Неточные совпадения
Основным является не вопрос о
цели, которой должна быть подчинена наша нравственная жизнь,
цели, извне данной и навязанной или имманентной, а вопрос об источнике
творческой жизни, об энергии, реализующейся в нашей жизни.
Цель полагается в свободном
творческом акте, ценность творится.
И потому свободу она должна понимать как первоисточник, как внутреннюю
творческую энергию, а не как способность следовать нормам и осуществлять заданную
цель.
Человек есть существо, действующее не по
целям, а в силу заложенной в нем
творческой свободы и энергии и благодатного света, озаряющего его жизнь.
Для нее нравственная
цель жизни не самоспасение, не искупление вины, а
творческое осуществление правды и создание ценности, хотя бы ценность эта была не нравственного порядка.
В добре важнее всего реализуемая
творческая энергия, а не идеальная нормативная
цель.
Человек осуществляет добро совсем не потому, что он ставит себе
целью осуществить добро, а потому, что он добр или добродетелен, т. е. заключает в себе
творческую энергию добра.
Телеологическая этика всегда обнаруживает отсутствие нравственного воображения, ибо мыслит
цель как норму должного, а не как образ, т. е. порождение
творческой энергии жизни.
Нравственная жизнь должна слагаться не по
цели и норме, а по образу и
творческому излучению.
Телеологическая этика, основанная на идее добра как абсолютной
цели, враждебна свободе, в то время как этика
творческая и энергетическая есть этика свободы.
В первом случае человек находится во власти этой
цели и созданного ей времени, во втором случае он владеет временем, ибо в нем реализует свою
творческую энергию.
Или будущее определяется мучительной заботой и долгом и повелением осуществить поставленную
цель, или оно определяется нашей
творческой энергией, созидательным жизненным порывом, в котором выковываются ценности.
Лжи, которой полна социальная обыденность и которой она требует как добра, нужно противопоставлять не высокие
цели, остающиеся отвлеченными (часто и сама социальная обыденность любит прикрываться высокими
целями), а высокий дух,
творческую духовную силу.
Для Бога человеческая личность есть
цель, есть его Друг, от которого он ждет ответной любви и
творческого подвига.
Для человека Бог есть
цель, предмет его любви, тот, во имя кого он совершает
творческие акты.
Измените обстановку, отнимите у Гонкура его доход, он останется все тем же артистом, все тем же другом труда, способным на страстное преследование своих задушевных,
творческих целей.
По великому сибирскому пути, на протяжении тысяч верст, медленно двигался огромный, мутно-пьяный, безначально-бунтовской поток. Поток этот, полный слепой и дикой жажды разрушения, двигался в берегах какого-то совсем другого мира. В этом другом мире тоже была великая жажда разрушения, но над нею царила светлая мысль, она питалась широкими,
творческими целями. Был ясно сознанный враг, был героический душевный подъем.
Неточные совпадения
Природа — нежная артистка здесь. Много любви потратила она на этот, может быть самый роскошный, уголок мира. Местами даже казалось слишком убрано, слишком сладко. Мало поэтического беспорядка, нет небрежности в творчестве, не видать минут забвения, усталости в
творческой руке, нет отступлений, в которых часто больше красоты, нежели в
целом плане создания.
Сосредоточенность на материальной стороне жизни, которая наиболее далека от свободы, ведет к тому, что в ней начинают видеть не средства, а
цель жизни,
творческую духовную жизнь или совсем отрицают, или подчиняют материальной жизни, от нее получают директивы.
Развитие
творческих сил народа с
целью столь беспрепятственного взыскания податей и сборов, которое исключало бы самое понятие о «недоимке»; изыскание новых источников производительности, в видах воспособления государственному казначейству, и, наконец, упразднение военных экзекуций, как средства, не всегда достигающего
цели и притом сопряженного с издержками для казны, — вот вся сущность чухломской конституции.
Знайте, господа, что премудрая природа тратит свои
творческие силы на создание
целой нации только для того, чтобы из нее вылепить два или три десятка избранников.
Художник дополняет отрывочность схваченного момента своим
творческим чувством, обобщает в душе своей частные явления, создает одно стройное
целое из разрозненных черт, находит живую связь и последовательность в бессвязных, по-видимому, явлениях, сливает и переработывает в общности своего миросозерцания разнообразные и противоречивые стороны живой действительности.