Неточные совпадения
Константин Левин смотрел на брата как на человека огромного
ума и образования,
благородного в самом высоком значении этого слова и одаренного способностью деятельности для общего блага.
— «…Иуда, удавивший в духе своем все святое, нравственно чистое и нравственно
благородное, повесивший себя, как самоубийца лютый, на сухой ветке возгордившегося
ума и развращенного таланта, нравственно сгнивший до мозга костей и своим возмутительным нравственно-религиозным злосмрадием заражающий всю жизненную атмосферу нашего интеллигентного общества!
И почему бы, например, вам, чтоб избавить себя от стольких мук, почти целого месяца, не пойти и не отдать эти полторы тысячи той особе, которая вам их доверила, и, уже объяснившись с нею, почему бы вам, ввиду вашего тогдашнего положения, столь ужасного, как вы его рисуете, не испробовать комбинацию, столь естественно представляющуюся
уму, то есть после
благородного признания ей в ваших ошибках, почему бы вам у ней же и не попросить потребную на ваши расходы сумму, в которой она, при великодушном сердце своем и видя ваше расстройство, уж конечно бы вам не отказала, особенно если бы под документ, или, наконец, хотя бы под такое же обеспечение, которое вы предлагали купцу Самсонову и госпоже Хохлаковой?
Она сейчас же увидела бы это, как только прошла бы первая горячка благодарности; следовательно, рассчитывал Лопухов, в окончательном результате я ничего не проигрываю оттого, что посылаю к ней Рахметова, который будет ругать меня, ведь она и сама скоро дошла бы до такого же мнения; напротив, я выигрываю в ее уважении: ведь она скоро сообразит, что я предвидел содержание разговора Рахметова с нею и устроил этот разговор и зачем устроил; вот она и подумает: «какой он
благородный человек, знал, что в те первые дни волнения признательность моя к нему подавляла бы меня своею экзальтированностью, и позаботился, чтобы в
уме моем как можно поскорее явились мысли, которыми облегчилось бы это бремя; ведь хотя я и сердилась на Рахметова, что он бранит его, а ведь я тогда же поняла, что, в сущности, Рахметов говорит правду; сама я додумалась бы до этого через неделю, но тогда это было бы для меня уж не важно, я и без того была бы спокойна; а через то, что эти мысли были высказаны мне в первый же день, я избавилась от душевной тягости, которая иначе длилась бы целую неделю.
Благородные чувства и нежное сердце в нем были сильнее
ума и характера.
Тут критика может рассмотреть только: точно ли человек, выставляемый автором как
благородный дурак действительно таков по понятиям критики об
уме и благородстве, — и затем: такое ли значение придает автор своим лицам, какое имеют они в действительной жизни?
— Здесь ни одного нет, который бы стоил таких слов! — разразилась Аглая, — здесь все, все не стоят вашего мизинца, ни
ума, ни сердца вашего! Вы честнее всех,
благороднее всех, лучше всех, добрее всех, умнее всех! Здесь есть недостойные нагнуться и поднять платок, который вы сейчас уронили… Для чего же вы себя унижаете и ставите ниже всех? Зачем вы всё в себе исковеркали, зачем в вас гордости нет?
— Ну, пошла! — рассердилась генеральша. — А по-моему, вы еще его смешнее. Простоват, да себе на
уме, в самом
благородном отношении, разумеется. Совершенно как я.
Конечно, ему всех труднее говорить об этом, но если Настасья Филипповна захотела бы допустить в нем, в Тоцком, кроме эгоизма и желания устроить свою собственную участь, хотя несколько желания добра и ей, то поняла бы, что ему давно странно и даже тяжело смотреть на ее одиночество: что тут один только неопределенный мрак, полное неверие в обновление жизни, которая так прекрасно могла бы воскреснуть в любви и в семействе и принять таким образом новую цель; что тут гибель способностей, может быть, блестящих, добровольное любование своею тоской, одним словом, даже некоторый романтизм, не достойный ни здравого
ума, ни
благородного сердца Настасьи Филипповны.
Счастье
умов благородных —
Видеть довольство вокруг.
Послушала бы ты, Наташа, что говорила об этом Катя: «Не
ум главное, а то, что направляет его, — натура, сердце,
благородные свойства, развитие».
Налетов. Помогите хоть вы мне как-нибудь. Сами согласитесь, за что я тут страдаю? ну, умерла девка, ну, и похоронили ее: стоит ли из-за этого
благородного человека целый год беспокоить! Ведь они меня с большого-то
ума чуть-чуть под суд не отдали!
— Гм… да… А ведь истинному патриоту не так подобает… Покойный граф Михаил Николаевич недаром говаривал: путешествия в места не столь отдаленные не токмо не вредны, но даже не без пользы для молодых людей могут быть допускаемы, ибо они формируют характеры, обогащают
умы понятиями, а сверх того разжигают в сердцах
благородный пламень любви к отечеству! Вот-с.
И я вот, по моей кочующей жизни в России и за границей, много был знаком с разного рода писателями и художниками, начиная с какого-нибудь провинциального актера до Гете, которому имел честь представляться в качестве русского путешественника, и, признаюсь, в каждом из них замечал что-то особенное, не похожее на нас, грешных, ну, и, кроме того, не говоря об
уме (дурака писателя и артиста я не могу даже себе представить), но, кроме
ума, у большей части из них прекрасное и
благородное сердце.
Будучи знаком с автором, смею уверить, что он исполнен образованного
ума и
благородных чувствований.
— Чудеснейший, — повторил Петр Михайлыч, — сердца
благородного,
ума возвышенного — чудеснейший!
Он всё расспрашивал его, что делает государь и военный министр, и рассказывал ему с ненатуральным восторгом подвиги храбрости, свершенные в Севастополе, жалел о том, как мало встречаешь патриотизма, и какие делаются неблагоразумные распоряжения и т. д., вообще выказывал много знания,
ума и
благородных чувств; но почему-то всё это казалось Володе заученным и неестественным.
— Ты постой, Петр Степанович, постой, — щеголевато отчеканивая каждое слово, заговорил он, — ты первым долгом здесь должен понимать, что ты на
благородном визите у господина Кириллова, Алексея Нилыча, у которого всегда сапоги чистить можешь, потому он пред тобой образованный
ум, а ты всего только — тьфу!
И так меня этот сон расстроил, что уж и не знаю, как с собой
благороднее порешить: утопиться или повеситься?"Но новгородцы, видя, что у князя ихнего
ум свободный, молчали, а про себя думали: не ровен случай, и с петли сорвется, и из воды сух выйдет — как тут советовать!
— Ну, уж и сумасшедшая! Вовсе не сумасшедшая, а так, испытала, знаешь, несчастия… Что ж делать, братец, и рад бы с
умом… А впрочем, и с умом-то какие бывают! А какая она добрая, если б ты знал,
благородная какая!
— Это что? — закричала она. — Что это здесь происходит? Вы, Егор Ильич, врываетесь в
благородный дом с своей ватагой, пугаете дам, распоряжаетесь!.. Да на что это похоже? Я еще не выжила из
ума, слава богу, Егор Ильич! А ты, пентюх! — продолжала она вопить, набрасываясь на сына. — Ты уж и нюни распустил перед ними! Твоей матери делают оскорбление в ее же доме, а ты рот разинул! Какой ты порядочный молодой человек после этого? Ты тряпка, а не молодой человек после этого!
Он был хороший генерал, муж в гражданских делах проницательный, справедливый и честный; тонкий политик, одаренный
умом просвещенным, всеобщим, гибким, но всегда
благородным.
— Кому наука в пользу, а у кого только
ум путается. Сестра — женщина непонимающая, норовит все по-благородному и хочет, чтоб из Егорки ученый вышел, а того не понимает, что я и при своих занятиях мог бы Егорку навек осчастливить. Я это к тому вам объясняю, что ежели все пойдут в ученые да в
благородные, тогда некому будет торговать и хлеб сеять. Все с голоду поумирают.
Было время, когда меня ужасно волновал вопрос, какие исправники
благороднее: те ли, которые служат по выборам дворянства, или те, которые определяются от короны. Иногда казалось, что выборные исправники
благороднее, иногда — что
благороднее исправники коронные. Ах, тетенька! какое это странное время было! и какие изумительные вопросы волновали тогда
умы! Однако ж, взвесив все доводы pro и contra, я кончил тем, что сходил в баню и порешил: забыть об этом вопросе навсегда. И забыл.
Просидев около часа с глаза на глаз с Червевым, она стала сама резюмировать в своем
уме его положения и начертала такую схему: характер в высшей мере
благородный и сильный; воля непреклонная; доброта без границ; славолюбия — никакого, бессребреник полный, терпелив, скромен и проникнут богопочтением, но бог его «не в рукотворном храме», а все земные престолы, начальства и власти — это для него совсем не существует.
Во всем этом объяснении князь показался ей таким честным, таким бравым и
благородным, но вместе с тем несколько сдержанным и как бы не договаривающимся до конца. Словом, она и понять хорошенько не могла, что он за человек, и сознавала ясно только одно, что сама влюбилась в него без
ума и готова была исполнить самое капризнейшее его желание, хоть бы это стоило ей жизни.
Ума у него с горошину,
благородных чувств никаких, вот и сидит он и ехидствует, как бы ему эту горошину в оборот пустить.
Все это, наконец, до того отвратило его от службы, что он, перестав совершенно ею заниматься, сделался исключительно светским человеком и здесь, в благовонной «сфере бала», встретил некую Наталью Сергеевну — прелесть женского
ума, сердца, красоты, — так что всякий, кто приближался к ней, делался или, по крайней мере, старался сделаться возвышенней,
благородней и умнее.
— Но он не хочет жить со мной, — перервала Юлия, — едет в деревню. Поговорите ему: что он, с
ума, что ли, сошел, что
благородные люди так не делают, что это подло, что он меня может ненавидеть, но все-таки пусть живет со мной, по крайней мере для людей, — я ему не помешаю ни в чем.
По моему мнению, судя по их образу жизни, прямо бы надобно было заключить, что они богаты; но нашлись подозрительные
умы, которые будто бы очень хорошо знали, что у Кураевых всего 150 мотаных и промотанных душ, что денег ни гроша и что хотя Владимир Андреич и рассказывал, что он очень часто получает наследства, но живет он, по словам тех же подозрительных
умов, не совсем
благородными аферами, начиная с займа, где только можно, и кончая обделыванием разного рода маленьких подрядцев.
Государыня заметила, что не под монархическим правлением угнетаются высокие,
благородные движенья души, не там презираются и преследуются творенья
ума, поэзии и художеств; что, напротив, одни монархи бывали их покровителями; что Шекспиры, Мольеры процветали под их великодушной защитой, между тем как Дант не мог найти угла в своей республиканской родине; что истинные гении возникают во время блеска и могущества государей и государств, а не во время безобразных политических явлений и терроризмов республиканских, которые доселе не подарили миру ни одного поэта; что нужно отличать поэтов-художников, ибо один только мир и прекрасную тишину низводят они в душу, а не волненье и ропот; что ученые, поэты и все производители искусств суть перлы и бриллианты в императорской короне: ими красуется и получает еще больший блеск эпоха великого государя.
Прежде человеколюбивый родитель, удаленный от столицы, в сельском уединении не имел средства достойным образом воспитывать своих детей — теперь, в новом порядке вещей, нашел он более возможности образовать
ум и сердце их. Пребывание многих дворянских семейств в Губернских городах и старания Правительства способствовали везде заведению
благородных училищ.
Уже давно первые Европейские Державы славятся такими Офицерами, которые служат единственно из
благородного честолюбия, любят победу, а не кровопролитие; повелевают, а не тиранствуют; храбры в огне сражения и приятны в обществе; полезны отечеству шпагою, но могут быть ему полезны и
умом своим.
Если бы это было в то время, когда
умы наши и сердца заражены были французским народом, то не осмелился бы я читателя моего попотчевать с этого блюда, потому что оно приготовлено очень солоно и для нежного вкуса
благородных невежд горьковато.
— Конечно, так. Женщины в этом отношении гораздо
благороднее, они как-то деликатнее, лучше понимают эти вещи, а уж про Barbe Мамилову и говорить нечего: это какой-то феномен-женщина, и по сердцу и по
уму — совершенный феномен.
Но бывает и совершенная противоположность: встречаются иногда на свете люди с живою, любящею душою, с светлым, высоким
умом, с горячими и
благородными стремлениями.
Молодой князь не любил учиться, он был рассеян и зевал за уроками; добрый, очень добрый, раскрытый всякому чувству и
благородный по натуре, он был вял, и
ум его дремал еще беспробудно, да и не знаю, просыпался ли впоследствии когда-нибудь.
— Да, а ты что же имеешь против Машеньки? — она именно такая и есть, как ты говоришь, — девушка ясного
ума,
благородного характера и прекрасного и верного сердца. Притом и он ей очень понравился.
— Я еще не сошел с
ума настолько, чтобы из-за какого-нибудь мальчишки беспокоить ночью
благородную, честную женщину!
Эта дрянная, хотя весьма распространенная, манера душ мелких и подозрительных была чужда его
благородному и дальновидному
уму.
Мы иссушили
ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос
благородныйНеверием осмеянных страстей.
Ни чувства пылкие, ни блеск
ума, ни вкус,
Ни слог певца «Пиров», столь чистый,
благородный —
Ничто не трогает души твоей холодной!
— Вот этак лучше, Сергей Петрович, — забормотал он. — Наплюйте на того белобрысого чёрта, чтоб ему… Статочное ли дело при вашем высоком понятии и при вашей образованности малодушием заниматься? Ваше дело
благородное… Надо, чтобы все вас ублажали, боялись, а ежели будете с тем чёртом людям головы проламывать да в озере в одеже купаться, то всякий скажет: «Никакого
ума! Пустяковый человек!» И пойдет тогда по миру слава! Удаль купцу к лицу, а не
благородному…
Благородному наука требуется, служба…
Пикник на картинном берегу Волги, бал и спектакль
благородных любителей — вот сколько важных и многообразных вещей надлежало устроить ее превосходительству, создать их силою своего
ума, вдохновить своей фантазией, осветить своим участием и сочувствием, провести в общество и ходко двинуть все дело своим желанием, своим «я так хочу».
— И я говорю, не хорошо-с, а особенно: к чему о том через столько прошлых лет вспоминать-с, да еще при большой публике и в народном месте, каковы есть трактирные залы на
благородной половине, где всякий разговор идет и всегда есть склонность в
уме к политике.
— Играет он не сердцем, а
умом! — продолжает
благородный отец.
Автор этого восторженного, но полного
благородных чувств письма, был подпоручик егерского полка, Яков Иванович Ростовцев. Николай Павлович припомнил, что несколько раз замечал его усердие и
ум.
Старший сын царя Иоанна Васильевича — Иоанн — был любимцем отца. Юноша занимался вместе с отцом государственными делами, проявлял в них
ум и чуткость к славе России. Во время переговоров о мире, страдая за Россию, читая и горесть на лицах бояр, слыша, может быть, и всеобщий ропот, царевич, исполненный
благородной ревности, пришел к отцу и потребовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России.
Виталина. Я давала его человеку
благородному… извините меня… Ждать неделю? Да вы в один день найдете искусство убить ее: ваша душа, ваш
ум, гениальные на зло, изобретут средства разом отравить свою несчастную жертву. Кинжал и яд нынче не в употреблении, но их заменили другие средства, которые искуснее убивают. Что бы ни было, кончено между нами! Слышали? (Указывает на дверь.) Или вы желаете?.. (Хватает со стола звонок.)
— Черт возьми! Я это знаю — одно есть в сто лет. Они на счету, эти исключения. Истинная любовь — это высокое, прекрасное,
благородное чувство, удел людей с возвышенным сердцем и
умом — так редка, что в продолжение целых веков сохраняются и записываются в народной памяти и истории человечества наряду с величайшими гениями имена избранников судьбы, умевших любить всем сердцем, всей душой, умевших жить своею любовью и умереть за нее.