бытие и происходит с
бытием.
Если мы возвысимся до духовного понимания
познания, то нам станет ясно, что
познание есть акт, через который с самим
бытием что-то происходит, приходит его просветление.
Не кто-то или что-то познает
бытие как противостоящий ему предмет, а само
бытие познает себя и через
познание просветляется и возрастает.
В самом
бытии происходит расщепление, и оно выражается в
познании в форме объективации.
Противостоит
познанию как объект лишь то
бытие, которое
познанием до этого препарировано и рационализировано.
Выбрасывание
познания из
бытия есть роковой плод рационалистического просвещения, не изжитого до конца и не преодоленного.
Если
познание противостоит
бытию как объекту, то
познание не имеет никакой внутренней связи с
бытием, оно не входит в историю
бытия.
В те эпохи, когда
познание было в
бытии и происходило с
бытием, познающий мог стать и предметом
познания.
Но современный познающий, поставивший себя вне-бытия, не может стать предметом
познания, ибо предметом
познания может быть лишь
бытие, в
бытие же он не входит и не хочет войти, не хочет, чтобы
познание его было актом в
бытии, в жизни.
Познание есть посвящение в тайну
бытия, в мистерии жизни.
Познание не может из себя, из понятия создать
бытие, как того хотел Гегель.
Трагедия философского
познания в том, что, освободившись от сферы
бытия более высокой, от религии, от откровения, оно попадает в еще более тяжкую зависимость от сферы низшей, от положительной науки, от научного опыта.
Главный признак, отличающий философское
познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает
бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает
бытие как бы вне человека, отрешенно от человека.
Познание предполагает не идеальное, внечеловеческое
бытие и совершенную пассивность человека, впускающего в себя предмет
познания, мир сущностей (Wesenheiten), а человека, не психологического, а духовного человека и его творческую активность.
Если
познание происходит с
бытием, то в нем активно обнаруживается смысл, т. е. просветление тьмы
бытия.
Но и познает он совсем не
бытие, а противостоящий ему объект, коррелятивный субъекту и для
познания специально созданный.
В этом трагедия
познания, которую многие философы отлично сознавали и формулировали это так:
бытие иррационально и индивидуально, познаю же я всегда рациональное и общее.
Теория
познания, идущая от Канта, подменяет проблему человека и его силы познавать
бытие проблемой трансцендентального сознания, гносеологического субъекта или мирового духа, божественного разума.
Познание происходит в сфере идеального логического
бытия, а не в человеческой сфере.
В человеке скрыта загадка
познания и загадка
бытия.
Разрыв между трансцендентальным сознанием, гносеологическим субъектом, идеальным логическим
бытием и живым человеком, в сущности, делает
познание невозможным.
Я — человек — хочу познавать
бытие, и мне нет дела до
познания, которое совершается в сфере внечеловеческой.
И если бы
познание не было уже
бытием, то доступ к
бытию был бы ему закрыт.
Познание в
бытии совершается и является внутренним событием в
бытии, изменением
бытия.
Познание есть внутренний свет в
бытии.
Когда философы ищут интуиции, они ищут
познания, которое не есть объективирование, которое есть проникновение в глубину
бытия, приобщение к
бытию.
Познание не есть вхождение
бытия в познающего, стоящего вне
бытия.
Если познающий в
бытии, то
познание активно, есть изменение
бытия.
Познание есть духовная активность в
бытии.
Это следует уже из того, что
познание должно изливать свет, распространять его в
бытии и над
бытием.
Этическое
познание неизбежно стремится к нравственному улучшению
бытия.
Познание же, с этим связанное, есть раскрытие премудрого начала в человеке, переход к высшему сознанию и высшей стадии
бытия.
Это мы видим в творчестве
познания, в философии, которая предполагает
бытие и сотворенный Богом мир, предметные реальности, без которых мышление происходит в пустоте.
И это только есть настоящее первородное
познание, настоящая моя философия, когда я стою лицом к лицу перед тайной
бытия.
Неточные совпадения
Никто никогда не объяснил, как реальность
бытия может переходить в идеальность
познания.
Это утверждение примата
познания над
бытием последовательно проводит Коген.
Пространство, время, все категории
познания, все законы логики суть свойства самого
бытия, а не субъекта, не мышления, как думает большая часть гносеологических направлений.
Познание не есть рационализирование
бытия и жизни, а есть их внутреннее просветление, их творческое развитие.
Бытие ни в каком смысле не зависит от мышления и
познания, оно предшествует самому первоначальному познавательному акту, оно скрыто за самим этим познавательным актом.