Неточные совпадения
Можно установить четыре периода
в отношении человека к космосу: 1) погружение человека
в космическую жизнь,
зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение
от власти космических сил,
от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии
в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и
необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка
в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности,
в отличие
от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Я вышел из больницы, а восклицательные знаки моего рецепта неотступно стояли перед моими глазами. Мне вспоминались слова д-ра Рехтзамера: «Ни
в одном из моих случаев я не мог констатировать смерти больного
в зависимости от отравления наперстянкой». — Ну, а если на мою долю выпадет печальная
необходимость «констатировать смерть
от отравления наперстянкой», — наперстянкой, выписывая которую я сам ставил такие красноречивые восклицательные знаки?
Личность не порождается родовым космическим процессом, не рождается
от отца и матери, она происходит
от Бога, является из другого мира; она свидетельствует о том, что человек есть точка пересечения двух миров, что
в нем происходит борьба духа и природы, свободы и
необходимости, независимости и
зависимости.
Философия может исследовать тот логический аппарат, который есть приспособление мышления к мировой
необходимости, но она сама не может стоять
в рабской
зависимости от этого аппарата.
Все ограничительные дилеммы формальной логики являются лишь приспособленным отражением ограничительных дилемм данной мировой
необходимости [
Зависимость законов логики
от состояния бытия по-своему хорошо раскрывает Н. Лосский
в книге «Обоснование интуитивизма».].
Падение человека и последовавшая за ним утеря царственной свободы и погружение
в низшие сферы
необходимости лишили человека его места
в природе и поставили его
в рабскую
зависимость от низших сфер природной иерархии.
Нельзя искусство ставить
в зависимость от науки, творчество —
от приспособления, свободу —
от необходимости.
Вместо того чтобы, определив
в самих себе понятия о свободе и о
необходимости, под составленные определения подводить явления жизни, история из огромного количества подлежащих ей явлений, всегда представляющихся
в зависимости от свободы и
необходимости, должна вывести определение самих понятий о свободе и о
необходимости.
Итак, представление наше о свободе и
необходимости постепенно уменьшается и увеличивается, смотря по большей или меньшей связи с внешним миром, по бòльшему или меньшему отдалению времени и бòльшей или меньшей
зависимости от причин,
в которых мы рассматриваем явление жизни человека.
Если же мы рассматриваем человека
в наименьшей
зависимости от внешних условий; если действие его совершено
в ближайший момент к настоящему, и причины его действия нам недоступны, то мы получим представление о наименьшей
необходимости и наибольшей свободе.