Неточные совпадения
— Видя внезапное сих
людей усердие, я в точности
познал, сколь быстрое имеет действие сия вещь, которую вы, сударыня моя, внутренним словом справедливо именуете.
Сидя на скамьях семинарии, он уже начертал несколько законов, между которыми наиболее замечательны следующие:"всякий
человек да имеет сердце сокрушенно","всяка душа да трепещет"и"всякий сверчок да
познает соответствующий званию его шесток".
«По отношению к действительности каждый из нас является истцом, каждый защищает интересы своего «я» от насилия над ним. В борьбе за материальные интересы
люди иногда являются личными врагами, но ведь жизнь не сводится вся целиком к уголовному и гражданскому процессу, теория борьбы за существование не должна поглощать и не поглощает высших интересов духа, не угашает священного стремления
человека познать самого себя».
—
Человек — это мыслящий орган природы, другого значения он не имеет. Посредством
человека материя стремится
познать саму себя. В этом — все.
Среди них немалое количество неврастеников, они читали Фрейда и, убежденные, что уже «
познали себя», особенно крепко были уверены в своей исключительности. Все эти
люди желали встать над действительностью, почти все они были беспартийны, ибо опасались, что дисциплина партии и программы может пагубно отразиться на своеобразии их личной «духовной конституции». Социальная самооценка этих
людей была выражена Алябьевым.
— Меньшиков, — назвал его Тагильский, усмехаясь. — Один из крупнейших в лагере мошенников пера и разбойников печати, как знаете, разумеется. В словаре Брокгауза о нем сказано, что, будучи нравственно чутким
человеком, он одержим искренним стремлением
познать истину.
— Он, как Толстой, ищет веры, а не истины. Свободно мыслить о истине можно лишь тогда, когда мир опустошен: убери из него все — все вещи, явления и все твои желания, кроме одного:
познать мысль в ее сущности. Они оба мыслят о
человеке, о боге, добре и зле, а это — лишь точки отправления на поиски вечной, все решающей истины…
Он свои художнические требования переносил в жизнь, мешая их с общечеловеческими, и писал последнюю с натуры, и тут же, невольно и бессознательно, приводил в исполнение древнее мудрое правило, «
познавал самого себя», с ужасом вглядывался и вслушивался в дикие порывы животной, слепой натуры, сам писал ей казнь и чертил новые законы, разрушал в себе «ветхого
человека» и создавал нового.
— Слышал я про это, голубчик, неоднократно слышал от
людей. Что говорить, дело великое и славное; все предано
человеку волею Божиею; недаром Бог вдунул в него дыхание жизни: «Живи и
познай».
Нехлюдов в это лето у тетушек переживал то восторженное состояние, когда в первый раз юноша не по чужим указаниям, а сам по себе
познает всю красоту и важность жизни и всю значительность дела, предоставленного в ней
человеку, видит возможность бесконечного совершенствования и своего и всего мира и отдается этому совершенствованию не только с надеждой, но и с полной уверенностью достижения всего того совершенства, которое он воображает себе.
И он усвоил себе все те обычные софизмы о том, что отдельный разум
человека не может
познать истины, что истина открывается только совокупности
людей, что единственное средство познания ее есть откровение, что откровение хранится церковью и т. п.; и с тех пор уже мог спокойно, без сознания совершаемой лжи, присутствовать при молебнах, панихидах, обеднях, мог говеть и креститься на образа и мог продолжать служебную деятельность, дававшую ему сознание приносимой пользы и утешение в нерадостной семейной жизни.
Как бы мы ни мыслили о
человеке, мы поставлены перед тем, что
человек и
познает свет Истины, и ввергается во тьму ошибок и заблуждений.
В конце концов непонятно, почему
человек может у него
познавать истину.
Без нее, говорят, и пробыть бы не мог
человек на земле, ибо не
познал бы добра и зла.
Когда же
познает, что не только он хуже всех мирских, но и пред всеми
людьми за всех и за вся виноват, за все грехи людские, мировые и единоличные, то тогда лишь цель нашего единения достигнется.
— Да нужно ли? — воскликнул, — да надо ли? Ведь никто осужден не был, никого в каторгу из-за меня не сослали, слуга от болезни помер. А за кровь пролиянную я мучениями был наказан. Да и не поверят мне вовсе, никаким доказательствам моим не поверят. Надо ли объявлять, надо ли? За кровь пролитую я всю жизнь готов еще мучиться, только чтобы жену и детей не поразить. Будет ли справедливо их погубить с собою? Не ошибаемся ли мы? Где тут правда? Да и
познают ли правду эту
люди, оценят ли, почтут ли ее?
Как вот раз, под вечерок, приходит какой-то
человек: «Ну, жид, отдавай свитку мою!» Жид сначала было и не
познал, а после, как разглядел, так и прикинулся, будто в глаза не видал.
Человек познает как извне данную ему реальность то, что порождено им самим, порабощенностью субъекта.
Наука
познает объективированный мир и дает
человеку возможность овладеть «природой».
Философствует и
познает конкретный
человек, а не гносеологический субъект, не отвлеченный универсальный дух.
Это определяется тем, что
познает не трансцендентальный субъект, не универсальный разум, как учил германский идеализм, а конкретный
человек с известной душевной структурой, с зависимостью от социальных отношений
людей.
Без Бога, без божественного сознания не только Бога, но и мира и
человека нельзя
познать, так как рациональность субъекта ничего не может поделать с иррациональностью объекта.
Чтобы научно
познать природу, овладеть ею и подчинить ее себе,
человек должен был освободиться от духовной власти естества, от трепета перед демонами природы.
Человек овладевает природой,
познает ее, освобождается от ее власти.
Земледельцы и доднесь между нами рабы; мы в них не
познаем сограждан нам равных, забыли в них
человека!
Ты
познаешь верных своих подданных, которые вдали от тебя не тебя любят, но любят отечество; которые готовы всегда на твое поражение, если оно отметит порабощение
человека.
Но нет, нисходи,
познай подземные ухищрения
человека и, возвратясь в отечество, имей довольно крепости духа подать совет зарыть и заровнять сии могилы, где тысящи в животе сущие погребаются.
— Христианином нужно быть, — заговорила не без некоторого усилия Лиза, — не для того, чтобы
познавать небесное… там… земное, а для того, что каждый
человек должен умереть.
— Такая же, как между всякой философией и религией: первая учит
познавать сущность вещей посредством разума, а религия преподает то, что сказано в божественном откровении; но путь в достижении того и другого познания в мистицизме иной, чем в других философских системах и в других вероучениях, или, лучше сказать, оба эти пути сближены у мистиков: они в своей философии ум с его постепенным ходом, с его логическими выводами ставят на вторую ступень и дают предпочтение чувству и фантазии, говоря, что этими духовными орудиями скорее и вернее
человек может достигнуть познания сущности мирового бытия и что путем ума
человек идет черепашьим шагом, а чувством и созерцанием он возлетает, как орел.
— В первой, ученической, степени масонам преподавались правила любви и справедливости, которыми каждому
человеку необходимо руководствоваться в жизни; во второй их учили, как должно бороться со своими страстями и
познавать самого себя, и в третьей, высшей степени мастера, они подготовлялись к концу жизни, который есть не что иное, как долженствующее для них вскоре настать бессмертие.
Но так как, во-первых,
люди не стоят на месте, а непрерывно движутся, всё более и более
познавая истину и приближаясь к ней своею жизнью, и, во-вторых, все они по своему возрасту, воспитанию, породе расположены в постепенной градации от
людей, наиболее способных понимать новые открывающиеся истины внутренним путем, до
людей, наименее способных к этому, то
люди, ближе других стоящие к тем, которые усвоили истину внутренним способом, одни за другими сначала через длинные промежутки времени, а потом всё чаще и чаще переходят на сторону новой истины, и количество
людей, признающих новую истину становится всё больше и больше, и истина становится всё понятнее и понятнее.
И они были бы совершенно правы, если бы
человек был существо бессознательное и неподвижное по отношению истины, т. е., раз
познав истину, всегда бы оставался на одной и той же степени познания ее.
«
Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. VIII, 32). Если бы было сомнение в том, что христианство есть истина, то та полная свобода, ничем не могущая быть стесненной, которую испытывает
человек, как скоро он усваивает христианское жизнепонимание, была бы несомненным доказательством его истинности.
Другой этот способ усвоения
людьми новой открывшейся истины и переход к новому устройству жизни состоит в том, что
люди усваивают истину не только потому, что они
познают ее пророческим чувством или опытом жизни, а потому еще, что при известной степени распространения истины,
люди, стоящие на низшей степени развития, принимают ее все сразу, по одному доверию к тем, которые приняли ее внутренним способом и прилагают ее к жизни.
Но
человек не неподвижен относительно истины, а постоянно, по мере движения своего в жизни, каждый отдельный
человек, так же как и всё человечество,
познает всё большую и большую степень истины и всё больше и больше освобождается от заблуждений.
И тут над
людьми, находящимися в этом положении, совершается то, что предсказывал Христос, говоря: «Горе вам, богатым, пресыщенным, прославленным»; совершается то, что
люди, находясь во власти и в обладании последствий власти — славы и богатства, доходя до известных различных, поставленных ими самими себе в своих желаниях целей,
познают тщету их и возвращаются к тому положению, из которого вышли.
Так возражают защитники существующего строя. И рассуждение это было бы совершенно справедливо, если бы переход
людей от одного понимания жизни к другому совершался посредством только одного того процесса, при котором каждый
человек отдельно и один за другим
познает опытом тщету власти и внутренним путем постигает истины христианские.
Недаром в продолжение 18 веков лучшие
люди всего христианского человечества, внутренним, духовным путем
познав истины учения, свидетельствовали о них перед
людьми, несмотря ни на какие угрозы, лишения, бедствия и мучения. Лучшие
люди эти своим мученичеством запечатлевали истинность учения и передавали его массам.
Закон этот состоит в том, что большинство
людей мыслят не для того, чтобы
познать истину, а для того, чтобы уверить себя, что они находятся в истине, чтобы уверить себя в том, что та жизнь, которую они ведут и которая им приятна и привычна, и есть та самая, которая сходится с истиной.
Сидел, склонив голову, обеими руками опершись на маузер, и в этой необычности и чудесной красоте ночного огня, леса и нежного зазыва струн самому себе казался новым, прекрасным, только что сошедшим с неба — только в песне
познает себя и любит
человек и теряет злую греховность свою.
Это не совсем верно: Запад знает Рок, уверенно борется с ним и, чувствуя себя призванным к победе над Роком, постепенно вовлекает в эту великую боьбу и Восток. Запад рассматривает
человека как высшую цель природы и орган, посредством коего она
познает самое себя, бесконечно развивая все свойства этого органа; для Востока
человек сам по себе не имеет значения и цены.
Не было к нему ближе
людей Ивана Григорьича с Михайлой Васильичем — то были други верные, приятели изведанные,
познал их Чапурин и в горе и в радостях, и в счастье и в печалях.
— Нет, уж ты, Бога ради, освободи меня, Сергей Андреич, — сказал наконец Патап Максимыч. — Изнемог я… Дай одному с печалью остаться, подь отсель, оставь меня одного… Дай надуматься… А какой я допрежь сего столп был неколебимый… Помнишь?.. Никого не боялся, ничего не страшился!.. Шатнуло горе, свихнуло!.. Глядя на меня, поучайся, Сергей Андреич,
познай, как
человеку подобает мáлитися… Божий закон!.. Господне определенье!..
Не дай ей Бог
познать третью любовь. Бывает, что женщина на переходе от зрелого возраста к старости полюбит молодого. Тогда закипает в ней страсть безумная, нет на свете ничего мучительней, ничего неистовей страсти той… Не сердечная тоска идет с ней об руку, а лютая ненависть, черная злоба ко всему на свете, особливо к красивым и молодым женщинам… Говорят: первая любовь óт Бога, другая от
людей, а третья от ангела, что с рожками да с хвостиками пишут.
Хоть и видели злые
люди Божье знамение, но и тут свята мужа не могли
познать, не честью согнали его со источника и много над ним в безумии своем глумилися.
Там хотя и сказано, что не подобает неиспытанному в вере учителем других быть, однако ж прибавлено: «Разве токмо по благодати Божией сие устроится…» А благодать, матушка, по сто двадцать пятому правилу Карфагенского, не токмо подает знание, что подобает творити, но и любовь в
человека вдыхает да возможет исполнити то, что
познает.
А кого умудрил Господь свою тайную силу
познать иль хоть самую малицу силы той, — тому
человеку легко отделать [Отделать — снять порчу.] вред, лихим знахарством напущенный…
И путь, которым приобретается это благо, до такой степени ясен, убедителен и несомненен, что раз
человек понял его и потому
познал то, в чем зло и в чем благо его жизни, он уже никак не может сознательно делать то, в чем он видит зло своей жизни, и не делать того, в чем он видит истинное благо ее, точно так же, как вода не может не течь книзу или растение не стремиться к свету.
Для того, чтобы
человеку познать истинную веру, ему нужно прежде всего на время отказаться от той веры, в которую он слепо верил, и проверить разумом всё то, чему его с детства научили.
Пройдя еще далее, Франциск опять позвал Льва и сказал: «И еще запиши, брат Лев, овечка божия, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звезд и если бы нам открылись все клады земли и мы
познали бы все тайны жизни птиц, рыб, всех животных,
людей, деревьев, камней и вод, — запиши, что и это не было бы радостью совершенной».