Неточные совпадения
Паратов. Это делает тебе честь, Робинзон. Но ты не по времени горд. Применяйся к обстоятельствам, бедный друг мой! Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии, теперь
искусство на вес золота ценится, в полном
смысле наступает золотой век. Но, уж не взыщи, подчас и ваксой напоят, и в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатят — на какого Медичиса нападешь. Не отлучайся, ты мне нужен будешь!
Клим Иванович Самгин легко и утешительно думал не об
искусстве, но о жизни, сквозь которую он шел ничего не теряя, а, напротив, все более приобретая уверенность, что его путь не только правилен, но и героичен, но не умел или не хотел — может быть, даже опасался — вскрывать внутренний
смысл фактов, искать в них единства.
«Да, найти в жизни
смысл не легко… Пути к
смыслу страшно засорены словами, сугробами слов.
Искусство, наука, политика — Тримутри, Санкта Тринита — Святая Троица. Человек живет всегда для чего-то и не умеет жить для себя, никто не учил его этой мудрости». Он вспомнил, что на тему о человеке для себя интересно говорил Кумов: «Его я еще не встретил».
Венецианские граждане (если только слово «граждане» не насмешка здесь) делали все это; они сидели на бархатных, но жестких скамьях, спали на своих колючих глазетовых постелях, ходили по своим великолепным площадям ощупью, в темноте, и едва ли имели хоть немного приблизительное к нынешнему, верное понятие об
искусстве жить, то есть извлекать из жизни весь
смысл, весь здоровый и свежий сок.
Но как ни безупречна была, в нравственном
смысле, убежденная восторженность людей кружка, она в то же время страдала существенным недостатком. У нее не было реальной почвы. Истина, добро, красота — вот идеалы, к которым тяготели лучшие люди того времени, но, к сожалению, осуществления их они искали не в жизни, а исключительно в области
искусства, одного беспримесного
искусства.
Ее понимают в обычном
смысле культурного творчества, творчества «наук и
искусств», творчества художественных произведений, писания книг и прочее.
Глава об
искусстве в книге «
Смысл творчества» меня менее всего сейчас удовлетворяет.
Но ведь
смысл всякого символизма (напр., символизма в
искусстве) в том, что он есть путь, переход к реализму, который есть последняя глубь.
Парню уж давно за двадцать,
смыслом его природа не обидела: по фабрике отцовской он лучше всех дело понимает, вперед знает, что требуется, кроме того и к наукам имеет наклонность, и
искусства любит, «к скрипке оченно пристрастие имеет», словом сказать — парень совершеннолетний, добрый и неглупый; возрос он до того, что уж и жениться собирается…
— Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется, а как нам в настоящем случае быть, того мы в одну минуту сказать не можем, потому что аглицкая нация тоже не глупая, а довольно даже хитрая, и
искусство в ней с большим
смыслом.
Он хвалил направление нынешних писателей, направление умное, практическое, в котором, благодаря бога, не стало капли приторной чувствительности двадцатых годов; радовался вечному истреблению од, ходульных драм, которые своей высокопарной ложью в каждом здравомыслящем человеке могли только развивать желчь; радовался, наконец, совершенному изгнанию стихов к ней, к луне, к звездам; похвалил внешнюю блестящую сторону французской литературы и отозвался с уважением об английской — словом, явился в полном
смысле литературным дилетантом и, как можно подозревать, весь рассказ о Сольфини изобрел, желая тем показать молодому литератору свою симпатию к художникам и любовь к
искусствам, а вместе с тем намекнуть и на свое знакомство с Пушкиным, великим поэтом и человеком хорошего круга, — Пушкиным, которому, как известно, в дружбу напрашивались после его смерти не только люди совершенно ему незнакомые, но даже печатные враги его, в силу той невинной слабости, что всякому маленькому смертному приятно стать поближе к великому человеку и хоть одним лучом его славы осветить себя.
Когда это выражение симпатично мне; когда этот
смысл доступен и удовлетворителен для меня, тогда я просто отдаюсь красоте всем сердцем и
смыслом, не делая никаких мертвых сравнений, не предъявляя претензий, освященных преданиями
искусства.
Студенты очень любили Васильева, как бывшего милого товарища, и увлекались наружностью его, — особенно выразительным лицом, блестящими черными глазами и прекрасным орга́ном; но я чувствовал, что в его игре, кроме недостатка в
искусстве, недоставало того огня, ничем не заменимого, того мечтательного, безумного одушевления, которое одно может придать
смысл и характер этому лицу.
15) Совершенство формы (единство идеи и формы) не составляет характеристической черты
искусства в эстетическом
смысле слова (изящных
искусств); прекрасное как единство идеи и образа, или как полное осуществление идеи, есть цель стремления
искусства в обширнейшем
смысле слова или «уменья», цель всякой практической деятельности человека.
14) Область
искусства не ограничивается областью прекрасного в эстетическом
смысле слова, прекрасного по живой сущности своей, а не только по совершенству формы:
искусство воспроизводит все, что есть интересного для человека в жизни.
Автор не менее, нежели кто-нибудь, признает необходимость специальных исследований; но ему кажется, что от времени до времени необходимо также обозревать содержание науки с общей точки зрения; кажется, что если важно собирать и исследовать факты, то не менее важно и стараться проникнуть в
смысл их. Мы все признаем высокое значение истории
искусства, особенно истории поэзии; итак, не могут не иметь высокого значения и вопросы о том, что такое
искусство, что такое поэзия.
Пение первоначально и существенно — подобно разговору — произведение практической жизни, а не произведение
искусства; но как всякое «уменье», пение требует привычки, занятия, практики, чтобы достичь высокой степени совершенства; как все органы, орган пения, голос, требует обработки, ученья, для того чтобы сделаться покорным орудием воли, — и естественное пение становится в этом отношении «
искусством», но только в том
смысле, в каком называется «
искусством» уменье писать, считать, пахать землю, всякая практическая деятельность, а вовсе не в том
смысле, какой придается слову «
искусство» эстетикою.
Итак, 1) прекрасное как единство идеи и образа вовсе не характеристическая особенность
искусства в том
смысле, какой придается этому слову эстетикою; 2) «единство идеи и образа» определяет одну формальную сторону
искусства, нисколько не относясь к его содержанию; оно говорит о том, как должно быть исполнено, а не о том, что исполняется.
Спешим прибавить, что композитор может в самом деле проникнуться чувством, которое должно выражаться в его произведении; тогда он может написать нечто гораздо высшее не только по внешней красивости, но и по внутреннему достоинству, нежели народная песня; но в таком случае его произведение будет произведением
искусства или «уменья» только с технической стороны, только в том
смысле, в котором и все человеческие произведения, созданные при помощи глубокого изучения, соображений, заботы о том, чтобы «выело как возможно лучше», могут назваться произведениями
искусства.; в сущности же произведение композитора, написанное под преобладающим влиянием непроизвольного чувства, будет создание природы (жизни) вообще, а не
искусства.
Все, что высказывается наукою и
искусством, найдется в жизни, и найдется в полнейшем, совершеннейшем виде, со всеми живыми подробностями, в которых обыкновенно и лежит истинный
смысл дела, которые часто не понимаются наукой и
искусством, еще чаще не могут быть ими обняты; в действительной жизни все верно, нет недосмотров, нет односторонней узкости взгляда, которою страждет всякое человеческое произведение, — как поучение, как наука, жизнь полнее, правдивее, даже художественнее всех творений ученых и поэтов.
Красота формы, состоящая в единстве идеи и образа, общая принадлежность «е только
искусства (в эстетическом
смысле слова), но и всякого человеческого дела, совершенно отлична от идеи прекрасного, как объекта
искусства, как предмета нашей радостной любви в действительном мире.
Совершенно другой
смысл имеет другое выражение, которое выставляют за тожественное с первым: «прекрасное есть единство идеи и образа, полное слияние идеи с образом»; это выражение говорит о действительно существенном признаке — только не идеи прекрасного вообще, а того, что называется «мастерским произведением», или художественным произведением
искусства: прекрасно будет произведение
искусства действительно только тогда, когда художник передал в произведении своем все то, что хотел передать.
Потребность, рождающая
искусство в эстетическом
смысле слова (изящные
искусства), есть та же самая, которая очень ясно выказывается в портретной живописи.
По нашему понятию о сущности
искусства, стремление к произведению прекрасного в
смысле грациозного, изящного, красивого не есть еще
искусство; для
искусства, как увидим, нужно более; потому произведений архитектуры ни в каком случае мы не решимся назвать произведениями
искусства.
Чтобы читать книжку, следить за наукой, литературой и
искусством — для всего этого нет никакой надобности в своем собственном угле, и в особенности на берегу Финского залива. Гораздо более удобств в этом
смысле представляют Эмсы, Баден-Бадены, Трувили, Буживали, Лозанны и пр.
Ничто не сближает людей так, как
искусство, вообще — поэзия в широком
смысле слова.
Греция, умевшая развивать индивидуальности до какой-то художественной оконченности и высоко человеческой полноты, мало знала в цветущие времена свои ученых в нашем
смысле; ее мыслители, ее историки, ее поэты были прежде всего граждане, люди жизни, люди общественного совета, площади, военного стана; оттого это гармонически уравновешенное, прекрасное своим аккордом, многостороннее развитие великих личностей, их науки и
искусства — Сократа, Платона, Эсхила, Ксенофонта и других.
Иногда она давала им свой
смысл, умалчивала об одном и изменяла тон рассказа о другом; но
искусство рассказа было таково, что читающему даже не приходило в голову, чтобы могло быть что-нибудь другое, кроме того, что ему сообщается.
Артисты, вдумывающиеся в общий
смысл и ход пьесы и каждый в свою роль, найдут широкое поле для действия. Труда к одолению всякой, даже незначительной роли, немало, — тем более, чем добросовестнее и тоньше будет относиться к
искусству артист.
В продолжение дороги, которая тянулась более четырех суток, Гоголь говорил иногда с увлечением о жизни в Италии, о живописи (которую очень любил и к которой имел решительный талант), об
искусстве вообще, о комедии в особенности, о своем «Ревизоре», очень сожалея о том, что главная роль, Хлестакова, играется дурно в Петербурге и Москве, отчего пиеса теряла весь
смысл (хотя в Москве он не видал «Ревизора» на сцене).
— Науки и
искусства, когда они настоящие, стремятся не к временным, не к частным целям, а к вечному и общему, — они ищут правды и
смысла жизни, ищут Бога, душу, а когда их пристегивают к нуждам и злобам дня, к аптечкам и библиотечкам, то они только осложняют, загромождают жизнь.
Тут уже мерка наших требований изменяется: автор может ничего не дать
искусству, не сделать шага в истории литературы собственно и все-таки быть замечательным для нас по господствующему направлению и
смыслу своих произведений.
Поэтому область софиургии не совпадает с
искусством, по крайней мере, понимаемом в общепринятом
смысле.
В этом
смысле Шлейермахер неоднократно сравнивает религию с музыкой,
искусством без слов, из одних чистых настроений (53, 62–63).
Действительно, о чем же именно идет речь, когда говорят о «теургических» задачах
искусства и в каком
смысле возможно и правомерно их утверждать?
С другой стороны, и хозяйство (в широком
смысле) тоже ощущает себя как творчество и, на известной высоте достижений, начинает несколько стыдиться хозяйственности своей как клейма рабства, и потому ищет возможного приближения к
искусству, преднамеренно и сознательно эстетизирует.
Искусство, посвящая себя религии, сделалось ее ancilla, играя служебную роль, а отношение к нему было утилитарное, хотя и в самом высшем
смысле.
Всякое истинное произведение
искусства есть в этом
смысле некое чудо, и прежде всего для того, кто его совершил, ибо совершил он это не своею силою, не в психологической ограниченности своей, но исторгаясь из нее в таинственную глубь своего существа.
Еще в «Феноменологии духа» Гегель дал следующую меткую характеристику «исторического» направления в немецком богословии, которое сделалось столь влиятельно в наши дни: «Просветительство (Die Aufklärung) измышляет относительно религиозной веры, будто ее достоверность основывается на некоторых отдельных исторических свидетельствах, которые, если рассматривать их как исторические свидетельства, конечно, не могли бы обеспечить относительно своего содержания даже степени достоверности, даваемой нам газетными сообщениями о каком-нибудь событии; будто бы, далее, ее достоверность основывается на случайности сохранения этих свидетельств, — сохранении, с одной стороны, посредством бумаги, а с другой — благодаря
искусству и честности при перенесении с одной бумаги на другую, и, наконец, на правильном понимании
смысла мертвых слов и букв.
Поэтому художник, даже если ему даны величайшие достижения в
искусстве, тем большую неудовлетворенность испытывает как творческая личность [Обнаружение дисгармоний творчества в разных отношениях составляет главное достоинство книги Н. А. Бердяева «
Смысл творчества».].
I в. до н. э., сложившаяся в эпоху эллинизма, с центром в г. Александрии (Египет); «парнасство» — литературное движение во Франции во 2‑й пол. XIX в.; группа поэтов «Парнас» во главе с Ш. Леконт де Лилем провозгласила принцип «
искусства для
искусства»; «академизм» — направление в изобразительном
искусстве XVI–XIX вв.; в широком
смысле — канонизация идеалов и принципов
искусства прошлого.] — естественно возникают в процессе кристаллизации художественного канона.
Искусство не пассивно, а активно, и в этом
смысле теургично.
Париж еще сильно притягивал меня. Из всех сторон его литературно-художественной жизни все еще больше остального — театр. И не просто зрелища, куда я мог теперь ходить чаще, чем в первый мой парижский сезон, а вся организация театра, его художественное хозяйство и преподавание. «Театральное
искусство» в самом обширном
смысле стало занимать меня, как никогда еще. Мне хотелось выяснить и теоретически все его основы, прочесть все, что было писано о мимике, дикции, истории сценического дела.
От своей мечты начала 1867 года, которая еще довольно сильно владела мною в Париже, я освободился, — идти на сцену; но ей я обязан был тем, что я так уходил в изучение театрального
искусства во всех
смыслах.
У латыниста квартального было два
искусства, из коих одним он хвастался, а о другом умалчивал, хотя, собственно, второе в общественном
смысле имело гораздо большее значение.
Но при появлении протестантства в самом широком
смысле, то есть появлении нового понимания христианства как учения жизни, драматическое
искусство не нашло формы, соответствующей новому пониманию христианства, и люди Возрождения увлеклись подражанием классическому
искусству.
В этом
смысле религиозно
искусство Ибсена,
искусство Бодлера.
Христианское
искусство — романтическое [Слово «романтическое» я употребляю не в узком школьном
смысле этого слова, а в более широком.] и трансцендентное.
Все это высокое и совершенное
искусство XVI века в существе своем неоригинально, в мировом
смысле подражательно и реакционно.
Во все времена философия знала своих героев, которые отстаивали свободную философию как
искусство творить существенные идеи, через которые за необходимостью прозревалась свобода, за бессмыслицей —
смысл.