Неточные совпадения
Затем Самгин почувствовал, что никогда еще не был он таким хорошим, умным и почти до слез несчастным, как
в этот странный час,
в рядах
людей, до немоты очарованных старой, милой ведьмой, явившейся из древних сказок
в действительность, хвастливо построенную наскоро и напоказ.
— Ну, так что? — спросил Иноков, не поднимая головы. — Достоевский тоже включен
в прогресс и
в действительность. Мерзостная штука
действительность, — вздохнул он, пытаясь загнуть ногу к животу, и, наконец, сломал ее. — Отскакивают от нее
люди — вы замечаете это? Отлетают
в сторону.
— Мысль, что «сознание определяется бытием», — вреднейшая мысль, она ставит
человека в позицию механического приемника впечатлений бытия и не может объяснить, какой же силой покорный раб
действительности преображает ее? А ведь
действительность никогда не была — и не будет! — лучше
человека, он же всегда был и будет не удовлетворен ею.
«Сыты», — иронически подумал он, уходя
в кабинет свой, лег на диван и задумался: да, эти
люди отгородили себя от
действительности почти непроницаемой сеткой слов и обладают завидной способностью смотреть через ужас реальных фактов
в какой-то иной ужас, может быть, только воображаемый ими, выдуманный для того, чтоб удобнее жить.
Однако он видел: страх недолго живет
в людях, убежденных, что они могут изменить
действительность, приручить ее.
Всю жизнь ему мешала найти себя эта проклятая, фантастическая
действительность, всасываясь
в него, заставляя думать о ней, но не позволяя встать над нею
человеком, свободным от ее насилий.
— Томилина помнишь? Вещий
человек. Приезжал сюда читать лекцию «Идеал,
действительность и «Бесы» Достоевского». Был единодушно освистан. А
в Туле или
в Орле его даже бить хотели. Ты что гримасничаешь?
Разговорам ее о религии он не придавал значения, считая это «системой фраз»; украшаясь этими фразами, Марина скрывает
в их необычности что-то более значительное, настоящее свое оружие самозащиты;
в силу этого оружия она верит, и этой верой объясняется ее спокойное отношение к
действительности, властное — к
людям. Но — каково же это оружие?
Гоголь и Достоевский давали весьма обильное количество фактов, химически сродных основной черте характера Самгина, — он это хорошо чувствовал, и это тоже было приятно. Уродливость быта и капризная разнузданность психики объясняли Самгину его раздор с
действительностью, а мучительные поиски героями Достоевского непоколебимой истины и внутренней свободы, снова приподнимая его, выводили
в сторону из толпы обыкновенных
людей, сближая его с беспокойными героями Достоевского.
«Родится
человек, долго чему-то учится, испытывает множество различных неприятностей, решает социальные вопросы, потому что
действительность враждебна ему, тратит силы на поиски душевной близости с женщиной, — наиболее бесплодная трата сил.
В сорок лет
человек становится одиноким…»
«Истина с теми, кто утверждает, что
действительность обезличивает
человека, насилует его. Есть что-то… недопустимое
в моей связи с
действительностью. Связь предполагает взаимодействие, но как я могу… вернее: хочу ли я воздействовать на окружающее иначе, как
в целях самообороны против его ограничительных и тлетворных влияний?»
«По отношению к
действительности каждый из нас является истцом, каждый защищает интересы своего «я» от насилия над ним.
В борьбе за материальные интересы
люди иногда являются личными врагами, но ведь жизнь не сводится вся целиком к уголовному и гражданскому процессу, теория борьбы за существование не должна поглощать и не поглощает высших интересов духа, не угашает священного стремления
человека познать самого себя».
Он понимал, что у этих
людей под критикой скрывается желание ограничить или же ликвидировать все попытки и намерения свернуть шею
действительности направо или налево, свернуть настолько круто, что критики останутся где-то
в стороне,
в пустоте, где не обитают надежды и нет места мечтам.
Среди них немалое количество неврастеников, они читали Фрейда и, убежденные, что уже «познали себя», особенно крепко были уверены
в своей исключительности. Все эти
люди желали встать над
действительностью, почти все они были беспартийны, ибо опасались, что дисциплина партии и программы может пагубно отразиться на своеобразии их личной «духовной конституции». Социальная самооценка этих
людей была выражена Алябьевым.
Но он держал их
в резерве, признавая за ними весьма ценное качество — способность отводить
человека далеко
в сторону от
действительности, ставить его над нею.
Это умонастроение слежалось у Клима Ивановича Самгина довольно плотно, прочно, и он свел задачу жизни своей к воспитанию
в себе качеств вождя, героя,
человека, не зависимого от насилий
действительности.
Неточные совпадения
При первом столкновении с этой
действительностью человек не может вытерпеть боли, которою она поражает его; он стонет, простирает руки, жалуется, клянет, но
в то же время еще надеется, что злодейство, быть может, пройдет мимо.
Но
в действительности, увидав ее
в среде этих чуждых для нее
людей, с их новым для Дарьи Александровны хорошим тоном, ей было неловко.
Вы мне опять скажете, что
человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете
в действительность Печорина?
Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти
в голову
человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к
действительности: идеи — создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот,
в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как
человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.
Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих и печальною своею
действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство
человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался и
в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы.