Неточные совпадения
В сущности эти два определения совершенно различны, как существенно различными найдены были нами и два определения прекрасного, представляемые господствующею системою;
в самом деле, перевес идеи над
формою производит не собственно понятие
возвышенного, а понятие «туманного, неопределенного» и понятие «безобразного» (das Hässliche) [как это прекрасно развивается у одного из новейших эстетиков, Фишера,
в трактате о
возвышенном и во введении к трактату о комическом]; между тем как формула «
возвышенное есть то, что пробуждает
в нас (или, [выражаясь терминами гегелевской школы], — что проявляет
в себе) идею бесконечного» остается определением собственно
возвышенного.
«Перевес идеи над
формою», говоря строго, относится к тому роду событий
в мире нравственном и явлений
в мире материальном, когда предмет разрушается от избытка собственных сил; неоспоримо, что эти явления часто имеют характер чрезвычайно
возвышенный; но только тогда, когда сила, разрушающая сосуд, ее заключающий, уже имеет характер возвышенности или предмет, ею разрушаемый, уже кажется нам
возвышенным, независимо от своей погибели собственною силою.
Яснее всего «перевес идеи над
формою» высказывается
в том явлении, когда зародыш листа, разрастаясь, разрывает оболочку почки, его родившей; но это явление решительно не относится к разряду
возвышенных.
«Перевесом идеи над
формою», погибелью самого предмета от избытка развивающихся
в нем сил отличается так называемая отрицательная
форма возвышенного от положительной.
Справедливо, что
возвышенное отрицательное выше
возвышенного положительного; потому надобно согласиться, что «перевесом идеи над
формою» усиливается эффект
возвышенного, как может он усиливаться многими другими обстоятельствами, напр., уединенностью
возвышенного явления (пирамида
в открытой степи величественнее, нежели была бы среди других громадных построек; среди высоких холмов ее величие исчезло бы); но усиливающее эффект обстоятельство не есть еще источник самого эффекта, притом перевеса идеи над образом, силы над явлением очень часто не бывает
в положительном
возвышенном.
Едва ли можно после этого разделять мысль, что «
возвышенное есть перевес идеи над
формою», или что «сущность
возвышенного состоит
в пробуждении идеи бесконечного».
В чем же состоит она? Очень простое определение
возвышенного будет, кажется, вполне обнимать и достаточно объяснять все явления, относящиеся к его области.
Обыкновенно говорят: «
возвышенное состоит
в превозможении идеи над
формою, и это превозможение на низших степенях
возвышенного узнается сравнением предмета по величине с окружающими предметами»; нам кажется, что должно говорить: «превосходство великого (или
возвышенного) над мелким и дюжинным состоит
в гораздо большей величине (
возвышенное в пространстве или во времени) или
в гораздо большей силе (
возвышенное сил природы и
возвышенное в человеке)».
Господствующая ныне система эстетики совершенно справедливо различает три
формы существования прекрасного, под которым понимаются
в ней, как его видоизменения, также
возвышенное и комическое.
(Мы будем говорить только о прекрасном потому, что было бы утомительно повторять три раза одно и то же: все, что говорится
в господствующей ныне эстетике о прекрасном, совершенно прилагается
в ней к его видоизменениям; точно так же наша критика господствующих понятий о различных
формах прекрасного и наши собственные понятия об отношении прекрасного
в искусстве к прекрасному
в действительности вполне прилагаются и ко всем остальным элементам, входящим
в содержание искусства, а
в числе их к
возвышенному и комическому.)
Неточные совпадения
Благородные мысли, благородные чувства (их называют также"
возвышенными") нередко представляются незрелыми и даже смешными; но это происходит оттого, что по временам они облекаются
в нелепую и напыщенную
форму, которая, до известной степени, заслоняет их сущность.
По прекрасному лицу и прекрасным
формам я судил о душевной организации, и каждое слово Ариадны, каждая улыбка восхищали меня, подкупали и заставляли предполагать
в ней
возвышенную душу.
Тонкие правильные черты,
возвышенный лоб, густые, черные волосы, очертание губ, едва оттененных нежным пухом, стан, рост,
формы, — все
в ней было изящно, роскошно.