Неточные совпадения
Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное, не как часть
природы и общества, а как личность, именно как личность.
Достоевский, Киркегардт, Ницше увидели с особенной остротой в
человеке трагическое начало и противоречивость его
природы.
Именно сознание личности в
человеке говорит о его высшей
природе и высшем призвании.
Человек есть личность не по
природе, а по духу.
Вся тяжесть, наложенная на
человека природой и обществом, историей и требованиями цивилизации, есть поставленное перед нами затруднение, требующее сопротивления и творческого претворения в личное, единственно личное.
Личность совсем не есть душа в отличие от тела, связывающего
человека с жизнью
природы.
Личность есть свобода и независимость
человека в отношении к
природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот.
Личность не порождается родовым космическим процессом, не рождается от отца и матери, она происходит от Бога, является из другого мира; она свидетельствует о том, что
человек есть точка пересечения двух миров, что в нем происходит борьба духа и
природы, свободы и необходимости, независимости и зависимости.
Ошибка гуманизма была совсем не в том, что он слишком утверждал
человека, что он толкал на путь человекобожества, как часто утверждалось в русской религиозной мысли, а в том, что он недостаточно, не до конца утверждал
человека, что он не мог гарантировать независимость
человека от мира и заключал в себе опасность порабощения
человека обществу и
природе.
Но в
человеке есть божественный элемент, в нем есть как бы две
природы, в нем есть пересечение двух миров, он несет в себе образ, который есть и образ человеческий и образ Божий и есть образ человеческий в меру того, как осуществляется образ Божий.
Вне этого есть лишь растворение
человека в безличной
природе.
Экономическое рабство
человека, бесспорно, означает отчуждение человеческой
природы и превращение
человека в вещь.
Но для освобождения
человека его духовная
природа должна ему быть возвращена, он должен сознать себя свободным и духовным существом.
Если же
человек остается существом материальным и экономическим, духовная же его
природа признается иллюзией сознания, обманной идеологией, то
человек остается рабом и раб по
природе.
Бог — господин,
человек — раб; церковь — господин,
человек — раб; государство — господин,
человек — раб; общество — господин,
человек — раб; семья — господин,
человек — раб;
природа — господин,
человек — раб; объект — господин, человек-субъект — раб.
Авторитарному сознанию или авторитарному строю жизни нужно противополагать не разум, не
природу и не суверенное общество, а дух, т. е. свободу, духовное начало в
человеке, образующее его личность и независимое от объективированной
природы и от объективированного логического мира.
Рабство
человека у
природы, у космоса часто лишь неуловимо отличается от рабства у Бога, как объекта. «Gott ist todt, — говорит Заратустра у Ницше, — an seinem Mitleiden mit den Menschen ist Gott gestorben».
Но все согласны в том, что существует рабство
человека у
природы.
Человек, коллективный
человек борется против порабощающей его и угрожающей ему стихийной
природы, гуманизирует окружающую его природную среду, создает орудия борьбы, которые стоят между нами и
природой, переходит в роковую действительность техники, цивилизации, разума, от которых ставит в зависимость свою судьбу.
Человек начал борьбу, он разом и повернулся более к
природе и более оттолкнулся от её внутренней жизни.
Вопрос об общении
человека с космической жизнью находится вне этого понимания
природы, как объективации.
Рабство
человека у
природы есть рабство у этой объективации, у этой отчужденности, у этой детерминированности.
Личность есть восстание
человека против рабства у
природы.
Эмпирически это восстание
человека против рабства у
природы лишь частично удается, он легко впадает опять в рабство и иногда идеализирует это рабство.
Эти
люди подчинили себя внешней
природе.
Человек превратился в часть
природы.
Но, как не раз уже было сказано,
человек по своему образу,
человек как личность не есть часть
природы, он несет в себе образ Бога.
В
человеке есть
природа, но он не есть
природа.
Рабство
человека у
природы, как, впрочем, и всякое рабство, есть рабство у объектности.
Существуют элементарные формы рабства
человека у
природы, на которые он не дает сознательного согласия.
Это есть рабство у так называемых «законов»
природы, которые открывает и конструирует
человек своим научным познанием.
Техническая власть
человека над
природой с этим связана.
В этой технической власти
человек освобождается, частично освобождается от рабства у стихийных сил
природы, но легко попадает в рабство у самой созданной им техники.
Техника, машина имеет космогонический характер и означает появление как бы новой
природы, во власти которой находится
человек.
С
природой, основанной на детерминизме и закономерности,
человек борется.
Природа божественна, благостна, она приносит излечение больному и разорванному
человеку цивилизации.
Человек хочет победить объективацию, вернуть экстериоризированную, отчужденную
природу, но не достигает этого реально, экзистенциально.
Борясь с необходимостью
природы,
человек создал цивилизацию, воздух которой удушлив, нормы которой не дают свободы движения.
Объективированная
природа с её детерминизмом мстила за своё кажущееся отрицание и делала
человека рабом, но психологически это носило иной характер, чем обыкновенная природная детерминация.
Так происходило возвращение к языческому космоцентризму, духи и демоны
природы вновь поднимались из закрытой глубины природной жизни и овладевали
человеком.
Человека справедливо мучит его отчужденность от внутренней жизни
природы, он не может вынести давящего механизма
природы, он, в сущности, хочет возвращения космоса внутрь
человека.
Мы и присутствуем как бы при освобождении демонов
природы, которые овладевают
человеком.
При этом личность неизбежно подчинена и порабощена органическому и в конце концов космическому целому,
человек становится лишь органом и отменяются все свободы
человека, связанные с его духовной независимостью от общества и
природы.
Рабству
человека у общества нужно противопоставлять не разум рационализма или
природу, признанную благостной, а дух, свободу духа и личность в своем духовном качестве не зависящую от общества и
природы.
Объективность общественных явлений, превышающая человеческое существование, есть объективация, отчуждение человеческой
природы, вследствие которой общественные отношения
человека с
человеком представляются реальностями, находящимися вне
людей и над
людьми.
Представляется же наоборот, потому что
человек экстериоризирует свою
природу и подвергается иллюзии объективации.
Объективация человеческой
природы делает
человека существом, состоящим из частичных свойств, национальных, социальных, профессиональных, претендующих на целостность.
Человек находится в рабстве не только у
природы и общества, но и у цивилизации.
Цивилизация создана
человеком, чтобы освободиться от власти стихийных сил
природы.
Человек выдумал орудия, которые поставил между собой и
природой, и потом бесконечно совершенствовал эти орудия.