Неточные совпадения
Конечно, современные нам академии имеют несколько иной характер, нежели тот, который предполагал им дать Двоекуров, но так как сила не в названии, а в той
сущности, которую преследует проект и которая есть не что иное, как «рассмотрение
наук», то очевидно, что, покуда царствует потребность в «рассмотрении», до тех пор и проект Двоекурова удержит за собой все значение воспитательного документа.
На одной было заглавие: «Философия, в смысле
науки»; шесть томов в ряд под названием: «Предуготовительное вступление к теории мышления в их общности, совокупности,
сущности и во применении к уразумению органических начал обоюдного раздвоения общественной производительности».
Сам Лосский признает, что различие между явлениями, которыми занимается
наука, и
сущностью вещей лежит в самом бытии, а не в природе отношений между субъектом и объектом.
Гносеология претендует быть апологетикой
науки, но, в
сущности,
наука оказывается апологетикой гносеологии,
наука нужна, чтобы гносеология процветала.
Наука познает действительность, но действительность эта не есть
сущность бытия, а лишь болезненные его проявления.
Наука говорит правду о «природе», верно открывает «закономерность» в ней, но она ничего не знает и не может знать о происхождении самого порядка природы, о
сущности бытия и той трагедии, которая происходит в глубинах бытия, это уже в ведении не патологии, а физиологии — учения о здоровой
сущности мира, в ведении метафизики, мистики и религии.
Все более открывается, что победоносные возражения
науки против возможности чуда, в
сущности, основаны на особенной вере, я бы даже сказал, на суеверии.
Нет чего-то как
сущности жизни, и потому считают приличным говорить лишь о чем-то, допускают лишь общеобязательную
науку о чем-то в царстве безвольного, безлюбовного скептицизма, в царстве расслабленного безверия.
В
сущности, не твердость
науки обосновывается гносеологией, а твердость гносеологии обосновывается
наукой и без твердости
науки никакой почвы не имеет.
Новейшая гносеология есть, в
сущности, схоластическая апологетика — апологетика
науки.
Сущность всякого религиозного учения — не в желании символического выражения сил природы, не в страхе перед ними, не в потребности к чудесному и не во внешних формах ее проявления, как это думают люди
науки.
Сущность религии в свойстве людей пророчески предвидеть и указывать тот путь жизни, по которому должно идти человечество, в ином, чем прежнее, определении смысла жизни, из которого вытекает и иная, чем прежняя, вся будущая деятельность человечества.
И потому религия, во-первых, не есть, как это думает
наука, явление, когда-то сопутствовавшее развитию человечества, но потом пережитое им, а есть всегда присущее жизни человечества явление, и в наше время столь же неизбежно присущее человечеству, как и во всякое другое время. Во-вторых, религия всегда есть определение деятельности будущего, а не прошедшего, и потому очевидно, что исследование прошедших явлений ни в каком случае не может захватить
сущности религии.
— Именно,
наука о козявках, мушках и таракашках, а в
сущности — вздор и ерунда. Еще лучше, что ты ничего не смыслишь: будет свежее впечатление… А публике нужно только с пылу, горячего.
Меня возмущало, что Пепко говорил глупости серьезным тоном. А в
сущности он занят был совершенно другим. Отдохнув с неделю, он засел готовиться на кандидата прав. Юридическими
науками он занимался и раньше, во время своих кочевок с одного факультета на другой, и теперь принялся восстановлять приобретенные когда-то знания. У него была удивительно счастливая память, а потом дьявольское терпение.
Самоучка не из любви к
науке, Пигасов в
сущности знал слишком мало.
Это введение понятия о судьбе в
науку посредством эстетического воззрения на
сущность трагического было сделано с чрезвычайным глубокомыслием, свидетельствующим о великой силе умов, трудившихся над примирением чуждых
науке воззрений на жизнь с понятиями
науки; но эта глубокомысленная попытка служит решительным доказательством того, что подобные стремления никогда не могут быть успешны:
наука может только объяснить происхождение фантастических мнений полудикого человека, но не примирить их с истиною.
Оно через это избавится от несообразного смешения с понятиями
науки, в
сущности ему противоречащими, и выкажет всю свою неосновательность, которая прячется при новейших переделках его на наши нравы.
Наука не думает скрывать этого; не думают скрывать этого и поэты в беглых замечаниях о
сущности своих произведений; одна эстетика продолжает утверждать, что искусство выше жизни и действительности.
Итак, должно сказать, что новое понятие о
сущности прекрасного, будучи выводом из таких общих воззрений на отношения действительного мира к воображаемому, которые совершенно различны от господствовавших прежде в
науке, приводя к эстетической системе, также существенно различающейся от систем, господствовавших в последнее время, и само существенно различно от прежних понятий о
сущности прекрасного.
— Ха-ха-ха! да ведь хотенья-то, в
сущности, если хотите, и нет! — прерываете вы с хохотом. —
Наука даже о сю пору до того успела разанатомировать человека, что уж и теперь нам известно, что хотенье и так называемая свободная воля есть не что иное, как…
Я слушал его с удовольствием, да и нельзя было иначе, потому что au fond il y a du vrai dans tout ceci!..
сущности все это правильно!.. Иногда мы действительно пересаливаем и как будто чересчур охотно доказываем миру, что знаменитое хрестоматическое двустишие: «
Науки юношей питают» и пр. улетучивается из нас немедленно, как только мы покидаем школьные скамьи.
Действительно, глупо и непрактично в этом обществе заботиться об украшении ума
науками, и все тупоумные выходки Кривосудов, Худовоспитанников и других имеют, в
сущности, глубоко справедливое основание.
Политическая экономия, гордо провозглашающая себя
наукою о народном богатстве, в
сущности заботится только о возможно выгоднейшем употреблении и возможно скорейшем увеличении капитала, следовательно, служит только классу капиталистов, весьма мало обращая внимания на массу людей бескапитальных, не имеющих ничего, кроме собственного труда.
Не обвиняйте нас в безнравственности, потому что мы не уважаем того, что вы уважаете. Можно ли упрекать найденыша за то, что он не уважает своих родителей? Мы независимы, потому что начинаем жизнь сызнова. У нас нет ничего законного, кроме нашего организма, нашей народности: это наша
сущность, наша плоть и кровь, но отнюдь не связывающий авторитет. Мы независимы, потому что ничего не имеем. Нам почти нечего любить. Все наши воспоминания исполнены горечи и злобы. Образование,
науку подали нам на конце кнута.
Характер школьного преподавания — сухое, тупоумное педантство. Это почти неизбежно так по самой
сущности дела. Кому не надоест 10—20 лет толковать год за год всё одно и то же? Учитель, профессор почти всегда занимается своим делом с отвращением и, для облегчения своей тоски, заменяет
науку простой формалистикой. А вдобавок обыкновенно и глупеет от глупой скучности своего ремесла.
Натуральный ум может заменить почти всякую степень образования, но никакое образование не заменит натурального ума, хотя и имеет перед таким человеком преимущество богатства знания случаев и фактов (сведения исторические) и определение причинности (естественные
науки) — всё в правильном, легком обозрении; но он от этого не обладает более правильным и глубоким взглядом на настоящую
сущность всех этих событий, случаев и причинностей.
Когда человек изучит все
науки и узнает всё то, что люди знали и знают, то он увидит, что эти знания, все вместе взятые, так ничтожны, что по ним нет возможности действительно понять мир божий, и он убедится в том, что ученые люди, в
сущности, всё так же ничего не знают, как и простые неученые.
Она бесцеремонно тыкала на них указательным пальцем, поясняя, что «это, мол, дураки-постепеновцы, а этот — порядочный господин, потому что „из наших“, а тот — подлец и шпион, потому что пишет в газете, которая „ругает наших“, а кто наших ругает, те все подлецы, мерзавцы и шпионы; а вот эти двое — дрянные пошляки и тупоумные глупцы, потому что они оба поэты, стишонки сочиняют; а этот профессор тоже дрянной пошляк, затем что держится политико-экономических принципов; а тот совсем подлец и негодяй, так как он читает что-то такое о полицейских и уголовных законах, в духе вменяемости, тогда как вообще вся идея вменяемости есть подлость, и самый принцип права, в
сущности, нелепость, да и вся-то юриспруденция вообще самая рабская
наука и потому вовсе не
наука, и дураки те, кто ею занимаются!»
И «
наука всех
наук», «духовное художество» аскетики, ставит перед человеком прямо эту задачу создания «внутреннего человека», обретения своей подлинной
сущности путем длинной и мучительной работы над самим собой, духовно-художественным подвигом.
Будучи прагматичной,
наука психологична в своем естестве, вся она есть, огромный психологизм, хотя и имеющий основу в объективной
сущности вещей [Ср. характеристику
науки в главе о «хозяйственной природе
науки» в моей «Философии хозяйства».].
При этом ему, разумеется, приходится считаться с указаниями опыта и социальной медицины, каковой в
сущности и является социальная
наука.
Когда Клагес видит в возникновении сознания, интеллекта, духа декаданс жизни, болезнь, он, в
сущности, выражает на языке
науки и философии древнее сказание о грехопадении и утере рая, но натурализирует идею рая и думает, что он возможен в мире падшем.
Как-то так, роковым образом выходило, что начинал он мягко, ласково, с добрыми намерениями, называя себя старым студентом, идеалистом, Дон-Кихотом, но незаметно для самого себя мало-помалу переходил на брань и клевету и, что удивительнее всего, самым искренним образом критиковал
науку, искусства и нравы, хотя вот уже двадцать лет прошло, как не прочел он ни одной книжки, не был нигде дальше губернского города и, в
сущности, не знал, что происходит на белом свете.
Видно будет, что
наука — ветхозаветна по своей религиозной
сущности и связана с грехом.
[ «Тайная
наука… утверждает совсем не то, что «Я» есть Бог, но лишь что и форма, и
сущность связаны с Богом…
Объективность
науки и научного познания есть в
сущности подчинение закону, в этой объективности есть ветхозаветное благочестие.
В
науках о живых телах то, чтó известно нам, мы называем законами необходимости; то, что неизвестно нам, мы называем жизненною силою. Жизненная сила есть только выражение неизвестного остатка от того, чтó мы знаем о
сущности жизни.
Для разрешения вопроса о том, как соединяются свобода и необходимость, и что составляет
сущность этих двух понятий, философия истории может и должна итти путем противным тому, по которому шли другие
науки.
Но точно так же, как предмет всякой
науки есть проявление этой неизвестной
сущности жизни, сама же эта
сущность может быть только предметом метафизики, — точно так же проявление силы свободы людей в пространстве, времени и зависимости от причин составляет предмет истории; сама же свобода есть предмет метафизики.