Неточные совпадения
Если бы
история имела дело с
внешними явлениями, постановление этого простого и очевидного закона было бы достаточно, и мы бы кончили наше рассуждение. Но закон
истории относится к человеку. Частица материи не может сказать нам, что она вовсе не чувствует потребности притягиванья и отталкиванья, и что это неправда; человек же, который есть предмет
истории, прямо говорит: я свободен и потому не подлежу законам.
История рассматривает проявления свободы человека в связи с
внешним миром во времени и в зависимости от причин, т. е. определяет эту свободу законами разума, и потому
история только на столько есть наука, на сколько эта свобода определена этими законами.
Но, как в астрономии новое воззрение говорило: «правда, мы не чувствуем движения земли, но, допустив ее неподвижность, мы приходим к бессмыслице; допустив же движение, которого мы не чувствуем, мы приходим к законам», так и в
истории новое воззрение говорит: «правда, мы не чувствуем нашей зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; допустив же свою зависимость от
внешнего мира, времени и причин, приходим к законам».
Рассказывать
внешнюю историю их жизни можно, но не стоит труда; ежедневные заботы, недостаток в деньгах, ссоры с кухаркой, покупка мебели — вся эта внешняя пыль садилась на них, как и на всех, досаждала собой, но была бесследно стерта через минуту и едва сохранялась в памяти.
Я знал, что это Тит, знал
внешнюю историю его жизни, знал, что он мой товарищ и друг, но все это мне известное все-таки не отвечало на вопрос. Я смотрел на него во все глаза и будто видел его впервые…
Неточные совпадения
С
внешней, позитивно-научной точки зрения огромные русские пространства представляются географическим фактором русской
истории.
Жизнь историческая, национальная, задачи
истории, борьба народов и царств, великие исторические люди — все это казалось Л. Толстому несущественным, нереальным, обманчивой и
внешней оболочкой жизни.
Весь петербургский период русской
истории стоял под знаком внутреннего и
внешнего влияния немцев.
Старая ссора в славянской семье, ссора русских с поляками, не может быть объяснена лишь
внешними силами
истории и
внешними политическими причинами.
Империализм с его колониальной политикой есть одно из
внешних выражений этого неотвратимого движения
истории.