Неточные совпадения
Немецкая гносеология всегда говорит о
субъекте и объекте, о субъективном и объективном в
познании.
Но и познает он совсем не бытие, а противостоящий ему объект, коррелятивный
субъекту и для
познания специально созданный.
Теория
познания, идущая от Канта, подменяет проблему человека и его силы познавать бытие проблемой трансцендентального сознания, гносеологического
субъекта или мирового духа, божественного разума.
Между тем как основной вопрос
познания есть вопрос об отношении между трансцендентальным сознанием или гносеологическим
субъектом и человеком, живой и конкретной человеческой личностью.
Я хочу сам познавать, а не предоставлять
познание гносеологическому
субъекту или мировому разуму, хочу
познания, как творческого акта человека.
Теория
познания должна стать философской антропологией, учением о человеке, а не учением о трансцендентальном сознании и гносеологическом
субъекте, но и не психологическим или социологическим учением о человеке, а онтологическим и пневмотологическим учением о человеке.
Вот я и спрашиваю, в чем благодатное, просветляющее действие трансцендентального сознания гносеологического
субъекта или мирового духа на человека, на живую, конкретную личность, как раскрывается сила и прочность
познания в человеке, и притом в данном человеке, а не в сфере внечеловеческой.
Разрыв между трансцендентальным сознанием, гносеологическим
субъектом, идеальным логическим бытием и живым человеком, в сущности, делает
познание невозможным.
Существование не может быть объектом познания, оно
субъект познания или, еще глубже, находится вне распадения на субъект и объект.
Мы совсем не стоим перед дилеммой или признать подлинной реальностью объект, входящий в
субъект познания, или совсем отрицать реальность, разлагая ее целиком в ощущения и понятия, созидаемые субъектом.
Счастье и несчастье исчезают: мы уже более не индивидуум, — он забыт, — а только чистый
субъект познания; мы существуем уже только как единое око мироздания, всякое различие индивидуальности уничтожается до того, что становится безразлично, принадлежит ли созерцающее око могущественному владыке или угнетенному нищему, смотрим ли мы на заходящее солнце из темницы или из дворца».
Неточные совпадения
Философ экзистенциального типа не объективирует в процессе
познания, не противополагает объект
субъекту.
Христианская философия есть философия
субъекта, а не объекта, «я», а не мира; философия, выражающаяся в
познании искупленности субъекта-человека из-под власти объекта-необходимости.
Я готов себя сознать романтиком вот по каким чертам: примат
субъекта над объектом, противление детерминизму конечного и устремление к бесконечному, неверие в достижение совершенства в конечном, интуиция против дискурсии, антиинтеллектуализм и понимание
познания как акта целостного духа, экзальтация творчества в человеческой жизни, вражда к нормативизму и законничеству, противоположение личного, индивидуального власти общего.
Меня никогда не интересовал объект,
познание объекта, меня интересует судьба
субъекта, в котором трепещет вселенная, смысл существования
субъекта, который есть микрокосм.
Но когда познающий
субъект направляется на самого себя как на предмет
познания, то возникают трудности, на которые много раз указывали и которые преувеличивали.