Неточные совпадения
Он и был твердо уверен в своей правоте, как не может не быть уверен в правоте здравого смысла всякий образованный человек нашего времени, который знает немного
историю, знает происхождение религии вообще и о происхождении и распадении церковно-христианской религии.
Но тоталитаризм в
христианский период
истории есть всегда возвращение к языческому монизму.
Бенжамин Констан видел в этом отличие понимания свободы в
христианский период
истории от понимания ее в античном греко-римском мире.
На почве греческой философии философия
истории не была возможна, она возможна лишь на иудео-христианской почве, хотя бы это и не сознавалось.
Христианский народ может сознать себя народом богоносным,
христианским, народом-Мессией среди народов, может ощутить свое особое религиозное призвание для разрешения судеб мировой
истории, нимало не отрицая этим другие
христианские народы.
Христианское человечество творит
историю.
И в
христианский период
истории происходит возврат к языческому пониманию государства, т. е. тоталитарному, монистическому пониманию.
Тут сказывается, впрочем, огромное различие сознания античного и сознания
христианского периода
истории.
Христианская эсхатология была приспособлена к категориям этого мира, ко времени этого мира и
истории, она не вышла в иной эон.
И я видел в
истории христианства и
христианских церквей постоянное отречение от свободы духа и принятие соблазнов Великого Инквизитора во имя благ мира и мирового господства.
Мне часто приходило в голову, что если бы люди церкви, когда
христианское человечество верило в ужас адских мук, грозили отлучением, лишением причастия, гибелью и вечными муками тем, которые одержимы волей к могуществу и господству, к богатству и эксплуатации ближних, то
история сложилась бы совершенно иначе.
Я старался повысить умственные интересы русской
христианской молодежи, пробудить интерес хотя бы к
истории русской религиозной мысли, привить вкус к свободе, обратить внимание на социальные последствия христианства.
Это имело роковые последствия в
истории христианского мира.
Статья Вл. Соловьева «Смысл любви» — самое замечательное из всего им написанного, это даже единственное оригинальное слово, сказанное о любви-эросе в
истории христианской мысли.
Это есть оригинальное толкование христианства в целом, но в особенности есть
христианская философия
истории.
Все, мной написанное, относится к философии
истории и этике, я более всего — историософ и моралист, может быть, теософ в смысле
христианской теософии Фр.
Полемизируя с правым
христианским лагерем, Вл. Соловьев любил говорить, что гуманистический процесс
истории не только есть
христианский процесс, хотя бы то и не было сознано, но что неверующие гуманисты лучше осуществляют христианство, чем верующие христиане, которые ничего не сделали для улучшения человеческого общества.
Высокая оценка Толстого в
истории русской идеи совсем не означает принятия его религиозной философии, которую я считаю слабой и неприемлемой с точки зрения
христианского сознания.
Память смертная, о которой есть
христианская молитва, у него всегда была, он жил и мыслил перед лицом смерти, не его собственной, а других людей, всех умерших людей за всю
историю.
Появление религии прогресса и социализма обостряет религиозно-эсхатологическую проблему, ставит перед
христианским сознанием вопрос о религиозном смысле
истории и ее завершении, служит возрождению религиозному, связанному с обетованиями и пророчествами.
Апокалипсис, откровение св. Иоанна, и есть
христианская книга, в которой заключены пророчества о конце
истории, которая тесно связана со смыслом
истории.
Вот почему
христианское учение о воскресении плоти утверждает смысл жизни в этом мире, смысл мировой
истории, оправдывает мировую культуру.
Таинственный промысел Божий в
истории установил для таинственных целей разделение
христианского мира на тип восточноправославный и западнокатолический.
Индийская идея метемпсихоза чужда и противна
христианскому сознанию, так как противоречит религиозному смыслу земной
истории человечества, в которой совершается искупление и спасение мира, являлся Бог в конкретном образе человека, в которой Христос был единственной, неповторимой точкой сближения и соединения Бога и человечества.
Вне
христианского смысла
история не может иметь никакого смысла:
история не может быть принята, прогресс должен быть отвергнут.
Христос уничтожил противоположность между человеческой свободой и божественной необходимостью, и
христианские пророчества открывают конец
истории и путь к нему по ту сторону этой противоположности.
Но
христианские пророчества и обетования не осуществились еще в
истории, и
христианское сознание не вместило еще религиозного смысла прогресса.
Смысл
христианской эпохи
истории был в подвиге самоотречения, в вольном отказе от самоутверждения в порядке природы, и
христианские святые и подвижники выполняли эту космическую по своему значению задачу.
И весь крещеный
христианский мир, даже потеряв высшее религиозное сознание того, кто был Иисус, в мистической своей стихии чувствует, что в Нем скрыта великая тайна, что с Ним связана величайшая проблема мировой
истории.
Причудливая диалектика
истории передала идею прогресса в руки нового человечества, настроенного гуманистически и рационалистически, отпавшего от
христианской религии, принявшего веру атеистическую.
Что Христос перевернул всю
историю мира, это факт, который вынужден признать весь мир, мир не только
христианский по своему сознанию, но и чуждый Христу, и враждебный Ему.
Христианские святые, по видимости выходившие из
истории, незримо творили
историю.
И
история христианской теократии была подменой, соблазном; в
истории этой или господствовала ложная антропология (католичество) или совсем почти отсутствовала антропология (православие).
Основное верование
христианского мира есть верование в громовое чудо мировой
истории, в чудо воскресения Христа.
Исключительно аскетическое религиозное сознание отворачивалось от земли, от плоти, от
истории, от космоса, и потому на земле, в
истории этого мира языческое государство, языческая семья, языческий быт выдавались за
христианские, папизм и вся средневековая религиозная политика назывались теократией.
— Тогда они устно слышали от него учение, а мы ныне из книг божественных оное почерпаем: нас, священников, и философии греческой учили, и риторике, и
истории церкви
христианской, — нам можно разуметь священное писание; а что же их поп и учитель — какое ученье имел? Он — такой же мужик, только плутоватей других!
Как ни странно это кажется, церкви, как церкви, всегда были и не могут не быть учреждениями не только чуждыми, но прямо враждебными учению Христа. Недаром Вольтер (Voltaire) называл ее l’infame (бесчестная); недаром все или почти все
христианские так называемые секты признавали и признают церковь той блудницей, о которой пророчествует апокалипсис; недаром
история церкви есть
история величайших жестокостей и ужасов.
Прежде скажу о тех сведениях, которые я получил об
истории вопроса о непротивлении злу; потом о тех суждениях об этом вопросе, которые были высказаны как духовными, т. е. исповедующими
христианскую религию, критиками, так и светскими, т. е. не исповедующими
христианскую религию; и, наконец, те выводы, к которым я был приведен и теми и другими, и историческими событиями последнего времени.
Всякая так называемая ересь, признавая истиной то, что она исповедует, может точно так же найти в
истории церквей последовательное выяснение того, что она исповедует, употребить для себя все аргументы Пресансе и называть только свое исповедание истинно
христианским, что и делали и делают все ереси.
— Я был очень рад, — начал становой, — что родился римским католиком; в такой стране, как Россия, которую принято называть самою веротерпимою, и по неотразимым побуждениям искать соединения с независимейшею церковью, я уже был и лютеранином, и реформатом, и вообще три раза перешел из одного
христианского исповедания в другое, и все благополучно; но два года тому назад я принял православие, и вот в этом собственно моя
история.
Но в назидание другим, могущим впасть в подобное нашему, родительское, греховное ослепление, я стал записывать каждый день
историю болезни моей дочери и ее
христианскую кончину.
Монастырский чин и устройство
христианского духовенства явило дивный пример согласования двух идей, по-видимому враждующих, — иерархии и равенства, — в то время как политическая
история человечества показывает одно беспрерывное стремление к этому согласованию, стремление несчастное, ибо способы употребляемые бедны и мелки; имея такой пример пред глазами, люди не умели понять его…
«Вся новизна монтанизма заключалась в морально-аскетических, ригористических требованиях и призыве к последнему покаянию» (Поснов М. Э.
История христианской церкви.
И с этой точки зрения можно сказать, что
история удалась, если она подготовила свой закономерный конец и выход за
историю: так и «
христианская кончина живота» есть в известном смысле апофеоз жизни и ее оправдание.
Формы, в которые они облекаются, их логические одежды, заимствуются из господствующей философской доктрины: так, напр., — конечно, не без особой воли Божией, — в
истории христианской догматики весьма ощутительно и благотворно сказывается влияние эллинской философии.
Эта связь, которая для меня и ранее неизменно намечалась в общих очертаниях, здесь раскрывается более конкретно, и
история новой философии предстает в своем подлинном религиозном естестве, как
христианская ересеология, а постольку и как трагедия мысли, не находящей для себя исхода» (Вестник РСХД.
Подробнее см.: Поеное М. Э.
История Христианской церкви.
Может быть, впервые в
истории христианской Европы тема о любви была поставлена провансальскими трубадурами, которым принадлежит огромное место в эмоциональной культуре.
Церковная соборность часто принимала в
истории формы рабства человека, отрицания свободы, она часто бывала фикцией, но самый принцип
христианской соборности может быть лишь персоналистическим.
Но в своей статье «Смысл любви», может быть, самой замечательной из всего им написанного, он преодолевает границы безличного платонизма и, впервые в
истории христианской мысли, связывает любовь-эрос не с родом, а с личностью.