Неточные совпадения
Ямщик по обыкновению своему поскакал во всю лошадиную
мочь, и в несколько минут я
был уже за городом.
Я понял его мысль, вынул из кошелька… и, дав ему, советовал, что, приехав в Петербург, он продал бы бумагу свою на вес разносчикам для обвертки; ибо мнимое маркизство скружить
может многим голову, и он причиною
будет возрождению истребленного в России зла — хвастовства древния породы.
Да и если б я
мог достаточные дать черты каждому души моея движению, то слабы еще
были бы они для произведения в тебе подобного тем чувствованиям, какие в душе моей возникали и теснилися тогда.
Среди таковых горестных размышлений увидели мы близ противоположного берега, в расстоянии от нас каком то
было, точно определить не
могу, два пятна черные на воде, которые, казалося, двигалися.
Но поступком его подчиненного столь
был раздражен, что я не
мог умерить своих слов.
Но, опомнясь, убедился воспоминовением многих примеров, что мое мщение
будет бесплодно, что я же
могу прослыть или бешеным, или злым человеком; смирился.
Я, сделав выправки сколько
мог, нашел, что начету на мне или совсем бы не
было или бы
был очень малый, и для того просил, чтобы сделали расчет со мною, ибо я по нем
был порукою.
— Сие несчастное приключение ускорило рождение младенца целым месяцем, и все способы бабки и доктора, для пособия призванных,
были тщетны и не
могли воспретить, чтобы жена моя не родила чрез сутки.
Ты виною
будешь, если мать восплачет о сыне своем, убиенном на ратном поле, и жена о муже своем; ибо опасность плена едва оправдать
может убийство, войною называемое.
Разверни новейшие таинственные творения, возмнишь быти во времена схоластики и словопрений, когда о речениях заботился разум человеческий, не мысля о том,
был ли в речении смысл; когда задачею любомудрия почиталося и на решение исследователей истины отдавали вопрос, сколько на игольном острии
может уместиться душ.
Труд сего писателя бесполезен не
будет, ибо, обнажая шествие наших мыслей к истине и заблуждению, устранит хотя некоторых от пагубныя стези и заградит полет невежества; блажен писатель, если творением своим
мог просветить хотя единого, блажен, если в едином хотя сердце посеял добродетель.
Счастливыми назваться мы
можем: ибо не
будем свидетели крайнего посрамления разумныя твари.
Ближние наши потомки счастливее нас еще
быть могут.
Много
было писано о праве народов; нередко имеют на него ссылку; но законоучители не помышляли,
может ли
быть между народами судия.
На следующий год
был льну неурожай, и я не
мог поставить, что законтрактовал.
Я видел (да и
может ли
быть иначе), что закон судит о деяниях, не касаяся причин, оные производивших.
Но я худой живописец; или если бы я
мог в чертах лица читать внутренности человека с Лаватеровою проницательностию, то бы и тогда картина асессоровой семьи
была примечания достойна.
Сей день путешествие мое
было неудачно; лошади
были худы, выпрягались поминутно; наконец, спускаяся с небольшой горы, ось у кибитки переломилась, и я далее ехать не
мог. — Пешком ходить мне в привычку. Взяв посошок, отправился я вперед к почтовому стану. Но прогулка по большой дороге не очень приятна для петербургского жителя, не похожа на гулянье в Летнем саду или в Баба, скоро она меня утомила, и я принужден
был сесть.
Но не возмните в восторге рассудка, что
можете сокрушить корени страстей, что нужно
быть совсем бесстрастну.
Не достоинство
есть воздержатися от худых помыслов, не
могши их сотворить.
Приступим ныне вкратце к правилам общежития. Предписать их не можно с точностию, ибо располагаются они часто по обстоятельствам мгновения. Но, дабы колико возможно менее ошибаться, при всяком начинании вопросите ваше сердце; оно
есть благо и николи обмануть вас не
может. Что вещает оно, то и творите. Следуя сердцу в юности, не ошибетеся, если сердце имеете благое. Но следовати возмнивый рассудку, не имея на браде власов, опытность возвещающих,
есть безумец.
А если доле заставите воздыхать первостатейного бесплодно, то он,
будучи занят делами государственными, вас оставит, дабы не терять с вами драгоценнейшего времени, которое он лучше употребить
может на пользу общественную.
Где нет соразмерности в летах, там и брака
быть не
может.
Если муж десяти лет, а жена двадцати пяти, как то бывает часто во крестьянстве; или если муж пятидесяти, а жена пятнадцати или двадцати лет, как то бывает во дворянстве, —
может ли
быть взаимное чувств услаждение?
Неравенством лет нарушается единый из первейших законов природы; то
может ли положительной закон
быть тверд, если основания не имеет в естественности?
— Но
может ли тут
быть взаимность, где с одной стороны пламя, а с другой нечувствительность?
Может ли
быть тут плод, если насажденное древо лишается благодетельного дождя и питающия росы?
— Одно условие брачного договора
может и в неравенстве
быть исполняемо: жить вместе.
Под державным его покровом свободно и сердце наше, в молитвах ко всевышнему творцу воссылаемых, с неизреченным радованием сказати
можем, что отечество наше
есть приятное божеству обиталище; ибо сложение его не на предрассудках и суевериях основано, но на внутреннем нашем чувствовании щедрот отца всех.
Но если ужас гибели и опасность потрясения стяжаний подвигнуть
может слабого из вас, неужели не
будем мы толико мужественны в побеждении наших предрассуждений, в попрании нашего корыстолюбия и не освободим братию нашу из оков рабства и не восстановим природное всех равенство?
Сколь она
была некстати нынешним временам и оным несоразмерна, всяк сам
может вообразить.
Но чем народ просвещеннее, то
есть чем более особенников в просвещении, тем внешность менее действовать
может.
Но если пышная внешность нам бесполезна, колико вредны в государстве
быть могут ее оберегатели.
Единственною должностию во служении своем имея угождение нам, колико изыскательны
будут они во всем том, что нам нравиться
может.
— Типографии у нас всем иметь дозволено, и время то прошло, в которое боялися поступаться оным дозволением частным людям; и для того, что в вольных типографиях ложные
могут печатаны
быть пропуски, удерживались от общего добра и полезного установления.
Но где
есть няньки, то следует, что
есть ребята, ходят на помочах, от чего нередко бывают кривые ноги; где
есть опекуны, следует, что
есть малолетные, незрелые разумы, которые собою править не
могут.
Недоросль
будет всегда Митрофанушка, без дядьки не ступит, без опекуна не
может править своим наследием.
Чем государство основательнее в своих правилах, чем стройнее, светлее и тверже оно само в себе, тем менее
может оно позыбнуться и стрястися от дуновения каждого мнения, от каждой насмешки разъяренного писателя; тем более благоволит оно в свободе мыслей и в свободе писаний, а от нее под конец прибыль, конечно,
будет истине.
Правитель государства да
будет беспристрастен во мнениях, дабы
мог объяти мнения всех и оные в государстве своем дозволять, просвещать и наклонять к общему добру: оттого-то истинно великие государи столь редки».
Когда все
будет в порядке, когда решения всегда
будут в законе, когда закон основан
будет на истине и заклеплется удручение, тогда разве, тогда личность
может сделать разврат.
Если, читая их, юноши пристрастятся к крайнему услаждению любовной страсти, то не
могли бы того произвести в действие, не бы
были торгующие своею красотою.
Что
быть бы
могло, если бы троеначальники за благо положили осудить разум Цицерона?» Но мучитель скоро отмстил за Лабиения тому, кто исходатайствовал сожжение его сочинений.
Если мщение когда-либо извинительно
быть может, то разве сие.
Кто
может за то поручиться, что Несторий, Арий, Евтихий и другие еретики
быть бы
могли предшественниками Лутера и, если бы вселенские соборы не
были созваны, что бы Декарт родиться
мог десять столетий прежде?
Надеяся твердо на ваше благоразумие и осторожность, мы вам поручаем: когда назначаемые к переводу, печатанию или продаже сочинения или книги к вам принесены
будут, то вы рассмотрите их содержание, и если нелегко можно дать им истинный смысл или
могут возродить заблуждения и соблазны или оскорбить целомудрие, то оные отвергните; те, которые вы отпустите свободными, имеете вы подписать своеручно, а именно на конце двое от вас, дабы тем виднее
было, что те книги вами смотрены и утверждены.
В проекте о образе правления в Пенсильванском государстве, напечатанном, дабы жители оного
могли сообщать свои примечания, в 1776 году в июле, отделение 35: «Свобода печатания отверста да
будет всем, желающим исследовать законодательное правительство, и общее собрание да не коснется оныя никаким положением.
«Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла, ой люли, люли, люли, люли»… Хоровод молодых баб и девок — пляшут — подойдем поближе, — говорил я сам себе, развертывая найденные бумаги моего приятеля. Но я читал следующее. Не
мог дойти до хоровода. Уши мои задернулись печалию, и радостный глас нехитростного веселия до сердца моего не проник. О мой друг! где бы ты ни
был, внемли и суди.
Он употреблял стихи по примеру Ломоносова, и ныне все вслед за ними не воображают, чтобы другие стихи
быть могли, как ямбы, как такие, какими писали сии оба знаменитые мужи.
Сверх же того в стихотворении, так, как и во всех вещах,
может господствовать мода, и если она хотя несколько имеет в себе естественного, то принята
будет без прекословия.
Но то бы
было не излишнее, если бы я
мог дать примеры в разных родах достаточные.