Неточные совпадения
«Всё дело в том, — думал Нехлюдов, — что люди эти признают
законом то, что не есть
закон, и не признают
законом то, что есть
вечный, неизменный, неотложный
закон, самим Богом написанный в сердцах людей.
Честной народ, достойна смертной казни
Вина его; но в нашем уложеньи
Кровавых нет
законов, пусть же боги
Казнят его по мере преступленья,
А мы судом народным Мизгиря
На
вечное изгнанье осуждаем.
В ней было изображено, что государь, рассмотрев доклад комиссии и взяв в особенное внимание молодые лета преступников, повелел под суд нас не отдавать, а объявить нам, что по
закону следовало бы нас, как людей, уличенных в оскорблении величества пением возмутительных песен, — лишить живота; а в силу других
законов сослать на
вечную каторжную работу.
Обычно романтизм считают восстанием природы вообще, человеческой природы с ее страстями и эмоциями против разума, против нормы и
закона, против
вечных и общеобязательных начал цивилизации и человеческого общежития.
Он отрицает
вечные экономические
законы, отрицает за хозяйством характер вещной объективной реальности.
Вся человеческая энергия направлена вовне, на создание несовершенной, дурной множественности, на поддержание прогресса, закрепляющего
закон тления, а не внутрь, не в глубь вечности, не на победу над смертью и завоевание всеобщей, полной и
вечной жизни.
Взаимопроникновение и смешение благодатного и свободного порядка церкви с принудительным и законническим порядком государства в истории есть не только победа благодати и свободы над принуждением и
законом, но и
вечная угроза возобладания принуждения и
закона над свободой и благодатью.
Звонарь Gévingey — религиозный энтузиаст, он последователь Иоахима из Флориды, средневекового пророка
Вечного Евангелия и Третьего
Закона Духа.
Творение, в силу присущей ему свободы, свободы избрания пути, отпало от Творца, от абсолютного источника бытия и пошло путем природным, натуральным; оно распалось на части, и все части попали в рабство друг к другу, подчинились
закону тления, так как источник
вечной жизни отдалился и потерялся.
Прекрасные мечты!
Но их достанет на пять дней.
Не век же вам грустить?
Поверьте совести моей,
Захочется вам жить.
Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор,
Нужда и
вечный гнет,
А там балы, блестящий двор,
Свобода и почет.
Как знать? Быть может, бог судил…
Понравится другой,
Закон вас права не лишил…
Пропели «
Вечную память», задули свечи, и синие струйки растянулись в голубом от ладана воздухе. Священник прочитал прощальную молитву и затем, при общем молчании, зачерпнул лопаточкой песок, поданный ему псаломщиком, и посыпал крестообразно на труп сверх кисеи. И говорил он при этом великие слова, полные суровой, печальной неизбежности таинственного мирового
закона: «Господня земля и исполнение ее вселенная и вей живущий на ней».
— Слышали мы, что вы
закон вечного движения к практике применили? — начал я.
Ведь ограничивая ее приложением «
вечных и общих»
законов искусства к частным и временным явлениям, через это самое осуждают искусство на неподвижность, а критике дают совершенно приказное и полицейское значение.
Но для человеческой совести нет писаных
законов, нет учения о невменяемости, и я несу за свое преступление казнь. Мне недолго уже нести ее. Скоро Господь простит меня, и мы встретимся все трое там, где наши страсти и страдания покажутся нам ничтожными и потонут в свете
вечной любви.
«Во имя короля и Sant’ officio!
Сим объявляется всем христианам,
Что дон Жуан, маркезе де Маранья,
От церкви отлучается Христовой
И вне
законов ныне состоит.
Все для него убежища закрыты,
Не исключая божьих храмов. Всем,
Кому его известно пребыванье,
Вменяется в священный долг о нем
Немедленно начальству донести.
К кому ж он обратится, тот его
Обязан выдать в руки местной власти,
Под спасеньем
вечного проклятья, —
Таков над ним церковный приговор».
Барабанный бой.
Алгебра — логика математики; алгоритм ее представляет всеобщие
законы, результат и самое движение в родовом,
вечном, безличном виде.
Да живет же сия дикая Республиканская независимость в местах, подобно ей диких и неприступных, на снежных Альпийских громадах, среди острых гранитов и глубоких пропастей, где от
вечных ужасов Природы безмолвствуют страсти в хладной душе людей и где человек, не зная многих потребностей, может довольствоваться немногими
законами Природы.
Монархиня знала, что Империя Оттоманская, по своему
закону и духу правления, есть опасный враг России; что все союзы, все дружественные договоры с нею будут только кратким перемирием и что единственный способ утвердить покой нашего государства есть ослабить сего природного и
вечного неприятеля Христиан, — знала и совершила.
Ужель
закон в сей толстой книге
Сильней
закона вечного природы?
Порядок
вечный. Воля хана
Ему единственный
закон;
Святую заповедь Корана
Не строже наблюдает он.
Я отыскивал его в истории человечества и в моем собственном сознании, и я пришел к ненарушимому убеждению, что смерти не существует; что жизнь не может быть иная, как только
вечная; что бесконечное совершенствование есть
закон жизни, что всякая способность, всякая мысль, всякое стремление, вложенное в меня, должно иметь свое практическое развитие; что мы обладаем мыслями, стремлениями, которые далеко превосходят возможности нашей земной жизни; что то самое, что мы обладаем ими и не можем проследить их происхождения от наших чувств, служит доказательством того, что они происходят в нас из области, находящейся вне земли, и могут быть осуществлены только вне ее; что ничто не погибает здесь на земле, кроме видимости, и что думать, что мы умираем, потому что умирает наше тело, — всё равно что думать, что работник умер потому, что орудия его износились.
«
Законы природы», идея о все общей мировой детерминированности, о каком-то perpetuum mobile [
Вечный двигатель (лат.).] есть необходимое вспомогательное орудие познания, его прагматические костыли, опираясь на них человек расширяет свою мощь и положительную свободу.
Как сила непрестанного устремления всего сущего к своему Логосу, к жизни
вечной, Красота есть внутренний
закон мира, сила мирообразующая, космоургическая; она держит мир, связывает его в его статике и динамике, и она в полноту времен окончательной победой своей «спасет мир».
У них
вечное девичество в
закон поставляется, думать про мужчин даже запрещается, а я была тогда им так много обижена, так ненавидела его, всякого зла и несчастья желала ему, оттого больше и предалась душою фармазонской вере…
Но для Достоевского такое положение дела представлялось
вечным, неизменным
законом человеческой жизни.
И хоть это почему-то там и необходимо, по каким-то там всесильным,
вечным и мертвым
законам природы, но поверьте, что в этой мысли заключается какое-то глубочайшее неуважение к человечеству, глубоко мне оскорбительное и тем более невыносимое, что тут нет никого виноватого…
В этом великая и
вечная правда
закона, правда права.
И вместе с тем этика
закона есть
вечное начало, которое признает и христианский мир, ибо в нем грех и зло не побеждены.
В
законе есть
вечный элемент.
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надёжную
Закона,
И станут
вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
И преступленье с высока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Даёт
Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но
вечный выше вас
Закон.
Буржуазная политическая экономия, выдумавшая экономического человека и
вечные экономические
законы, считает второй принцип утопическим.
В описываемую нами эпоху разложение Польши было полное: король с одним призраком власти; могущественные магнаты, ставившие свою волю выше и короля, и
закона; фанатическое духовенство с огромным влиянием и с самым узким взглядом на государство и на религию в государстве. Народа не существовало, он был исключительно рабочей силой, не имел никаких прав, находился под
вечным гнетом; сословие горожан, ничтожное и презренное, равнялось нулю.
Тот развернул ее и прочел: «1884 года, декабря 26 дня, я, нижеподписавшийся, выдал сию расписку купцу Ивану Силову Куроедову в том, что передал в
вечное его владение законную супругу мою, Митродору Петрову Паупертову, за что и получил с него, Куроедова, тысячу рублей серебром, и обязуюсь никаких беспокойств ни ей, супруге моей, ни ему, Куроедову, не оказывать и никогда против них никаких претензий не иметь, в противном случае должен я ответствовать по
законам гражданским и уголовным.
Здесь повторился
вечный, незыблемый
закон политико-экономической науки: на темный спрос явилось темное предложение.
У нас она отступила от
вечных своих
законов и представила пример борьбы неслыханно великодушной, борьбы не за приобретение власти, а за отречение от нее.
Сей был, и есть, и будет
вечнойИсточник лют рабства оков:
От зол всех жизни скоротечной
Пребудет смерть един покров.
Всесильный боже, благ податель,
Естественных ты благ создатель,
Закон свой в сердце основал;
Возможно ль, ты чтоб изменился,
Чтоб ты, бог сил, столь уподлился,
Чужим чтоб гласом нам вещал.
Толкование, что Христос не отрицает
закон, основано на том, что слову
закон в этом месте, благодаря сравнению с иотою писанного
закона, без всякого основания и противно смыслу слов, приписано значение писанного
закона, — вместо
закона вечного.
В первых словах он говорит:
закон и пророки, т. е. писанный
закон; во-вторых, он говорит просто:
закон, следовательно
закон вечный.
Ведь если только человек понимает то, что собираются делать люди, севшие в своих мундирах с трех сторон стола, воображая себе, что, вследствие того, что они так сели, и что на них мундиры, и что в разных книгах напечатаны и на разных листах бумаги с печатным заголовком написаны известные слова, и что, вследствие всего этого, они могут нарушить
вечный, общий
закон, записанный не в книгах, а во всех сердцах человеческих, — то ведь одно, что можно и должно сказать таким людям, — это то, чтобы умолять их вспомнить о том, кто они и что они хотят делать.
Но когда Христос говорит: я не нарушить пришел
закон, но научить вас исполнять его, потому что ничто не может измениться в
законе, а всё должно исполниться, он говорит не о
законе писанном, а о
законе божественном,
вечном, и утверждает его.
Христос в противоположность жизни временной, частной, личной учит той
вечной жизни, которую по Второзаконию бог обещал израилю, но только с той разницею, что, по понятию евреев, жизнь
вечная продолжалась только в избранном народе израильском и для приобретения этой жизни нужно было соблюдать исключительные
законы бога для израиля, а по учению Христа жизнь
вечная продолжается в сыне человеческом, и для сохранения ее нужно соблюдать
законы Христа, выражающие волю бога для всего человечества.
Христос в обоих случаях определяет, что̀ должно разуметь под словами: жизнь
вечная; когда он употребляет их, то говорит евреям то же самое, что сказано много раз в
законе их, а именно: исполнение воли бога есть жизнь
вечная.
Словами: «легче небу и земле прейти, чем из
закона выпасть черточке», он утверждает
закон вечный.
И, имея, вероятно, в виду пример блудницы, которую привели к Христу, чтобы по
закону побить ее камнями, или вообще преступление прелюбодеяния, Иаков говорит, что тот, кто казнит смертию блудницу, будет виновен в убийстве и нарушит
закон вечный.
Это мнение весьма распространено у раскольников всех толков.], хотя и князь, или судия, или боярин, а все в бородах и промежду их
закон божий, сиречь
вечное евангелие и седмью вселенскими соборами утвержденное кормило, душевный корабль, сиречь книга Кормчая и прочия Богом вдохновенныя: св. Кирилла, Иоанна Златоустого или преподобнаго Ефрема [Здесь упоминаются те книги, которые, будучи напечатаны при патриархе Иосифе, особенно уважаются раскольниками: «Кириллова книга», составленная Стефаном Зизанием, «Маргарит» Иоанна Златоустого и «Книга Ефрема Сирина».
Они очень просты, но в них выражен
закон бога и человека, единственный и
вечный.
Несколько веков ученые люди западной малой части большого материка находились в повальном сумасшествии, воображая, что им принадлежит
вечная блаженная жизнь, и занимались всякого рода элукубрациями о том, как, по каким
законам наступит для них эта жизнь, сами же ничего не делали и не думали никогда ничего о том, как сделать эту свою жизнь лучше.
— И в
законе можно найти
вечную истину, если умеешь читать.
Эти варианты дают историю толкований этого места. Смысл один ясный тот, что Христос, так же как и по Луке, говорит о
законе вечном: но в числе списателей Евангелий находятся такие, которым желательно признать обязательность писанного
закона Моисеева, и эти списатели присоединяют к слову
закон прибавку — «и пророки» — и изменяют смысл.