Это проявлялось и проявляется во всей деятельности церкви, начиная с извращенного текста евангелия, как вставка слова «напрасно» в стихе о гневе и мн. др., до установления всякого рода ничем не оправдываемых таинств, обрядов, служб и, главное, догматов: троицы, искупления,
непогрешимости церкви и пр. и пр.
Неточные совпадения
«
Непогрешимость почиет единственно во вселенскости
церкви, объединенной взаимной любовью».
Будучи на первом курсе, Александров с жадным вниманием слушал его поразительные лекции о римских папах эпохи Возрождения и о Савонаролле. Но теперь он читал о разрыве
церквей, об исхождении святого духа, о причастии под одним или под двумя видами, о
непогрешимости пап и о соборах. Эта тема была суха, схоластична, трудно понимаема.
Если есть теперь
церковь католическая, утверждающая свою
непогрешимость, то только потому, что есть
церкви: греко-российская, православная, лютеранская, каждая утверждающая свою
непогрешимость и этим самым отрицающая все другие
церкви. Так что
церковь единая есть только фантастическое представление, не имеющее в себе ни малейшего признака действительности.
Церкви, как
церкви, не суть некоторые учреждения, имеющие в основе своей христианское начало, хотя и несколько отклонившиеся от прямого пути, как это думают многие;
церкви, как
церкви, как собрания, утверждающие свою
непогрешимость, суть учреждения противохристианские.
Уже ко времени Константина всё понимание учения свелось к резюме, утвержденным светской властью, — резюме споров, происходивших на соборе, — к символу веры, в котором значится: верую в то-то, то-то и то-то и под конец — в единую, святую, соборную и апостольскую
церковь, т. е. в
непогрешимость тех лиц, которые называют себя
церковью, так что всё свелось к тому, что человек верит уже не богу, не Христу, как они открылись ему, а тому, чему велит верить
церковь.
Пока верующие были согласны между собою, и собрание было одно, ему незачем было утверждать себя
церковью. Только тогда, когда верующие разделились на противоположные, отрицающие друг друга партии, явилась потребность каждой стороны утверждать свою истинность, приписывая себе
непогрешимость. Понятие единой
церкви возникло только из того, что, при разногласии и споре двух сторон, каждая, называя другую сторону ересью, признавала только свою сторону непогрешимою
церковью.
Но Христос никак не мог основать
церковь, т. е. то, что мы теперь понимаем под этим словом, потому что ничего подобного понятию
церкви такой, какую знаем теперь с таинствами, иерархией и, главное, с своим утверждением
непогрешимости, не было ни в словах Христа, ни в понятиях людей того времени.
Один из них объяснял на французском диалекте вопрос о соединении
церквей, причем слегка касался и того, в каком отношении должна находиться Россия к догмату о папской
непогрешимости.
За царской властью никогда не признавалась
Церковью непогрешимость ни в политических, ни в церковных вопросах, ей принадлежали права лишь в области церковного управления, которые естественно вытекают из отношения царя к
Церкви в ее земном, историческом теле, но совершенно не распространяются ни на вероучение, ни на иерархию как таковую.