Неточные совпадения
Мы должны почувствовать и в Западной Европе
ту же
вселенскую святыню, которой и мы сами были духовно живы, и искать единения с ней.
Тот же национализм проникает и в славянофильскую идеологию, которая всегда подменяла
вселенское русским.
Тот же Достоевский, который проповедовал всечеловека и призывал к
вселенскому духу, проповедовал и самый изуверский национализм, травил поляков и евреев, отрицал за Западом всякие права быть христианским миром.
Правда, — усмехнулся старец, — теперь общество христианское пока еще само не готово и стоит лишь на семи праведниках; но так как они не оскудевают,
то и пребывает все же незыблемо, в ожидании своего полного преображения из общества как союза почти еще языческого во единую
вселенскую и владычествующую церковь.
Пораженный и убитый горем монах явился в Константинополь ко
вселенскому патриарху и молил разрешить его послушание, и вот
вселенский владыко ответил ему, что не только он, патриарх
вселенский, не может разрешить его, но и на всей земле нет, да и не может быть такой власти, которая бы могла разрешить его от послушания, раз уже наложенного старцем, кроме лишь власти самого
того старца, который наложил его.
Парламентская чернь отвечала на одну из его речей: «Речь — в „Монитер“, оратора — в сумасшедший дом!» Я не думаю, чтоб в людской памяти было много подобных парламентских анекдотов, — с
тех пор как александрийский архиерей возил с собой на
вселенские соборы каких-то послушников, вооруженных во имя богородицы дубинами, и до вашингтонских сенаторов, доказывающих друг другу палкой пользу рабства.
Если этого общения не существует, если между ребенком и природой нет никакой непосредственной и живой связи, которая помогла бы первому заинтересоваться великою тайною
вселенской жизни,
то и самые яркие и разнообразные картины не разбудят его равнодушия.
Чтобы дерево росло, цвело и совершенствовалось, оно должно познаваться в соборном,
вселенском сознании, и это познание есть в
то же время самопознание.
В Библии, которая возвращает нас к истокам бытия, нет ясной грани, отделяющей
то, что во времени, от
того, что до времени, так как
вселенская ее объективность имела границы в ветхом сознании человечества.
Как раньше уже было установлено, мы исходим из
того положения, что познание совершается в церковном, соборном,
вселенском, божественном сознании и разуме.
Эта незыблемая, непоколебимая вера в
то, что истина дана в мистическом восприятии, что нельзя двигаться, нельзя подниматься, не имея под собой твердыни божественного, не имея благодатной помощи, будучи оставленным и покинутым, от
вселенской души отрезанным, определяет характер изложения этой книги.
Учение о богочеловечестве Христа, христологические догматы — факты, мистические факты
вселенской истории, а не теории, не умственные доктрины, не отвлеченные построения, как
то хотят представить рационалисты.
Весь ход человеческой культуры, все развитие мировой философии ведет к осознанию
того, что
вселенская истина открывается лишь
вселенскому сознанию, т. е. сознанию соборному, церковному.
Успех сектантско-еретической мистики, вершины ее экстазов достигаются
тем, что она отсекает себя от полноты
вселенского бытия, 9/10 этого бытия превращает в небытие, сбрасывает с себя бремя заботы о судьбе вселенной, а с 1/10 справляется уже легче.
Церковь как хранительница полноты истины
тем отличается от ересей и сект, что она требует преображения всего мира, всей плоти мира, ждет преображения
вселенского.
Кто может за
то поручиться, что Несторий, Арий, Евтихий и другие еретики быть бы могли предшественниками Лутера и, если бы
вселенские соборы не были созваны, что бы Декарт родиться мог десять столетий прежде?
— Ежели бы я был член святейшего синода, — отвечал священник, —
то я прямо подал бы мнение, что никакого раскола у нас быть совсем не должно! Что он такое за учение? На каком
вселенском соборе был рассматриваем и утверждаем?.. Значит, одно только невежество в нем укрывается; а дело правительства — не допускать
того, а, напротив, просвещать народ!
А так как она не нуль — это мы знаем, —
то, следовательно, Вселенная — конечна, она сферической формы, и квадрат
вселенского радиуса у2 равен средней плотности, умноженной на…
В так называемом православном катехизисе сказано: Под единой церковью Христовой разумеется только православная, которая остается вполне согласною с церковью
вселенской. Что же касается римской церкви и других исповеданий (лютеран и других не называют даже церковью),
то они не могут быть относимы к единой истинной церкви, так как сами отделились от нее.
Юность — сердце мира, верь
тому, что говорит она в чистосердечии своём и стремлении к доброму, — тогда вечно светел будет день наш и вся земля облечётся в радость и свет, и благословим её — собор
вселенского добра».
Он настаивал, чтобы прежде всего «сотворить какую-то
вселенскую жратву»,
то есть «пожрать и других накормить», и ограничился на этом так твердо, что «
тот цапнул с краю и ушел».
— Теперешний человек особой цены для меня не имеет, да и для тебя, наверно, тоже, так что если он слов испугается и отойдёт — с богом! Нам — что потвёрже, пожиловатей. Для
того дела, которое затеяно жизнью, — как выходит по всем книгам и по нашему разумению — самой
вселенской хозяйкою жизнью, так? Ну, для этого дела нужны люди крепкие, стойкие, железных костей люди — верно?
Нощию же на
вселенскую субботу всемирного христиан поминовения, пред неделею мясопустною, бысть
тому старцу Арсению чудное видение…
Наша литература пренебрегла или проглядела этот факт. Ей было не до
того: она задавала сама себе «
вселенскую смазь» и «загибала салазки», по выражению автора «Очерков бурсы»; один только «Колокол» вопиял о незаконности и преступности нашего немецки-казарменного и татарски-благодетельного обладания несчастною страною, полною таких светлых воспоминаний вольнолюбивой, республиканской старины, полною стремлений к свету, свободе, цивилизации, в которой она далеко превзошла наше московско-татарское варварство.
— Госпожа Израэл, что с вами? — недоумевал наш снисходительный институтский батюшка отец Василий, когда на уроке закона Божия, вместо
того, чтобы рассказать о первом
вселенском соборе, я понесла несусветную чушь о патриархе Никоне и сожжении священных книг.
«Религия не имеет никакого отншения даже и к этому знанию (т. е. такому, в котором «естествознание восходит от законов природы к высочайшему и
вселенскому Управителю» и II котором «вы не познаете природы, не постигая вместе с
тем и Бога»), ее сущность постигается вне участия последнего.
Потому здесь не имеет решающего значения и количественный критерий: едва ли хоть один
вселенский собор был действительно
вселенским в
том смысле, чтобы на нем были представители всех поместных церквей, и наоборот, собор, имевший внешние признаки
вселенского, мог оказаться «разбойничьим» и еретическим (Ефесский [На Эфесском соборе 449 г. под председательством александрийского епископа Диоскора было осуждено учение папы Льва I о двух природах в одном лице («дифизитство») и отлучен константинопольский епископ Флавиан.
Но столь же католически или внешне понимают кафоличность и
те их антагонисты, которые считают раскол церквей достаточным основанием прекратить искание догматической истины под предлогом, что
вселенский собор теперь невозможен, а потому можно спать спокойно.
Искусство являет Красоту и пленяет ею, но оно бессильно создать жизнь в красоте и
тем стать подлинно соборным,
вселенским.
Между искусством и Красотой обозначается как будто даже антагонизм: искусство не существует вне граней, помимо их не происходит художественного оформления — in der Beschränkung zeigt sich der Meister [В ограничении проявляется мастер (нем.).], — а между
тем Красота есть
вселенская сила, которой принадлежит безмерность.
Если собрание «двух или трех верующих» ощутит себя реально кафоличным и на самом деле будет таковым,
то зерно
вселенского собора
тем самым уже дано, а признание его есть дело дальнейшей церковной истории [Разве же св. Афанасий Великий с горстью своих сторонников не являлся носителем подлинного кафолического сознания Церкви в
то время, когда количественное ее большинство упорствовало в ереси?].
Бывали
тому примеры и в древней церкви, во дни
вселенских соборов.
— Ну, вот видите ли: я веду серьезный разговор, а вы называете мои слова
то дерзостями,
то комплиментами, тогда как я не говорю ни
того, ни другого, а просто проповедую вам великую
вселенскую правду, которая заключается в
том, что когда красивая женщина не хочет сделать своей красоты источником привязанности избранного человека, а расплывается в неведомо каких соображениях,
то она не любит ни этого человека, ни самое себя,
то есть она, попросту говоря, дура.
Являясь на допросы, он
то нес свой вздор и выставлял себя предтечей других сильнейших и грозных новаторов, которые, воспитываясь на ножах, скоро придут с ножами же водворять свою новую
вселенскую правду;
то вдруг впадал в какой-то раж покаяния и с азартом раскрывал все тайники своей души, и с неуместною откровенностию рассказывал истинную правду обо всем, что он перенес в своей жизни от разных коварных людей и в особенности от Глафиры и от Горданова.
Если государство стремится стать империей,
то империя стремится быть
вселенской империей.
Но они не претендовали на
то, что русский народ должен спасать все народы и весь мир, раскрывать
вселенскую правду.
— Так… от нечего делать! Или из общего свободомыслия; но потребности настоящей, как в
том же простом народе, — нет! А без Бога, братец мой, жить нельзя. Я тебе не говорю — без какого. Но без
того, что обозначается словом religio,
вселенской, общемировой связи — жить людям, причисляющим себя к избранному меньшинству, — нельзя!
Индивидуализм по существу своему — не творческий, отрицательный и пустой, так как лишает человека
того вселенского содержания, на которое только и может быть направлено творчество.
Догматическое сознание
вселенских соборов было лишь объективированным переводом
того, что непосредственно увидалось в мистическом опыте.
И этот роковой факт нашей церковной истории может быть объяснен лишь
тем, что восточное православие не было
вселенской церковью, что в нем был некоторый уклон от
вселенского христианства в сторону партикуляризма и провинциализма.
Это мнение весьма распространено у раскольников всех толков.], хотя и князь, или судия, или боярин, а все в бородах и промежду их закон божий, сиречь вечное евангелие и седмью
вселенскими соборами утвержденное кормило, душевный корабль, сиречь книга Кормчая и прочия Богом вдохновенныя: св. Кирилла, Иоанна Златоустого или преподобнаго Ефрема [Здесь упоминаются
те книги, которые, будучи напечатаны при патриархе Иосифе, особенно уважаются раскольниками: «Кириллова книга», составленная Стефаном Зизанием, «Маргарит» Иоанна Златоустого и «Книга Ефрема Сирина».
И
та и другая опасность отклоняют от путей Свободной Церкви, Единой и
Вселенской.