Цитаты из русской классики со словосочетанием «мировая душа»
Соборное слияние Христа и мира, Логоса и
мировой души совершается Св.
О, я знаю этот куриный бред о какой-то
мировой душе, о священном долге.
Тела живых существ исчезли в прахе, и вечная материя обратила их в камни, в воду, в облака, а души их всех слились в одну. Общая
мировая душа — это я… я… Во мне душа и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона, и последней пиявки. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню все, все, все, и каждую жизнь в себе самой я переживаю вновь.
В системе Плотина посредствующую роль между Единым и миром играет νους [Нус (греч. — ум, разум) — одна из основных категорий античной философии, разработанная Анаксагором и последующими философами.], образующий второе и не столь уже чистое единство — мышления и бытия, а непосредственным восприемником влияний νους служит
Мировая Душа, имеющая высший и низший аспект, и она изливается уже в не имеющую подлинного бытия, мэоническую (μη δν) и потому злую материю.
Это такой же ложный монизм, как и допущение существования
мировой души и предустановленной мировой гармонии, отражающей гармонию божественную.
— Вы знали его старшего брата? — спросил я. — Он тоже убил себя, отравился цианистым калием. Проповедовал
мировую душу, трагическую радость познания этой души, великую красоту человеческого существования. Но глаза его были водянисто-светлые, двигались медленно и были как будто пусты. В них была та же жизненная пустота. И он умер, — должен был умереть. Доктор Розанов говорит, на всей их семье типическая печать вырождения… Встало Неведомое и ведет людей, куда хочет!.. Страшно, страшно!
У Плутарха человеческий дух (нус) есть божественное начало в нас, истечение Божества; а человеческая душа есть часть
мировой души.
И в эпоху закона мир предчувствовал новые религиозные эпохи: не только пророческое сознание Ветхого Завета, но и трепетание
мировой души в язычестве ждали явления Христа-Искупителя.
Вся германская философия развилась на этой почве, в Канте достигла вершины субъективного самоуглубления, в Гегеле перешла в ложную, рационалистическую объективность и только в Шеллинге пыталась выйти в ширь
мировой души, но не вполне удачно.
Философия отвлеченная, рационалистическая, «гносеологическая», схоластическая порывает с
мировой душой и теряет пути к ней.
Мировая душа язычества дала плоть Церкви.
Именно те, которые переносят веру и мистику исключительно в субъективную действительность человеческого духа, те, которые отрицают мистическую реальность бытия и пути соединения с ней, отрицают чудесную тайну преосуществления в мире объективном, в
мировой душе, те должны быть признаны рационалистами.
Тем и отличается новая религиозность, нарождающаяся в мире, что Церковь для нее есть премудрая
мировая душа, в которую входит не только вся полнота «духовного», но и вся полнота «светского».
Образовалась церковь святых, таинственный центр
мировой души, возвращающейся к Богу.
Ветхий Завет еврейский был откровением Бога Отца; Ветхий Завет языческий был откровением
мировой души, раскрывавшейся для восприятия Логоса.
Философия церковная есть философия, приобщенная к жизни
мировой души, обладающая мировым смыслом — Логосом, так как Церковь и есть душа мира, соединившаяся с Логосом.
Объективно-космическая мистика язычества, мистика
мировой души вошла в Церковь и в ней реально пребывает.
Мужественное, солнечное, космическое должно стоять в таком же отношении к женственному, лунному, хаотическому, в каком Логос стоит к
мировой душе.
Мировая душа женственна в своей пассивной восприимчивости как к добру, так и к злу.
Мировая душа оплодотворяется Логосом, принимает в себя Христа, мир должен встретиться в конце истории с Христом, как невеста с женихом своим.
Отпала от Бога
мировая душа, носительница соборного единства творения, и потому все и всё в мире участвовали в преступлении богоотступничества и ответственны за первородный грех, в нем свободно участвовало каждое существо и каждая былинка.
Церковь станет царством, царством Божьим и на земле, как и на небе, когда
мировая душа окончательно соединится с Логосом, соединится Невеста с Женихом, т. е. преобразится весь принудительный порядок природы в порядок свободно-благодатный.
Язычество было церковнее духовного христианства протестантизма, в нем была мистическая земля,
мировая душа, были мистерии, которых нет уже в протестантизме с его ложной духовностью.
Дух есть носитель соборного божественного начала, соборной любви; восстанавливающей единство
мировой души.
Вся античная культура вошла в средневековье,
мировая душа жила и развивалась в течение этих оклеветанных веков.
В язычестве было подлинное откровение Божества, точнее, откровение
мировой души, но открывалась там лишь бесконечная божественная мощь; смысл оставался еще закрытым, и религия любви еще не явилась в мир.
Такое соотношение мужественного и женственного дано лишь в Церкви, где Логос овладевает
мировой душой и соединяется с ней, как Жених с Невестой.
И печально, что мистика новейшая порвала с
мировой душой, оказалась загнанной в душу индивидуальную.
Гете был в глубочайшем смысле слова церковнее, ближе к
мировой душе, чем Кант, Фихте и Гегель, и потому осуществлял в своей жизни идеал цельного знания.
Язычество было необходимой, элементарной ступенью в процессе мирового откровения; без этой ступени никогда мир не пришел бы к христианскому сознанию; в язычестве была неумирающая правда, правда божественности
мировой души, божественности матери-земли, которая должна войти в дальнейшее развитие религиозного сознания.
Мистика
мировой души была ведома язычеству.
Сознание смысла истории и всеразрешающего конца истории возможно лишь для соборной, церковной мистики, сознание это не дается ни мистике отвлеченной духовности, оторванной от жизни
мировой души и все переносящей внутрь души индивидуальной, ни мистике субъективного опьянения и преувеличения, искажающего перспективы истории.
Эпоха, проникнутая сознанием греховности любви, была эротична до глубины своих основ, создала культ Мадонны и влюбленности в Христа, сблизила культ прекрасной дамы с вечной женственностью
мировой души.
Всему творению дано свободным и соборным усилием
мировой души превратиться в космос, осуществить божественную гармонию.
Вина умопостигаемой воли всей
мировой души и всех существ мира отрывает от истоков бытия, рождает раздор и вражду в мире.
Дорн. Там превосходная уличная толпа. Когда вечером выходишь из отеля, то вся улица бывает запружена народом. Движешься потом в толпе без всякой цели, туда-сюда, по ломаной линии, живешь с нею вместе, сливаешься с нею психически и начинаешь верить, что в самом деле возможна одна
мировая душа, вроде той, которую когда-то в вашей пьесе играла Нина Заречная. Кстати, где теперь Заречная? Где она и как?
Мировая душа, как сила единящая, связующая и организующая мир, проявляет свое действие всякий раз, когда ощущается именно связность мира, как бы она ни осуществлялась.
Как энтелехия мира, в своем космическом лике София есть
мировая душа, т. е. начало, связующее и организующее мировую множественность, — natura naturans по отношению к natura naturata.
Типична в этом отношении полемика св. Григория Палимы (XIV в.), который отвергает астрологическую
мировую душу, однако утверждая бытие ее в человеке: «Не существует какой-нибудь небесной или всемирной души, но единственно разумная душа есть человеческая: не небесная, но свышенебесная, и не благодаря месту, но по своей собственной природе, как умная правящая сущность» (ού^εστι τις ουρανός, ή παγκόσμιος ψυχή, άλλα μόνη λογική ψυχή εστίν ή ανθρωπινή ουκ ουράνιος, αλλ' ύπερουράνιος, ου τόπω, αλλά щ εαυτής φύσει, άτε νοερά υπάρχουσα ουσία) Migne Patrol., ser. gr., t. 150, col. 1125, cap.
Грехопадение это, которое по своему значению было космическим, произошло, конечно, не в душе мира, как Ангеле-Хранителе твари, не в божественной Софии [Некоторая двусмысленность и неясность по этому основному вопросу свойственна учению Вл. С. Соловьева, который приписывает грехопадение то
мировой душе, то Адаму.], не в «Начале».
Идея
мировой души и космического целого не имеет экзистенциального значения.
Апеллировать можно только к Богу, а не к
мировой душе, не к космосу как целому.
Но допущение
мировой души и космической гармонии есть натурализм.
Бруно в своем трактате «De la causa, principe e uno» в пятом диалоге дает характеристику
Мировой души или Вселенной как Единого, неподвижного, абсолютного, стоящего выше различий и противоречий (в частностях он явно опирается здесь на учение об абсолютном Николая Кузанского), но затем задается вопросом: «Почему изменяются вещи? почему материя постоянно облекается в новые формы?
При данном состоянии мира и человека
мировая душа действует как внешняя закономерность космической жизни, с принудительностью физического закона [Эту софийность души мира, или общую закономерность всего сущего, стремится постигать и так называемый оккультизм, притязающий научить не внешнему, но внутреннему «духовному» восприятию сил природы.
Эту
мировую душу постигала и отчетливо выразила свое постижение древняя философия в лице Платона и Плотина, это же учение вошло в качестве необходимого элемента и в христианскую философию [В творениях отцов церкви учение о мировой душе обычно сливается с учением о человеке и церкви, с христологией, антропологией и экклезиологней.
У этого энтузиаста природы, как только этот энтузиазм ведет его в сторону пантеизма, к отождествлению
мировой души с Божеством, мир с своею множественностью теряет свою самобытность, получая значение акциденций единой неподвижной субстанции [Дж.
Единое — Ум —
Мировая Душа составляют трехступенную градацию сущего (но эта трехступенность не есть триипостасность, как иногда ошибочно думают [Такое смешение (притом тенденциозное) делает Древе в своем исследовании о Плотине: Л. Drews...
Неточные совпадения
В действительности же номинализм этого миросозерцания идет дальше, он разлагает и человека, принужден отвергнуть реальность
души человека, всегда ведь связанной с бесконечной глубиной бытия
мирового, и выбрасывает человека на поверхность.
Общественность же была оторвана от
души человеческой, от духовной жизни личности и от
души мировой, от жизни космической.
В самых причудливых и разнообразных формах русская
душа выражает свою заветную идею о
мировом избавлении от зла и горя, о нарождении новой жизни для всего человечества.
О, он отлично понимал, что для смиренной
души русского простолюдина, измученной трудом и горем, а главное, всегдашнею несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и
мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему: «Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно есть на земле там-то, где-то святой и высший; у того зато правда, тот зато знает правду; значит, не умирает она на земле, а, стало быть, когда-нибудь и к нам перейдет и воцарится по всей земле, как обещано».
Противоречивость и сложность русской
души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока
мировой истории — Восток и Запад.
Один из самых глубоких русских поэтов, Тютчев, в своих стихах выражает метафизически-космическую тему, и он же предвидит
мировую революцию. За внешним покровом космоса он видит шевелящийся хаос. Он поэт ночной
души природы...
—
Душа у него так и тает, сердце томительно надрывается, всемогущая
мировая скорбь охватывает все существо, а уста бессознательно шепчут:"Подлец я! великий, неисправимый подлец!"И что ж, пройдет какой-нибудь час или два — смотришь, он и опять при исполнении обязанностей!
На первых порах после освобождения он завалил
мирового посредника жалобами и постоянно судился, хотя почти всегда проигрывал дела; но крестьянам даже выигрывать надоело: выиграешь медный пятак, а времени прогуляешь на рубль. Постепенно они подчинились; отводили
душу, ругая Лобкова в глаза, но назначенные десятины обработывали исправно, не кривя
душой. Чего еще лучше!
— Еще бы! Но, впрочем, позволь,
душа моя! из-за чего ты, однако, так уж тревожишься! Ведь
мировой судья, наверное, внемлет, и рано или поздно, а правда все-таки воссияет…
—
Мировой проснулся ночью-то, — объяснял Филька, — в избе темень,
душа горит, вот он пополз по полу-то, да и нашел ковш… думает — вода и давай пить! После его рвало-рвало с помоев-то, а Ястребок катается, хохочет над ним.
Влюбленная
душа — самая зрячая и чуткая, она как бы видит вдаль и вширь, и нет предела ее познанию
мировых кудес.
Душа его расцветает, она способна впивать в себя все цвета и звуки, дышать многообразием мира, причаститься
мировому Причастию.
Наше понимание объективного времени будет существенно различаться в зависимости, напр., от того, принимаем ли мы учение о перевоплощении
душ, т. е. о неоднократном повторении жизни одних и тех же существ, или нет; далее, видим ли мы мистический центр
мировой истории в событии боговошющения или в чем-либо другом.
Однако этим дается ответ лишь о судьбах отдельных
душ, но не об основаниях
мирового процесса, не о причине эманации, которая остается все-таки беспричинна и непонятна, хотя здесь именно и ставится задача объяснить основания происхождения мира.
Лишь в нем одном из всех
мировых религий тело не гонится, но прославляется, ибо Христос есть Спаситель не только
душ от греха, но, вместе с тем и тем самым, и «Спаситель тела».
человек мужественно и стойко принимает свой жребий, поднимается
душою как бы выше себя и сливается
душою с велениями неизбежности. Он как бы ощущает тот таинственный ритм, которым полна
мировая жизнь, в ощущении которого нестрашными становятся опасности и ужасы личного бытия. Ярко и полно выражает это ощущение великий Архилох...
Что это? Какое чудо случилось на наших глазах? Ведь мы присутствовали сейчас всего только при родах женщины — при чем-то самом низменном, обыденном и голобезобразном! Это — неприличие, это — стыд. От чистых детей это нужно скрывать за аистами и капустными листами. Но коснулась темной обыденности живая жизнь — и вся она затрепетала от избытка света; и грубый, кровавый, оскорбительно-животный акт преобразился в потрясающее
душу мировое таинство.
Ничего, что кругом женщины не видят, не слышат и не чувствуют. Вьюга сечет их полуголые тела, перед глазами — только снег и камни. Но они ударяют тирсами в скалы — бесплодные камни разверзаются и начинают источать вино, мед и молоко. Весь мир преобразился для них в свете и неслыханной радости, жизнь задыхается от избытка сил, и не в силах вместить грудь
мирового восторга, охватившего
душу.
Но существование космоса, как
мирового единства и гармонии, существование
души мира есть иллюзия сознания, порабощенного и раненного объективацией.
Учение же о Воскресении связывает судьбу
души, судьбу человека с космосом, с
мировым целым.
Учение о естественном бессмертии индивидуальной человеческой
души отрывает судьбу человеческой
души от судьбы космоса, от
мирового целого.
Потом выходишь на улицу. Бегут извозчичьи лошади. Гимназист с криво сидящим ранцем покупает у грека халву, похожую на замазку. Идет господин, блестя новым цилиндром. И кажется, все они тоже чуть-чуть дергаются: все чужды
душе, мертвы и плоски. И невыразимо смешна их серьезная самоуверенность, их неведение о безвольном своем участии в
мировом кинематографе.
—
Душа моя, — зашептал
мировой, — отчасти я вас не понимаю, так сказать… Ведь вы виноваты в этом инциденте! Хлобыстать по физиономии в конце девятнадцатого века — это, некоторым образом, как хотите, не того… Он мерзавец, но-о-о согласитесь, и вы поступили неосторожно…
Русская
душа берет на себя бремя
мировой ответственности, и потому не может она творить ценности культуры так, как творит
душа латинская или германская.
Мистическому соотношению Христа-Логоса и
мировой, тварной
души должно соответствовать и соотношение человека и природы, антропоса и космоса.
Души как бы просятся в
мировую жизнь.
Мамаев. Видно,
мировая… давай Бог! Сашка славный малый!.. Поцелуй и ты меня, Груня. (Целует дочь.) Хмелен,
душа моя, виноват, больно виноват… (Плачет.) В последний раз… Спать иду, а завтра… за работу… и денежки скоро все твои отдам… отдам, говорю тебе. (Шатаясь, уходит в боковую дверь.)
Душа предвечно и предмирно сотворена Богом-Творцом, и первоосновы
души божественны и независимы от
мирового процесса и его времени.
Правда, в науке всегда жили и боролись две
души, и одна из них жаждала познания
мировой тайны.
Вот где вам
мировые цепи,
Вот где вам
мировое жулье.
Если хочешь здесь
душу выржать,
То сочтут: или глуп, или пьян.
Вот она —
мировая биржа!
Вот они — подлецы всех стран.
Рождается ли новая
душа в социалистической расе, выступающей с такими
мировыми притязаниями и пытающейся осуществить их в таких кровавых насилиях?
Ассоциации к слову «мировой»
Ассоциации к слову «душа»
Синонимы к словосочетанию «мировая душа»
Предложения со словосочетанием «мировая душа»
- Брахман – это универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами.
- Он признавал сверхличность человеческого сознания в смысле единства мировой души.
- Смешивая идеи и материи, демиург создаёт мировую душу.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «мировой»
Сочетаемость слова «душа»
Значение словосочетания «мировая душа»
Мирова́я душа́ (греч. ψυχὴ τοϋ κόσμου, лат. anima mundi, нем. Weltseele) — в философии единая внутренняя природа мира, мыслимая как Высшее живое существо (Бог), обладающее стремлениями, представлениями и чувствами. Многие философские учения, выводившие единство мира из вечной области бытия идеального или умопостигаемого, признавали, однако, и живущую во всех явлениях Мировую душу как подчинённое начало, воспринимающее и осуществляющее в чувственной области и во временном процессе высшее идеальное единство, вечно пребывающее в абсолютном начале. Такой взгляд на Мировую душу был изложен в «Тимее» Платона и затем стал одним из основных пунктов в философии Платона и неоплатоников. (Википедия)
Все значения словосочетания МИРОВАЯ ДУША
Афоризмы русских писателей со словом «мировой»
- Да, огонь красивее всех иных живых,
В искрах — ликование духов мировых.
- Литературы великих мировых эпох таят в себе присутствие чего-то страшного, то приближающегося, то опять, отходящего, наконец разражающегося смерчем где-то совсем близко, так близко, что, кажется, почва уходит из-под ног: столб крутящейся пыли вырывает воронки в земле и уносит вверх окружающие цветы и травы. Тогда кажется, что близок конец и не может более существовать литература. Она сметена смерчем, разразившемся в душе писателя.
- Я — сын земли, дитя планеты малой,
Затерянной в пространстве мировом…
Я — сын земли, где дни и годы — кратки,
Где сладостна зеленая весна,
Где тягостны безумных душ загадки,
Где сны любви баюкает луна.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно