Неточные совпадения
Благородные мысли, благородные чувства (их называют также"
возвышенными") нередко представляются незрелыми и даже смешными; но это происходит оттого, что по временам они облекаются
в нелепую и напыщенную
форму, которая, до известной степени, заслоняет их сущность.
(Мы будем говорить только о прекрасном потому, что было бы утомительно повторять три раза одно и то же: все, что говорится
в господствующей ныне эстетике о прекрасном, совершенно прилагается
в ней к его видоизменениям; точно так же наша критика господствующих понятий о различных
формах прекрасного и наши собственные понятия об отношении прекрасного
в искусстве к прекрасному
в действительности вполне прилагаются и ко всем остальным элементам, входящим
в содержание искусства, а
в числе их к
возвышенному и комическому.)
Едва ли можно после этого разделять мысль, что «
возвышенное есть перевес идеи над
формою», или что «сущность
возвышенного состоит
в пробуждении идеи бесконечного».
В чем же состоит она? Очень простое определение
возвышенного будет, кажется, вполне обнимать и достаточно объяснять все явления, относящиеся к его области.
Яснее всего «перевес идеи над
формою» высказывается
в том явлении, когда зародыш листа, разрастаясь, разрывает оболочку почки, его родившей; но это явление решительно не относится к разряду
возвышенных.
Господствующая ныне система эстетики совершенно справедливо различает три
формы существования прекрасного, под которым понимаются
в ней, как его видоизменения, также
возвышенное и комическое.
«Перевес идеи над
формою», говоря строго, относится к тому роду событий
в мире нравственном и явлений
в мире материальном, когда предмет разрушается от избытка собственных сил; неоспоримо, что эти явления часто имеют характер чрезвычайно
возвышенный; но только тогда, когда сила, разрушающая сосуд, ее заключающий, уже имеет характер возвышенности или предмет, ею разрушаемый, уже кажется нам
возвышенным, независимо от своей погибели собственною силою.
Обыкновенно говорят: «
возвышенное состоит
в превозможении идеи над
формою, и это превозможение на низших степенях
возвышенного узнается сравнением предмета по величине с окружающими предметами»; нам кажется, что должно говорить: «превосходство великого (или
возвышенного) над мелким и дюжинным состоит
в гораздо большей величине (
возвышенное в пространстве или во времени) или
в гораздо большей силе (
возвышенное сил природы и
возвышенное в человеке)».
В сущности эти два определения совершенно различны, как существенно различными найдены были нами и два определения прекрасного, представляемые господствующею системою;
в самом деле, перевес идеи над
формою производит не собственно понятие
возвышенного, а понятие «туманного, неопределенного» и понятие «безобразного» (das Hässliche) [как это прекрасно развивается у одного из новейших эстетиков, Фишера,
в трактате о
возвышенном и во введении к трактату о комическом]; между тем как формула «
возвышенное есть то, что пробуждает
в нас (или, [выражаясь терминами гегелевской школы], — что проявляет
в себе) идею бесконечного» остается определением собственно
возвышенного.
Справедливо, что
возвышенное отрицательное выше
возвышенного положительного; потому надобно согласиться, что «перевесом идеи над
формою» усиливается эффект
возвышенного, как может он усиливаться многими другими обстоятельствами, напр., уединенностью
возвышенного явления (пирамида
в открытой степи величественнее, нежели была бы среди других громадных построек; среди высоких холмов ее величие исчезло бы); но усиливающее эффект обстоятельство не есть еще источник самого эффекта, притом перевеса идеи над образом, силы над явлением очень часто не бывает
в положительном
возвышенном.
«Перевесом идеи над
формою», погибелью самого предмета от избытка развивающихся
в нем сил отличается так называемая отрицательная
форма возвышенного от положительной.
По прекрасному лицу и прекрасным
формам я судил о душевной организации, и каждое слово Ариадны, каждая улыбка восхищали меня, подкупали и заставляли предполагать
в ней
возвышенную душу.
Тонкие правильные черты,
возвышенный лоб, густые, черные волосы, очертание губ, едва оттененных нежным пухом, стан, рост,
формы, — все
в ней было изящно, роскошно.