Неточные совпадения
Он прошел вдоль почти занятых уже столов, оглядывая гостей. То там, то сям попадались ему самые разнообразные, и старые и молодые, и едва знакомые и близкие
люди. Ни одного не было сердитого и озабоченного лица. Все, казалось, оставили в швейцарской с шапками свои тревоги и заботы и собирались неторопливо пользоваться
материальными благами жизни. Тут был и Свияжский, и Щербацкий, и Неведовский, и старый князь, и Вронский, и Сергей Иваныч.
«По отношению к действительности каждый из нас является истцом, каждый защищает интересы своего «я» от насилия над ним. В борьбе за
материальные интересы
люди иногда являются личными врагами, но ведь жизнь не сводится вся целиком к уголовному и гражданскому процессу, теория борьбы за существование не должна поглощать и не поглощает высших интересов духа, не угашает священного стремления
человека познать самого себя».
— Наши отцы слишком усердно занимались решением вопросов
материального характера, совершенно игнорируя загадки духовной жизни. Политика — область самоуверенности, притупляющей наиболее глубокие чувства
людей. Политик — это ограниченный
человек, он считает тревоги духа чем-то вроде накожной болезни. Все эти народники, марксисты —
люди ремесла, а жизнь требует художников, творцов…
— О, нет! Это меня не… удовлетворяет. Я — сломал ногу. Это будет
материальный убиток, да! И я не уйду здесь. Я требую доктора… — Офицер подвинулся к нему и стал успокаивать, а судейский спросил Самгина, не заметил ли он в вагоне
человека, который внешне отличался бы чем-нибудь от пассажира первого класса?
В карете гостиницы, вместе с двумя немыми, которые, спрятав головы в воротники шуб, явно не желали ничего видеть и слышать, Самгин, сквозь стекло в двери кареты, смотрел во тьму, и она казалась
материальной, весомой, леденящим испарением грязи города, крови, пролитой в нем сегодня, испарением жестокости и безумия
людей.
— Позволь, позволь, — кричал ей Варавка, — но ведь эта любовь к
людям, — кстати, выдуманная нами, противная природе нашей, которая жаждет не любви к ближнему, а борьбы с ним, — эта несчастная любовь ничего не значит и не стоит без ненависти, без отвращения к той грязи, в которой живет ближний! И, наконец, не надо забывать, что духовная жизнь успешно развивается только на почве
материального благополучия.
Возделанные поля, чистота хижин, сады, груды плодов и овощей, глубокий мир между
людьми — все свидетельствовало, что жизнь доведена трудом до крайней степени
материального благосостояния; что самые заботы, страсти, интересы не выходят из круга немногих житейских потребностей; что область ума и духа цепенеет еще в сладком, младенческом сне, как в первобытных языческих пастушеских царствах; что жизнь эта дошла до того рубежа, где начинается царство духа, и не пошла далее…
То, что в продолжение этих трех месяцев видел Нехлюдов, представлялось ему в следующем виде: из всех живущих на воле
людей посредством суда и администрации отбирались самые нервные, горячие, возбудимые, даровитые и сильные и менее, чем другие, хитрые и осторожные
люди, и
люди эти, никак не более виновные или опасные для общества, чем те, которые оставались на воле, во-первых, запирались в тюрьмы, этапы, каторги, где и содержались месяцами и годами в полной праздности,
материальной обеспеченности и в удалении от природы, семьи, труда, т. е. вне всех условий естественной и нравственной жизни человеческой.
Если в буржуазном капиталистическом обществе мнение
людей определялось их собственностью и
материальным положением, то это менее всего значит, что это мнение было индивидуальным и персональным.
В очистительном огне мирового пожара многое сгорит, истлеют ветхие
материальные одежды мира и
человека.
Ощущение священности
материальной жизни всюду сопровождало
человека.
Русский
человек будет грабить и наживаться нечистыми путями, но при этом он никогда не будет почитать
материальные богатства высшей ценностью, он будет верить, что жизнь св. Серафима Саровского выше всех земных благ и что св.
Для выражения своей духовной жизни
человек должен двигать руками, ногами, языком, т. е. прибегать к
материальным знакам, без которых нельзя выразить любви или ненависти, нельзя осуществить волевых стремлений.
Люди духа иногда с легкостью отворачиваются от войны, как от чего-то внешне-материального, как чуждого зла, насильственно навязанного, от которого можно и должно уйти в высшие сферы духовной жизни.
Есть опасность, что новый
человек может оказаться выброшенным вовне, отчужденным от самого себя, обращенным исключительно к
материальной стороне жизни, к технической цивилизации.
Необъятные пространства, которые со всех сторон окружают и теснят русского
человека, — не внешний,
материальный, а внутренний, духовный фактор его жизни.
Вера в
человека, в его творческую свободу и творческую мощь возможна лишь для религиозного сознания, а никогда не для позитивистического сознания, которое смотрит на
человека, как на рефлекс
материальной среды, природной и социальной.
Марксистская философия должна быть определена, как философия praxis, акта, действия, но она дорожит реальностью того
материального мира, над которым работает субъект,
человек, она восстает против идеализма, где лишь в мысли происходит победа над необходимостью и властью
материального мира.
Новое поколение не имеет этого идолопоклонства, и если бывают случаи, что
люди не хотят на волю, то это просто от лени и из
материального расчета. Это развратнее, спору нет, но ближе к концу; они, наверно, если что-нибудь и хотят видеть на шее господ, то не владимирскую ленту.
Побранившись месяца два с Кетчером, который, будучи прав в фонде, [в сущности (от фр. au fond).] был постоянно неправ в форме, и, восстановив против себя несколько
человек, может, слишком обидчивых по
материальному положению, она наконец очутилась лицом к лицу со мной.
Для понимания сложности и хитрости человеческой души нужно прибавить: у меня это было вроде того, как богатый
человек чувствует, что совсем не дорожит
материальными средствами.
У меня сохранилась большая благодарность к доктору Мотту, Г. Монбризону и С. Либерману,
людям, которые поддерживали мою жизнь, когда мне особенно была необходима
материальная поддержка, и преклонение перед той Высшей Силой, которая ей водительствовала, когда она была наиболее угрожаема.
«
Люди захотели, чтобы их жизнь и судьба определялись не ими самими, а внешними
материальными причинами».
За свободного
человека и свободное человеческое общество все мучительное и трудное решает папа,
материальное явление в эмпирическом мире, через которое голос Божий принудительно воспринимается.
Но теперь дела представляются в таком виде:
материальные блага нужны всякому
человеку, но они уже захвачены самодурами, так что слабая, угнетенная сторона, находящаяся под их влиянием, должна и в этом зависеть от самодурной милости какого-нибудь Торцова или Уланбековой; можно бы от них потребовать того, чем они владеют не по праву; но чувство законности запрещает нарушать должное уважение к ним…
С другой стороны, если бы надобности в
материальных благах не было для
человека, то, конечно, Андрей Титыч не стал бы так дрожать перед тятенькой, и Надя могла бы не жить у Уланбековой, и даже Тишка не стал бы уважать Подхалюзина…
Если бы чувство законности не было в
людях «темного царства» так неподвижно и пассивно, то, конечно, потребность в улучшении
материального быта повела бы совсем к другим результатам.
Первая из причин удерживающих
людей от противодействия самодурству, есть — странно сказать — чувство законности, а вторая — необходимость в
материальном обеспечении.
По-видимому, совершенно напротив: именно отсутствие чувства законности и беспечность относительно
материального благосостояния могут объяснять равнодушие
людей ко всем претензиям самодурства.
И действительно, оно поддерживается постоянно тем, что в
людях есть неизбежное стремление и потребность — обеспечить свой
материальный быт.
Но Райнер не был из числа
людей, довольных одним
материальным благосостоянием.
Людей, входивших в состав этих кружков, связывала не солидарность
материальных интересов, а единственно сочувствие совершающемуся пробуждению, общая радость каждому шагу общественного преуспеяния и искреннее желание всех зол прошедшему.
— Потому что, — продолжал Неведомов тем же спокойным тоном, — может быть, я, в этом случае, и не прав, — но мне всякий позитивный, реальный,
материальный, как хотите назовите, философ уже не по душе, и мне кажется, что все они чрезвычайно односторонни: они думают, что у
человека одна только познавательная способность и есть — это разум.
— Да, все он; всему он меня научил. Он желал, чтоб я всегда была занята. Вообще он был добр, даже очень добр до меня, но насчет этого строг. Праздность не только порок, но и бедствие: она суетные мечтания порождает, а эти последние ввергают
человека в духовную и
материальную нищету — вот как он говорил.
Оставим в стороне"проклинания неправды"и"попрания права"; пусть будут эти слова пустыми цветами красноречия, которые в
людях,"стремящихся к
материальному преобладанию", могут возбудить только веселый смех.
Если б эти
люди умели рассуждать, если б они были в состоянии проникать в тайны человеческой природы, то они поняли бы, что одну из неизбежных принадлежностей этой природы составляет развитие и повышение уровня нравственных и
материальных потребностей.
Все в этом деле зависит от подъема уровня общественного сознания, от коренного преобразования жизненных форм и, наконец, от тех внутренних и
материальных преуспеяний, которые должны представлять собой постепенное раскрытие находящихся под спудом сил природы и усвоение
человеком результатов этого раскрытия.
И умственный, и
материальный уровень страны несомненно понижается; исчезает предусмотрительность; разрывается связь между
людьми, и вместо всего на арену появляется существование в одиночку и страх перед завтрашним днем.
Независимо от
материальных пожертвований, которые состоятельный
человек мог делать в пользу школы, принцип в особенности настаивал на поддержке крупного землевладения и того значения, которое оно должно иметь в уезде.
Кажется, она в том, по преимуществу, состояла, что «независимые» удалялись от коронной службы (были целые губернии, называвшиеся «корнетскими», потому что почти сплошь все помещики были отставные корнеты и вообще малочиновные
люди, но зато обладавшие хорошими
материальными средствами).
По крайней мере, для молодых
людей есть верный приют, особливо ежели не существует значительной разницы в
материальных средствах.
Соседство ограниченное, а ежели и есть, то разнокалиберное, несимпатичное;
материальные средства небольшие; однообразие, и в природе и в
людях, изумительное: порадовать взоры не на чем.
В области
материальных интересов, как, например: пошлин, налогов, проведения новых железных дорог и т. п., эти
люди еще могут почувствовать себя затронутыми за живое и даже испустить вопль сердечной боли; но в области идей они, очевидно, только отбывают повинность в пользу того или другого политического знамени, под сень которого их поставила или судьба, или личный расчет.
Иногда угасшая любовь придет на память, он взволнуется — и за перо: и напишет трогательную элегию. В другой раз желчь хлынет к сердцу и поднимет со дна недавно бушевавшую там ненависть и презрение к
людям, — смотришь — и родится несколько энергических стихов. В то же время он обдумывал и писал повесть. Он потратил на нее много размышления, чувства,
материального труда и около полугода времени. Вот наконец повесть готова, пересмотрена и переписана набело. Тетка была в восхищении.
Мало-помалу Александр успел забыть и Лизу, и неприятную сцену с ее отцом. Он опять стал покоен, даже весел, часто хохотал плоским шуткам Костякова. Его смешил взгляд этого
человека на жизнь. Они строили даже планы уехать куда-нибудь подальше, выстроить на берегу реки, где много рыбы, хижину и прожить там остаток дней. Душа Александра опять стала утопать в тине скудных понятий и
материального быта. Но судьба не дремала, и ему не удавалось утонуть совсем в этой тине.
После смерти редактора Н.С. Скворцова, талантливого и идейного журналиста,
материальное состояние газеты было затруднительным. В.М. Соболевский, ставший фактическим владельцем газеты, предложил всем своим ближайшим сотрудникам образовать товарищество для продолжения издания. Его предложение приняли десять
человек, которые и явились учредителями издательского паевого товарищества «Русских ведомостей».
— Франкмасонов, — начал, не откладывая времени, поучать своих неофитов аптекарь, — упрекают, что они много заботятся о
материальных выгодах своих сочленов, совершенно забывая других
людей, которые бы более достойны по своим человеческим правам их покровительства.
— Жизнь
людей, нравственно связанных между собою, похожа на концентрические круги, у которых один центр, и вот в известный момент два лица помещались в самом центре
материального и психического сближения; потом они переходят каждый по своему отдельному радиусу в один, в другой концентрик: таким образом все удаляются друг от друга; но связь существенная у них, заметьте, не прервана: они могут еще сообщаться посредством радиусов и, взаимно действуя, даже умерщвлять один другого, и не выстрелом в портрет, а скорей глубоким помыслом, могущественным движением воли в желаемом направлении.
Согласно сему, как грех сатаны был восстание и возношение, так грех
человека был падение и унижение: сатана обратился против божества;
человек же токмо отвратился от божества, соответственно чему сатана вверг себя в мрачную бездну неугасимого огня и ненасытимого духовного глада;
человек же подвергся лишь работе тления, впав в рабство
материальной натуре, и внутренний благодатный свет божественной жизни обменял на внешний свет вещественного мира.
— Ну, походите в тамошний университет на лекции естественных наук и вслушайтесь внимательно, какие гигантские успехи делают науки этого рода!.. А когда ум
человека столь занялся предметами мира
материального, что стремится даже как бы одухотворить этот мир и в самой материи найти конечную причину, так тут всем религиям и отвлеченным философиям не поздоровится, по пословице: «Когда Ванька поет, так уж Машка молчи!»