Неточные совпадения
Он издавна привык думать, что идея — это форма
организации фактов, результат механической деятельности разума, и уверен был, что основное человеческое коренится в таинственном качестве, которое создает исключительно одаренных
людей, каноника Джонатана Свифта, лорда Байрона, князя Кропоткина и других этого рода.
— Героем времени постепенно становится толпа, масса, — говорил он среди либеральной буржуазии и, вращаясь в ней, являлся хорошим осведомителем для Спивак. Ее он пытался пугать все более заметным уклоном «здравомыслящих»
людей направо, рассказами об
организации «Союза русского народа», в котором председательствовал историк Козлов, а товарищем его был регент Корвин, рассказывал о работе эсеров среди ремесленников, приказчиков, служащих. Но все это она знала не хуже его и, не пугаясь, говорила...
Она тоже является как будто результатом поверхностной, механической деятельности разума и даже не способна к работе
организации фактов в стройную систему фраз — фокусу, который легко доступен даже бездарным
людям.
Создав такую
организацию, мы отнимаем почву у «ослов слева», как выразился Милюков, и получим широкую возможность произвести во всей стране отбор лучших
людей.
«Солдат этот, конечно, — глуп, но — верный слуга. Как повар. Анфимьевна. Таня Куликова. И — Любаша тоже. В сущности, общество держится именно такими. Бескорыстно отдают всю жизнь, все силы. Никакая
организация невозможна без таких
людей. Николай — другого типа… И тот, раненый, торговец копченой рыбой…»
— Культурные
люди, знатоки истории… Должны бы знать: всякая
организация строится на угнетении… Государственное право доказывает неоспоримо… Ведь вы — юрист…
Металлическим тенорком и в манере
человека, привыкшего говорить много, Корвин стал доказывать необходимость
организации народных хоров, оркестров, певческих обществ.
И еще раз убеждался в том, как много
люди выдумывают, как они, обманывая себя и других, прикрашивают жизнь. Когда Любаша, ухитрившаяся побывать в нескольких городах провинции, тоже начинала говорить о росте революционного настроения среди учащейся молодежи, об успехе пропаганды марксизма, попытках
организации рабочих кружков, он уже знал, что все это преувеличено по крайней мере на две трети. Он был уверен, что все человеческие выдумки взвешены в нем, как пыль в луче солнца.
— Ошибочно думать, что энергия
людей, соединенных в
организации, в партии, — увеличивается в своей силе. Наоборот: возлагая свои желания, надежды, ответственность на вождей,
люди тем самым понижают и температуру и рост своей личной энергии. Идеальное воплощение энергии — Робинзон Крузо.
Всякий чуткий
человек, не доктринер, понимает, что нынешний исторический день в России выдвигает в политике на первый план задачи управления,
организации ответственной власти, а не задачи чисто законодательного творчества и реформ.
С одной стороны, европейский
человек идет к неогуманизму, с другой стороны, хочет достигнуть целостности в тоталитарной системе
организации всей жизни.
Страстный поклонник красот природы, неутомимый работник в науке, он все делал необыкновенно легко и удачно; вовсе не сухой ученый, а художник в своем деле, он им наслаждался; радикал — по темпераменту, peaлист — по
организации и гуманный
человек — по ясному и добродушно-ироническому взгляду, он жил именно в той жизненной среде, к которой единственно идут дантовские слова: «Qui e l'uomo felice».
Он находил, что на
человеке так же мало лежит ответственности за добро и зло, как на звере; что все — дело
организации, обстоятельств и вообще устройства нервной системы, от которой больше ждут, нежели она в состоянии дать.
Готовая
организация, обязательный строй и долею казарменный порядок фаланстера если не находят сочувствия в
людях критики, то, без сомнения, сильно привлекают тех усталых
людей, которые просят почти со слезами, чтоб истина, как кормилица, взяла их на руки и убаюкала.
— Без
организации, без оружия, без
людей, без открытой границы, без всякой опоры выступить против сильной военной державы и продержаться с лишком год — такого примера нет в истории… Хорошо, если б другие народы переняли. Столько геройства не должно, не может погибнуть, я полагаю, что Галиция готова к восстанию?
На самом же Сахалине необходимо все дела, имеющие какое-либо отношение к благотворительности, изъять из ведения полицейских управлений, которые и без того завалены делами, и
организацию помощи предоставить местной интеллигенции; среди нее немало
людей, которые были бы рады взять на себя это живое дело.
Но
человека, постороннего делу
организации ополчения, в этой суете прежде всего поражало преобладание натянутости и таинственности.
— Не беспокойтесь, я вас не обманываю, — довольно холодно продолжал Ставрогин, с видом
человека, исполняющего только обязанность. — Вы экзаменуете, что мне известно? Мне известно, что вы вступили в это общество за границей, два года тому назад, и еще при старой его
организации, как раз пред вашею поездкой в Америку и, кажется, тотчас же после нашего последнего разговора, о котором вы так много написали мне из Америки в вашем письме. Кстати, извините, что я не ответил вам тоже письмом, а ограничился…
Сотни миллионов денег, десятки миллионов дисциплинированных
людей, удивительной силы орудия истребления, при доведенной до последней степени совершенства
организации, при целой армии
людей, призванной к тому, чтобы обманывать и гипнотизировать народ, и всё это подчиненное, посредством электричества, уничтожающего пространство,
людям, считающим такое устройство общества не только выгодным для себя, но таким, без которого они должны неизбежно погибнуть, и потому употребляющим все силы своего ума для поддержания его, — какая, казалось бы, несокрушимая сила.
Но удивляешься всему этому только до тех пор, пока не поймешь, что делается это только потому, что все
люди правящих классов всегда инстинктивно чувствуют, что поддерживает и что разрушает ту
организацию, при которой они могут пользоваться теми преимуществами, которыми они пользуются.
Правительства в наше время — все правительства, самые деспотические так же, как и либеральные, — сделались тем, что так метко называл Герцен Чингис-ханом с телеграфами, т. е.
организациями насилия, не имеющими в своей основе ничего, кроме самого грубого произвола, и вместе с тем пользующимися всеми теми средствами, которые выработала наука для совокупной общественной мирной деятельности свободных и равноправных
людей и которые они употребляют для порабощения и угнетения
людей.
Возможность же совершать над
людьми телесное насилие прежде всего дает
организация вооруженных
людей такая, при которой все вооруженные
люди действуют согласно, подчиняясь одной воле.
Ответ на этот вопрос тот, что допускают это не все
люди (одни — большая часть
людей — обманутые и подчиненные, и не могут не допускать чего бы то ни было), а допускают это
люди, занимающие только при такой
организации выгодное положение в обществе; допускают потому, что для этих
людей риск пострадать оттого, что во главе правительства или войска станет безумный или жестокий
человек, всегда меньше тех невыгод, которым они подвергнутся в случае уничтожения самой
организации.
Судья, полицейский, губернатор, офицер будет занимать свое положение безразлично при Буланже или республике, при Пугачеве или Екатерине. Потеряет же он свое положение наверное, если распадется существующий порядок, который обеспечивает ему его выгодное положение. И потому все эти
люди не боятся того, кто станет во главе
организации насилия, они подделаются ко всякому, но боятся только уничтожения самой
организации и потому всегда, часто даже бессознательно, поддерживают ее.
Правительства и правящие классы опираются теперь не на право, даже не на подобие справедливости, а на такую, с помощью усовершенствований науки, искусную
организацию, при которой все
люди захвачены в круг насилия, из которого нет никакой возможности вырваться. Круг этот составляется теперь из четырех средств воздействия на
людей. Средства эти все связаны между собою и поддерживаются одно другим, как звенья кольцом соединенной цепи.
Спутники их переглянулись; одни, которые неопытнее, заключили, что с ними путешествуют инкогнито два средних лет чимпандзе, [Чимпандзе — особый вид из семейства человекообразных обезьян, после гориллы наиболее подходящий своею физическою
организацией к
человеку.
В Генуе, на маленькой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа — преобладают рабочие, но много солидно одетых, хорошо откормленных
людей. Во главе толпы — члены муниципалитета, над их головами колышется тяжелое, искусно вышитое шелком знамя города, а рядом с ним реют разноцветные знамена рабочих
организаций. Блестит золото кистей, бахромы и шнурков, блестят копья на древках, шелестит шелк, и гудит, как хор, поющий вполголоса, торжественно настроенная толпа
людей.
Довольно сказать о
человеке, что он горбат или кос, чтобы всякий увидел в этом недостаток, а не преимущество его
организации.
Этим чистым
людям самая мысль об
организации должна быть противна".
Высшая комиссия той
организации, билет которой с честью носил в кармане провинциально-старомодный
человек, оценила его и назначила ему должность спокойную и почетную.
Но из
организации, как
человек единой, нерасщепленной воли, не ушел и внешне остался тот же — только в глазах залегло что-то холодное и жуткое.
В млекопитающих животных,
организация которых более близким образом сравнивается нашими глазами с наружностью
человека, прекрасным кажется
человеку округленность форм, полнота и свежесть; кажется прекрасным грациозность движений, потому что грациозными бывают движения какого-нибудь существа тогда, когда оно «хорошо сложено», т. е. напоминает
человека хорошо сложенного, а не урода.
— Не знаю, — говорил Бенни, — и не помню, что за критический взгляд проводился на эти формы русской жизни теми заграничными писателями, у которых я все это вычитал; но помню, что и артель, и община, и круговая порука мне нравились все более и более, и я, с одной стороны, сгорал нетерпением увидать, как живут
люди в общине и в артели, а с другой — приходил в отчаяние, как честные
люди всего мира не видят преимуществ такого устройства перед всякими иными
организациями?
Я знал, что главным двигателем по части ташкентской цивилизации состоит некто Пьер Накатников, мой старый товарищ по школе. Он занимался
организацией армии цивилизаторов; он кликал клич и вербовал охочих
людей; он отправлял их целыми транспортами к месту назначения, распоряжался перевозочными средствами и т. д. и т. д.
Разумеется, высказаны были мнения, что равенство образования всех сословий в государстве есть утопия; что для высших знаний (как, например, знание законов, истории и т. п.) есть «некоторое количество
людей, занимающих в
организации государства известное место и значение» («Земледельческая газета», №№ 15, 44, 45).
Конечно, женщина есть женщина и мужчина есть мужчина, но неужели все это так же просто в наше время, как было до потопа, и неужели я, культурный
человек, одаренный сложною духовною
организацией, должен объяснять свое сильное влечение к женщине только тем, что формы тела у нее иные, чем у меня?
Оттого-то мы находим такую ограниченность, тусклость понятий у
людей, всю жизнь посвятивших физическому труду, животно-здоровой
организации недостаточно для
человека: для него нужно здоровье человеческое, здоровье, в котором бы развитие тела не мешало развитию души, а способствовало ему.
Моралисты утверждали, что все это от растленности человеческого рода и от помрачения ума его; другие, напротив, кричали, что теория будто бы идеальной
организации, состоящая в обезличении
человека, противна естественным требованиям человеческой природы и потому должна быть отвергнута, как негодная, и уступить место другой, признающей все права личности и принцип бесконечного развития, бесконечного шествия вперед, то есть прогресса, в противоположность застою.
Из наблюдений автора, переданных нам в его рассказах, оказывается, что ведь ни одного
человека нет, кто бы в самом деле, всем сердцем и душою возлюбил идеальную
организацию, обещающую столько мира и довольства
людям.
Все дело в
организации общества, а
организация такова, что Иуда, во всяком случае, может выдать не более трех
человек, никак не более!
Вследствие этого у
человека появилось чувственное тело, разделение на полы и связанные с этим особенности
организации, и начался мировой процесс.
Окончив с землей, он пустился путешествовать по мирам и носил за собою слушателей, соображал, где какая
организация должна быть пригодною для воплощенного там духа, хвалил жизнь на Юпитере, мечтал, как он будет переселяться на планеты, и представлял это для
человека таким высоким блаженством, что Синтянина невольно воскликнула...
Вернее было бы сказать, что социализм будет осуществлен именно потому, что нравственный уровень
людей недостаточно высок и нужна
организация общества, которая сделала бы невозможным слишком большое угнетение
человека человеком.
Поэтому принцип личности должен стать принципом социальной
организации, которая не будет допускать социализацию внутреннего существования
человека.
Человек соединялся с
человеком для борьбы за жизнь со стихийными силами природы и для
организации цивилизованного общества.
Но в массовых процессах истории, в остывших и кристаллизованных традициях культуры, в формировавшихся
организациях общества побеждает объективация, и
человек прельщается рабством, которого не сознает и которое переживает как сладость.
Новый
человек не есть предмет фабрикации, он не может быть продуктом социальной
организации.
Как при этом организовать империю, которая всегда есть
организация масс, среднего
человека?
Но братское общество не есть внешняя
организация, братское общество требует духовной высоты
людей.
Братство
людей, которое есть задача духовная, не разрешимая социальной
организацией, есть близость и соединение не в абстрактно-общем, а в конкретно-индивидуальном.