Неточные совпадения
Человек иного, не интеллигентского
духа —
национальный гений Лев Толстой — был поистине русским в своей религиозной жажде преодолеть всякую
национальную ограниченность, всякую тяжесть
национальной плоти.
Вселенский
дух Христов, мужественный вселенский логос пленен женственной
национальной стихией, русской землей в ее языческой первородности.
Большое дело, совершенное Владимиром Соловьевым для русского сознания, нужно видеть прежде всего в его беспощадной критике церковного национализма, в его вечном призыве к вселенскому
духу Христову, к освобождению Христова
духа из плена у
национальной стихии, стихии натуралистической.
Она пробуждает глубокое чувство народного,
национального единства, преодолевает внутренний раздор и вражду, мелкие счеты партий, выявляет лик России, кует мужественный
дух.
Истинный русский мессианизм предполагает освобождение религиозной жизни, жизни
духа от исключительной закрепощенности у начал
национальных и государственных, от всякой прикованности к материальному быту.
Русский
дух был окутан плотным покровом
национальной материи, он тонул в теплой и влажной плоти.
Русское
национальное самосознание должно полностью вместить в себя эту антиномию: русский народ по
духу своему и по призванию своему сверхгосударственный и сверхнациональный народ, по идее своей не любящий «мира» и того, что в «мире», но ему дано могущественнейшее
национальное государство для того, чтобы жертва его и отречение были вольными, были от силы, а не от бессилия.
Огромной силе, силе
национальной стихии, земли не противостоит мужественный, светоносный и твердый
дух, который призван овладеть стихиями.
Но либеральный империализм слишком уж создается по образцам западноевропейским, слишком уж мало русский и
национальный по
духу.
Но это — трусливый и маловерный национализм, это — неверие в силу русского
духа, в несокрушимость
национальной силы, это — материализм, ставящий наше духовное бытие в рабскую зависимость от внешних материальных условий жизни.
Стала ли она от этого менее
национальной, утеряла ли свой самобытный
дух?
Все народы, все страны проходят известную стадию развития и роста, они вооружаются орудиями техники научной и социальной, в которой самой по себе нет ничего индивидуального и
национального, ибо в конце концов индивидуален и национален лишь
дух жизни.
Национальный организм, всегда представляющий собой бытие партикуляристическое, а не универсальное, не вмещает в себе вселенского, всечеловеческого
духа, но имеет претензию быть всем и все поглощать.
Национальные движения XIX века глубоко противоположны универсальному
духу средних веков, которыми владели идеи всемирной теократии и всемирной империи и которые не знали национализма.
— Особенности
национального духа, община, свирели, соленые грибы, паюсная икра, блины, самовар, вся поэзия деревни и графское учение о мужицкой простоте — все это, Самгин, простофильство, — говорил Кутузов, глядя в окно через голову Клима.
Неточные совпадения
— Мне не нравится в славянофильстве учение о
национальной исключительности, — заметил Привалов. — Русский человек, как мне кажется, по своей славянской природе, чужд такого
духа, а наоборот, он всегда страдал излишней наклонностью к сближению с другими народами и к слепому подражанию чужим обычаям… Да это и понятно, если взять нашу историю, которая есть длинный путь ассимиляции десятков других народностей. Навязывать народу то, чего у него нет, — и бесцельно и несправедливо.
Катастрофический, полный мировой тревоги и мировых предчувствий
дух Достоевского и есть наш
национальный мистический
дух.
При сем, развивая свою мысль в
духе высшей же, вероятно, политики, заговорил о
национальном фанатизме и нетерпимости.
— Да, непременно, — говорит, — дадут; у нас все это хорошо обставлено, в
национальном русском
духе: чухонский граф из Финляндии, два остзейские барона и три жида во главе предприятия, да полторы дюжины полячишек для сплетен. Непременно дадут.
Поэтому всякая хозяйственная эпоха имеет и свой художественный стиль, в котором отражается
дух этой эпохи,
национальный вкус, художественная преемственность или школа и под.