Неточные совпадения
(Мы будем говорить только о прекрасном потому, что было бы утомительно повторять три раза одно и то же: все, что говорится
в господствующей ныне эстетике о прекрасном, совершенно прилагается
в ней к его видоизменениям; точно так же наша критика господствующих понятий о различных
формах прекрасного и наши собственные понятия об отношении прекрасного
в искусстве к прекрасному
в действительности вполне прилагаются и ко всем остальным элементам, входящим
в содержание искусства, а
в числе их к
возвышенному и комическому.)
Едва ли можно после этого разделять мысль, что «
возвышенное есть перевес идеи над
формою», или что «сущность
возвышенного состоит
в пробуждении идеи бесконечного».
В чем же состоит она? Очень простое определение
возвышенного будет, кажется, вполне обнимать и достаточно объяснять все явления, относящиеся к его области.
Яснее всего «перевес идеи над
формою» высказывается
в том явлении, когда зародыш листа, разрастаясь, разрывает оболочку почки, его родившей; но это явление решительно не относится к разряду
возвышенных.
Господствующая ныне система эстетики совершенно справедливо различает три
формы существования прекрасного, под которым понимаются
в ней, как его видоизменения, также
возвышенное и комическое.
«Перевес идеи над
формою», говоря строго, относится к тому роду событий
в мире нравственном и явлений
в мире материальном, когда предмет разрушается от избытка собственных сил; неоспоримо, что эти явления часто имеют характер чрезвычайно
возвышенный; но только тогда, когда сила, разрушающая сосуд, ее заключающий, уже имеет характер возвышенности или предмет, ею разрушаемый, уже кажется нам
возвышенным, независимо от своей погибели собственною силою.