Неточные совпадения
— Я утверждаю: сознание
необходимости социальной дисциплины, чувство солидарности классов возможны только при наличии правильно и единодушно понятой национальной идеи. Я всегда говорил это… И до той поры, пока этого не будет, наша молодежь…
«Нужно создать некий
социальный катехизис, книгу, которая просто и ясно рассказала бы о
необходимости различных связей и ролей в процессе культуры, о неизбежности жертв. Каждый человек чем-нибудь жертвует…»
«К чему сводится
социальная роль домашней прислуги? Конечно — к освобождению нервно-мозговой энергии интеллекта от
необходимости держать жилище в чистоте: уничтожать в нем пыль, сор, грязь. По смыслу своему это весьма почетное сотрудничество энергии физической…»
Все это люди, которые верят в
необходимость социальной революции, проповедуют ее на фабриках, вызывают политические стачки, проповедуют в армии, мечтают о гражданской войне.
«Ты мог бы не делать таких глупостей, как эта поездка сюда. Ты исполняешь поручение группы людей, которые мечтают о
социальной революции. Тебе вообще никаких революций не нужно, и ты не веришь в
необходимость революции
социальной. Что может быть нелепее, смешнее атеиста, который ходит в церковь и причащается?»
В бытии есть уже активация, или мертвящая отвлеченность понятия, или идеализированная природная
необходимость и
социальное принуждение.
В России эти материалистические теории заедающей
социальной среды, эти принижающие учения о
необходимости всего совершающегося лишь потворствуют восточной лени, слабоволию, безответственности.
Обнаруживается несостоятельность таких рациональных утопий, как вечный мир в этом злом природном мире, как безгосударственная анархическая свобода в этом мире
необходимости, как всемирное
социальное братство и равенство в этом мире раздора и вражды.
Нужно признать
необходимость социальной революции в мире.
Позитивизм и материализм отрицают ответственность, свободу, творческую волю, отрицают человека и строят безвольную теорию
социальной среды и власти
необходимости, могущества внешних обстоятельств.
Отвлеченные
социальные и политические учения всегда грешат рационализмом и верят в добрые плоды внешнего насилия под низким уровнем развития человеческой массы и порожденной этим уровнем
необходимостью.
Весь положительный пафос Маркса был связан с его верой в то, что человек,
социальный человек, овладеет миром, миром
необходимости, организует новое общество, прекратит образовавшуюся анархию во имя блага людей, во имя их возрастающей силы.
Вся Европа пришла теперь к
необходимости деспотизма, чтоб как-нибудь удержать современный государственный быт против напора
социальных идей, стремящихся водворить новый чин, к которому Запад, боясь и упираясь, все-таки несется с неведомой силой.
Чтобы жить достойно и не быть приниженным и раздавленным мировой
необходимостью,
социальной обыденностью, необходимо в творческом подъеме выйти из имманентного круга «действительности», необходимо вызвать образ, вообразить иной мир, новый по сравнению с этой мировой действительностью (новое небо и новую землю).
Духовность же совсем не противоположна плоти, телу, а противоположна царству
необходимости, порабощенности человека природным и
социальным порядком.
Культурный человек конца XIX века возжелал освобождения от натуральной
необходимости, от власти
социальной среды, от ложного объективизма.
Католичество должно было бы уже погибнуть, если верить в неотвратимую историческую
необходимость и
социальную закономерность, в вечное приспособление жизни к новым условиям.
Гнет позитивизма и теории
социальной среды, давящий кошмар
необходимости, бессмысленное подчинение личности целям рода, насилие и надругательство над вечными упованиями индивидуальности во имя фикции блага грядущих поколений, суетная жажда устроения общей жизни перед лицом смерти и тления каждого человека, всего человечества и всего мира, вера в возможность окончательного
социального устроения человечества и в верховное могущество науки — все это было ложным, давящим живое человеческое лицо объективизмом, рабством у природного порядка, ложным универсализмом.
— Позвольте-с, — вскипал всё более и более хромой, — разговоры и суждения о будущем
социальном устройстве — почти настоятельная
необходимость всех мыслящих современных людей. Герцен всю жизнь только о том и заботился. Белинский, как мне достоверно известно, проводил целые вечера с своими друзьями, дебатируя и предрешая заранее даже самые мелкие, так сказать кухонные, подробности в будущем
социальном устройстве.
«Однако все-таки можно допустить, что обмен взглядов между заинтересованными народами поможет в известной степени международному соглашению и сделает возможным значительное уменьшение военных расходов, давящих теперь европейские народы в ущерб разрешению
социальных вопросов,
необходимость которого чувствуется каждым государством отдельно под угрозой вызвать внутреннюю войну усилиями предотвратить внешнюю.
К сожалению, нет ничего общего между феодальным монархизмом с его определенным началом, с его прошлым, с его
социальной и религиозной идеею, и наполеоновским деспотизмом петербургского царя, имеющим за себя лишь печальную историческую
необходимость, преходящую пользу, не опирающимся ни на какое нравственное начало.
Барская брезгливость в отношении к хозяйству ничего общего не имеет с той от него свободой, о которой учит Евангелие: оно хочет не пренебрежения, но духовного преодоления, выхода за пределы мира сего с его
необходимостью [Ср. в моем сборнике «Два града»: «Христианство и
социальный вопрос», «Хозяйство и религиозная личность» и др.
Необходимость и закономерность
социальной жизни есть лишь её автоматизм.
Тут мы стоим перед Тайной, и к Тайне этой неприменимы никакие аналогии с
необходимостью, с причинностью, с господством, с причинностью в явлениях природных, с господством в явлениях
социальных.
Необходимость и закономерность пытались спиритуализировать и этим оправдать
социальное зло и несправедливость.
Этика принуждена дать двойной ответ на вопрошание о войне: должно стремиться всеми силами к предупреждению войны, к укреплению нравственного сознания, неблагоприятного для войн и осуждающего их, к созданию
социальных условий, не вызывающих
необходимости войн, но, когда война началась и ее уже нельзя остановить, личность не может сбрасывать с себя ее бремя, выйти из общей ответственности, из круговой поруки, она должна принять на себя вину войны во имя высших целей, но изживать ее трагически, как ужас и рок.
Человек принужден быть жестоким, потому что он поставлен перед
необходимостью жертвовать одной ценностью для другой ценности, одним добром для другого добра, напр. близкими людьми для отечества или для борьбы за
социальную правду, деятельностью патриотической или
социальной для творчества научного, художественного и наоборот.
Но Маркс и Энгельс учили, что произойдет скачок из царства
необходимости в царство свободы и только тогда начнется настоящая история, в которой человек —
социальный, конечно, человек — не будет детерминирован экономикой, но будет сам детерминировать экономику.
Перенесение креста на
социальную жизнь означает не послушание
социальной данности, а принятие
необходимости катастроф, революций и радикальных изменений общества.
Марксистское учение о
социальном развитии такое же консервативное, нетворческое, такое же покорное
необходимости, как и дарвинистическое учение о биологическом развитии.
Соблазн мирового
социального катаклизма, «прыжка из царства
необходимости в царство свободы» и есть соблазн искушением броситься в бездну, искушением
социального чуда.
Но упование на революционный
социальный катаклизм, который мыслится как прыжок из царства
необходимости в царство свободы, есть лишь смутное и бессознательное переживание эсхатологического предчувствия конца этого материального мира.