Неточные совпадения
Однако только опознанное в религиозном опыте Трансцендентное,
сущее выше мира, открывает глаза на трансцендентное в мире, другими словами, лишь непосредственное чувство
Бога дает видеть божественное в мире, познавать мир как откровение Божие, научает в имманентном постигать трансцендентное, воспринимать мир как
Бога, становящегося и открывающегося.
И эта мыслимость всего
сущего, нисколько не противоречащая его недомыслимости, есть имманентная норма жизни духа, и ее не могут нарушить даже и те, кто на словах ее отвергают, ибо и агностицизм всегда есть уже некоторый догматизм, некоторое положительное догматическое учение о
Боге, хотя бы и минимального содержания.
А если иногда мы и именуем Его такими выражениями, как Единый, Благий, Дух,
Сущий, Отец,
Бог, Творец, Господь, мы употребляем их не в качестве Его имени.
«Нет такой природы (по свидетельству ап. Иоанна), для которой
Бог был бы видим [Ориген ссылается на слова ап. Иоанна: «
Бога не видел никто никогда; единородный Сын,
Сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1, 18).
Ибо
Бог превышает (ύπερκείται) всякую сущность, сам не будучи чем-либо из
сущего, но превыше
сущего, и из Него же все
сущее; ибо только для всех скрытое божество одного
Бога есть изначальная божественная (θεαρχική) сила, которая управляет и т. наз.
богами, и ангелами, и святыми людьми, а также она творит (δημιουργός) тех, кто чрез сопричастность становится
богами, действительно, сама происходя из себя самой и беспричинно будучи божеством» (εξ εαυτής και άναιτίως αϋτοθεοτης οδσα).] от всего
сущего (δια της πάντων όντων αφαιρέσεως).
Идя этим путем, мы неизбежно приходим к апофатическому определению, что на языке
сущего Божество есть «подлинное ничто» [Св. Максим комментирует понятие αυτό το ουδέν: «Что
Бог есть ничто (ουδέν), надо понимать в том смысле, что Он ничто (μηδέν) из существующего, ибо выше всего виновник всего, почему богословы говорят, что
Бог везде и нигде.
«Как мы можем познавать
Бога не мыслимого, не воспринимаемого чувствами и вообще не составляющего чего-либо из
сущего?
Потому
Бог познается во всем и помимо всего; и в ведении познается
Бог, и в неведении, и Ему присуши и мышление, и разум, и знание, и осязание, и ощущение, и представление, и фантазия, и имя, и все прочее, а вместе Он не мыслится, не высказывается, не именуется, и не есть что-либо из
сущего, и не познается в чем-либо
сущем; и во всем есть все, и в ничем ничто (εν οΰδενΐ ουδέν), и во всем познается всеми, и ни в чем никем» (εξ οΰδενός οΰδενί) (de d. п., VII, 3, с.
«О δε θεός απλώς καϊ αορίστως υπέρ πάντα τα όντα εστί —
Бог просто и беспредельно выше всего
сущего».
Если же
Бог природа, то все другое не есть природа; если же все другое есть природа, то Он не природа, так же как не есть и
сущее (öv), если другое есть
сущее.
Хотя
Бог есть и называется природой всего
сущего, ибо все Ему причастно и существует в силу этой причастности, но не причастности (μεθέξει) к Его природе, а к Его энергиям.
Троицы, как
сущего в Себе
Бога, и между божественными энергиями, но, в свою очередь, не менее глубокая граница существует между этими несозданными (ακτιστος) энергиями и тварным, созданным бытием, к которому приравнивали их валаамиты.
Бог сам в себе самом совершенно не знает, что Он не есть, но так же не знает себя и как
сущего.
Бог есть нечто
сущее, это неправда, Он есть нечто вполне преизбыточное, Он есть сверхсущее небытие.
Соловьев явно смешивает или, по крайней мере, недостаточно различает
Бога, как НЕ-что отрицательного богословия, и
Бога, раскрывающегося в мире [Вот типичное смешение: «Мы обозначим этот фазис абсолютно
сущего как Эн-соф или Бог-Отец (прабог)» (I, 347).
И первое откровение о
Боге, данное Моисею, было о Нем как Лице: Сый [Церковнослав.:
Сущий.
«
Бог сказал Моисею: Я есмь
Сущий» (Исх. 3:14).].
Этот
Бог, в свободе Которого содержится возможность в себе
сущее Своего существа положить как противоположность, как отдельно от себя
сущее и вне себя
сущее, этот
Бог есть полный
Бог,
Бог во всем всеединстве, не только в себе
сущий, ибо этот был бы не свободен для себя.
Бог есть виновник-не только бытия, но и небытия, эта головокружительная по смелости и глубокомыслию формула принадлежит не кому иному, как таинственному автору «Ареопагитик» и комментатору его св. Максиму Исповеднику, — столпам православного богословствования [В творении «О божественных именах» св. Дионисий Ареопагит говорит, что, «если позволительно сказать, само не-сущее стремится к благу, стоящему выше всего существующего, старается и само как-нибудь быть в благе» (και αυτό το μη öv έφίεται και φιλονικεϊ πως εν τοίγαθώ και αυτό είναι) (De d. п., IV, 3 Migne, III, 64714).
Абсолютное выше бытия, оно создает бытие, и это создание есть творение из ничего, положение бытия в небытии [Вопрос этот составлял предмет спора между итальянскими мыслителями Розмини и Джоберти, причем первый определяет
Бога именно как абсолютное бытие, второй же различает
сущее и существующее, причем, по формуле Джоберти,
сущее творит существующее (ср. В. Эрн.
«Не будучи ни
Богом, ни ничем, творение стоит как бы после
Бога и прежде ничто, между
Богом и ничто, как один из мудрых сказал: «
Бог — противоположность ничто через опосредование
сущего».
Рядом со сверхбытийно
сущим Абсолютным появляется бытие, в котором Абсолютное обнаруживает себя как Творец, открывается в нем, осуществляется в нем, само приобщается к бытию, и в этом смысле мир есть становящийся
Бог.
Бог есть и Абсолютное, и Творец мира, — и сверхбытийное
Сущее, и
Бог как основа всяческого бытия.
Господь Иисус есть
Бог, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в Нем «обитает вся полнота Божества телесно» [Кол. 2:9.]; как
Бог, в абсолютности Своей Он совершенно трансцендентен миру, премирен, но вместе с тем Он есть совершенный Человек, обладающий всей полнотой тварного, мирового бытия, воистину мирочеловек, — само относительное, причем божество и человечество, таинственным и для ума непостижимым образом, соединены в Нем нераздельно и неслиянно [Это и делает понятной, насколько можно здесь говорить о понятности, всю чудовищную для разума, прямо смеющуюся над рассудочным мышлением парадоксию церковного песнопения: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко
Бог, в рай же с разбойником и на престоле
сущий со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный» (Пасхальные часы).].
«
Бог есть царь веков… и Он не был, ни будет, ни стал, ни становится, тем более не есть, но сам Он есть бытие
сущим (το είναι τοις ουσιν) и не только
сущее, но и само бытие
сущего, из предвечно (προαιωνίως)
сущего» (de n. d., V, 4, col. 817) [Ср. Мистическое богословие.
Присутствие
Бога в твари, вечность во временности, нужно понимать как теофанию, преломление в призме времени вечно
сущего, которое посылает свет и тепло всему, подобно солнцу, само ни в чем не нуждаясь, ничего не принимая и не теряя.
И эта земля есть в потенции своей Богоземля; эта матерь таит в себе уже при сотворении своем грядущую Богоматерь, «утробу божественного воплощения», «лествицу небесную, ею же сниде
Бог», «мост, приводяй
сущих от земли на небо» (из акафиста Богоматери).
В своем комментарии к этому творению Ареопагита св. Максим Исповедник говорит следующее: «Мы сказали, что если
Бог, сверхсущественно
сущий (ύπερουσίως δν), называется безначальным и всего виновником, то антитезой, предлогом бытия и бессущностным (εσχατον των όντων και οίνούσιον) подобно тому, как
Бог сверхсущностен, является материя (Ολη), она называется и не (μη) существующим и существующим в (εν)
Боге, возникая благодаря Его благости, и через смещение с чувственным становится не вполне злом и не вполне добром, обнаруживаясь через неустойчивое (αστατον).
Люди «одни из тварей, кроме способности к разуму и слову, имеют еще чувственность (το αισθητικό ν), которая, будучи по природе соединена с умом, изобретает многоразличное множество искусств, умений и знаний: занятие земледелием, строение домов и творчество из не-сущего (προάγειν ёк μη οντων), хотя и не из совершенно не
сущего (μη ёк μηδαμώς όντων) — ибо это принадлежит лишь
Богу — свойственно одному лишь человеку…
Иегова открылся Моисею как вечно
Сущий («Я семь, Который буду» [В русском синодальном переводе: «Я есмь
Сущий» (Исх. 13:14).]), живой и ипостасный
Бог.
В Ветхом Завете
Бог открылся как
Сущий.