Она, изволите видеть, вздумала окончательно развить, довоспитать такую, как она выражалась, богатую природу и, вероятно, уходила бы ее, наконец, совершенно, если бы, во-первых, недели через две не разочаровалась «вполне» насчет приятельницы своего брата, а во-вторых, если бы не влюбилась в молодого проезжего студента, с которым тотчас же вступила в деятельную и жаркую переписку; в посланиях своих она, как водится, благословляла его на святую и прекрасную жизнь, приносила «всю себя» в жертву, требовала одного имени сестры, вдавалась в описания природы, упоминала о Гете, Шиллере, Беттине и
немецкой философии — и довела наконец бедного юношу до мрачного отчаяния.
Иные отказались от своих богатств с той ветреною беззаботностию, которая встречается лишь у нас да у поляков, и отправились на чужбину искать себе рассеяния; другие, не способные переносить духоту петербургского воздуха, закопали себя в деревнях. Молодежь вдалась кто в панславизм, кто в
немецкую философию, кто в историю или политическую экономию; одним словом, никто из тех русских, которые были призваны к умственной деятельности, не мог, не захотел покориться застою.
— Вы, милостивый государь, войдите в мое положение… Посудите сами, какую, ну, какую, скажите на милость, какую пользу мог я извлечь из энциклопедии Гегеля? Что общего, скажите, между этой энциклопедией и русской жизнью? И как прикажете применить ее к нашему быту, да не ее одну, энциклопедию, а вообще
немецкую философию… скажу более — науку?
Станкевич, тоже один из праздных людей, ничего не совершивших, был первый последователь Гегеля в кругу московской молодежи. Оч изучил
немецкую философию глубоко и эстетически; одаренный необыкновенными способностями, он увлек большой круг друзей в свое любимое занятие. Круг этот чрезвычайно замечателен, из него вышла целая фаланга ученых, литераторов и профессоров, в числе которых были Белинский, Бакунин, Грановский.
Неточные совпадения
Почтмейстер вдался более в
философию и читал весьма прилежно, даже по ночам, Юнговы «Ночи» и «Ключ к таинствам натуры» Эккартсгаузена, [Юнговы «Ночи» — поэма английского поэта Э. Юнга (1683–1765) «Жалобы, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии» (1742–1745); «Ключ к таинствам натуры» (1804) — религиозно-мистическое сочинение
немецкого писателя К. Эккартсгаузена (1752–1803).] из которых делал весьма длинные выписки, но какого рода они были, это никому не было известно; впрочем, он был остряк, цветист в словах и любил, как сам выражался, уснастить речь.
Он слушал и химию, и
философию прав, и профессорские углубления во все тонкости политических наук, и всеобщую историю человечества в таком огромном виде, что профессор в три года успел только прочесть введение да развитие общин каких-то
немецких городов; но все это оставалось в голове его какими-то безобразными клочками.
Философская фраза, наделавшая всего больше вреда и на которой
немецкие консерваторы стремились помирить
философию с политическим бытом Германии: «Все действительное разумно», была иначе высказанное начало достаточной причины и соответственности логики и фактов.
Хотя я очень многим обязан
немецкой идеалистической
философии, но я никогда не был ей школьно привержен и никогда в таком смысле не принадлежал ни к какой школе.
Философия немецкая вкорениться у нас не может.
Но его учение о свободе, положенное в основу его
философии и его богословия, возможно было только после учения об автономии, о свободе духа Канта и
немецкого идеализма.
На Западе родство с космологизмом русской религиозной
философии можно найти лишь в
немецкой христианской теософии, у Я. Бёме, Фр.
В отличие от людей 40-х годов, он почти совсем не знал
немецкой идеалистической
философии, которая могла бы помочь ему лучше решить беспокоившие его вопросы о «субъективном методе» в социологии и о «борьбе за индивидуальность» [См. мою старую книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной
философии».].
Очень скоро образовалось в русском западничестве два течения, более умеренное и либеральное, интересовавшееся, главным образом, вопросами
философии и искусства, восприявшее влияние
немецкого идеализма и романтизма, и более революционное и социальное, восприявшее влияние французских социалистических течений.
Историческое введение. Определение русского национального типа. Восток и Запад. Противоположности русской души. Прерывность русской истории. Русская религиозность. Москва — Третий Рим. Раскол XVII в. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра I. Декабристы. Пушкин. Русская интеллигенция. Радищев. Интеллигенция и действительность. Трагическая судьба
философии. Влияние
немецкого идеализма.
В чем собственно состоял гегелизм, Зинаида Ираклиевна весьма смутно ведала; но, тем не менее, в обществе, которое до того времени делилось на масонов и волтерианцев, начали потолковывать и о
философии Гегеля [Гегель Георг-Вильгельм-Фридрих (1770—1831) — великий
немецкий философ.], слух о чем достигнул и до Егора Егорыча с самых первых дней приезда его в Москву.
— А, не понимаете… Ведь вы учили в вашей семинарии
философию? Да? Вероятно, знаете, что был такой
немецкий философ Фихте?
„Жизнь — болезнь духа! — говорит Новалис [Новалис (наст. имя Фридрих фон Харденберг, 1772–1801) —
немецкий поэт, один из создателей школы"иенского романтизма", автор"Гимнов к ночи"с их культом смерти.]. — Да будет сновидение жизнью!“ Другой писатель, Тик [Тик Людвиг (1773–1853) —
немецкий писатель-романтик.], вторит ему: „Сновидения являются, быть может, нашей высшей
философией“. Эти мысли тоже неоднократно повторены русской литературой последних годов.
Развитие новой
философии в
немецком идеализме отмечено, с одной стороны, попыткой узников забаррикадироваться в пещере и сделать ее отверстие для солнца непроницаемым, что совершил Кант в своем феноменализме, либо дерзновенно прорваться к миру идей люциферическою самоуверенностью спекулятивного ума (Фихте и Гегель).
Неокантианство как направление в
немецкой идеологической
философии сформировалось в конце XIX в. после выхода в свет книги О. Либмана «Кант и эпигоны» (1865).
Немецкий идеализм не был
философией свободы, как хотел ею быть.
Персонализм не может быть основан на идеализме (платоновском или
немецком) и не может быть основан на натурализме, на
философии эволюционной или
философии жизни, которая растворяет личность в безличном, космическом витальном процессе.
Разум греческой
философии, разум
немецкого идеализма есть разум безличный, разум всеобщий.
Течения мысли, возникшие из платонизма и
немецкого идеализма, не могут привести к
философии свободы.
Философия немецкого идеализма неблагоприятна для личности и не ставила проблему личности.
Когда смотрю на нее, я припоминаю сентиментальные
немецкие романы с их рыцарями, замками, докторами
философии, с таинственными графинями…
В философском смысле я приехал с выводами тогдашнего
немецкого свободомыслия. Лиловый томик Бюхнера"Kraft und Stoff"и"Kreislauf des Lebens"(Круговорот жизни) были давно мною прочитаны; а в Петербурге это направление только что еще входило в моду. Да и
философией я, занимаясь химией и медициной, интересовался постоянно, ходил на лекции психологии, логики, истории философских систем.
Фишер Куно(1824–1907) —
немецкий историк
философии, автор фундаментального восьмитомного труда «История новой
философии».
Ведь я, сударыня, веровал не как
немецкий доктор
философии, не цирлих-манирлих, не в пустыне я жил, а каждая моя вера гнула меня в дугу, рвала на части мое тело.