Неточные совпадения
В конце концов на большей глубине открывается, что Истина,
целостная истина есть Бог, что истина не есть соотношение или тождество познающего, совершающего суждение субъекта и объективной реальности, объективного бытия, а есть вхождение в божественную
жизнь, находящуюся по ту сторону субъекта и объекта.
Тоталитаризм есть религиозная трагедия, и в нем обнаруживается религиозный инстинкт человека, его потребность в
целостном отношении к
жизни.
Я готов себя сознать романтиком вот по каким чертам: примат субъекта над объектом, противление детерминизму конечного и устремление к бесконечному, неверие в достижение совершенства в конечном, интуиция против дискурсии, антиинтеллектуализм и понимание познания как акта
целостного духа, экзальтация творчества в человеческой
жизни, вражда к нормативизму и законничеству, противоположение личного, индивидуального власти общего.
Вера и убеждение выражают синтез душевной
жизни, достигнутый ею
целостный образ, образование личности.
Но пол может не интегрироваться в
целостную преображенную
жизнь, может остаться изолированной сферой падшести.
Бухарев, один из наиболее интересных богословов, порожденных нашей духовной средой. Он был архимандритом и ушел из монашества. Он интегрировал человечность
целостному христианству. Он требует приобретения Христа всей полнотой человеческой
жизни. Всякая истинная человечность для него Христова. Он против умаления человеческой природы Христа, против всякой монофизической тенденции.
И в том и в другом случае было стремление к
целостному, тоталитарному миросозерцанию, к соединению философии с
жизнью, теории с практикой.
Истина стяжается
жизнью и подвигом, усилием воли и
целостным духом, а не одним познанием.
Способ лечения может быть лишь один: отказ от притязаний отвлеченной философии, возврат к мистическому реализму, т. е. к истокам бытия, к живому питанию, к познанию как функции
целостного процесса
жизни.
Лишь рационалистическое рассечение
целостного человеческого существа может привести к утверждению самодовлеющей теоретической ценности знания, но для познающего, как для существа живого и
целостного, не рационализированного, ясно, что познание имеет прежде всего практическую (не в утилитарном, конечно, смысле слова) ценность, что познание есть функция
жизни, что возможность брачного познания основана на тождестве субъекта и объекта, на раскрытии того же разума и той же бесконечной
жизни в бытии, что и в познающем.
Рационализм кантовской и вообще критической философии я вижу в сознательном отвлечении познания от
целостного процесса
жизни.
В свете его они являются только разными сторонами одного и того же
целостного жизненного процесса,
жизни в гармонии и красоте, причем и сама она становится непрерывно совершающимся творчеством красоты, произведением искусства.
Среди прекрасного мира — человек. Из души его тянутся живые корни в окружающую
жизнь, раскидываются в ней и тесно сплетаются в ощущении непрерывного,
целостного единства.
Настоящее сливается с будущим.
Жизнь человечества — это не темная яма, из которой оно выберется в отдаленном будущем. Это — светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику
жизни, света и
целостного общения с миром.
В другое время, заключенный в отдельное свое существование, он мог только противопоставлять себя этой силе, робко поклоняясь ей; но в эти часы высшего подъема пламенное переполнение духа разбивало все грани и вело к
целостному единению с этою силою; здесь собственная
жизнь человека терялась на мгновение в
жизни божества».
Но опять и опять следует подчеркнуть: голоса эти призывают не к добру. К живой
жизни они зовут, к полному,
целостному обнаружению
жизни, и обнаружение это довлеет само себе, в самом себе несет свою цель, — оно бесцельно. Из живой же
жизни — именно потому, что она — живая
жизнь, — само собою родится благо, сама собою встает цель. «Каждая личность, — говорит Толстой в «Войне и мире», — носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим».
Утопия всегда заключает в себе замысел
целостного, тоталитарного устроения
жизни.
Все это свидетельствует о том, что автономия сферы познания относительна, что оно не может быть отделено от
целостного существа человека, от его духовной
жизни, т. е. от человека интегрального.
Гениальность есть
целостная природа человека, её интуитивно-творческое отношение к
жизни.
Без этой свободы была бы вечная
целостная райская
жизнь, ничем не омраченная.
Духовная
жизнь имеет
целостный характер, в ней синтезируются раздельные элементы душевной
жизни.
И человека вечно преследует и соблазняет мечта о воссоздании
целостной райской
жизни, не омраченной роковыми последствиями свободы духа.
Любовь не может быть отвлеченно-духовной, не видящей конкретно-целостную личность, любовь может быть лишь духовно-душевной, основанной на сращении духовного и душевного начал
жизни.
И идеал мудреца означал
целостное отношение к
жизни, он охватывал всего человека, он означал духовную победу над ужасом, страданием и злом
жизни, достижение внутреннего покоя.
И трагизм вырастал из того, что Гамлет был личностью, переросшей это древнее верование, и инстинкт мести не был у него
целостным, он был человек раздвоенный, рефлектирующий и этим ослабленный, мышление уже приобрело слишком большую власть над его
жизнью.
В коммунизм вошли знакомые черты: жажда социальной справедливости и равенства, признание классов трудящихся высшим человеческим типом, отвращение к капитализму и буржуазии, стремление к
целостному миросозерцанию и
целостному отношению к
жизни, сектантская нетерпимость, подозрительное и враждебное отношение к культурной элите, исключительная посюсторонность, отрицание духа и духовных ценностей, придание материализму почти теологического характера.
Ленин был революционер до мозга костей именно потому, что всю
жизнь исповедывал и защищал
целостное, тоталитарное миросозерцание, не допускал никаких нарушений этой целостности.
Если одна часть русских марксистов более всего дорожила
целостным, тоталитарным характером своего революционного миросозерцания, охраняла свою ортодоксию и отличалась крайней нетерпимостью, если марксизм и социализм были для них религией, то в другой части произошла дифференциация разных культурных областей, была нарушена революционная целостность и произошло освобождение подавленной
жизни духа и духовного творчества.
Он провозгласил обязательность
целостного, тоталитарного миросозерцания, господствующего вероучения, что соответствовало навыкам и потребностям русского народа в вере и символах, управляющих
жизнью.
Народная душа легче всего могла перейти от
целостной веры к другой
целостной вере, к другой ортодоксии, охватывающей всю
жизнь.
В других странах коммунизм, в случае попытки его осуществления, может быть менее деспотическим в отношении ко всей полноте человеческой
жизни — менее
целостным, менее претендующим быть религией, более секулярным и более буржуазным по своему духу.
Русские критики-публицисты всегда будут проповедовать
целостное миросозерцание, всегда будут объединять истину и справедливость, всегда будут учителями
жизни.
У Белинского было характерно русское искание
целостного миросозерцания, которое дает ответ на все вопросы
жизни, соединяет теоретический и практический разум, философски обосновывает социальный идеал.
Но при всех душевных изменениях в интеллигенции основная подпочва осталась та же — искание царства социальной правды и справедливости, жертвоспособность, аскетическое отношение к культуре,
целостное, тоталитарное отношение к
жизни, определяемое главной целью — осуществлением социализма.
Так как в марксизме и в социализме перестали видеть религию,
целостное миросозерцание, отвечающее на все вопросы
жизни, то освободилось место для религиозных исканий, для духовного творчества.
Он всю
жизнь боролся за
целостное, тоталитарное миросозерцание, которое необходимо было для борьбы, которое должно сосредоточивать революционную энергию.
Эта
целостная богочеловечность духовной
жизни нарушается в противоположные стороны.
Не было
целостной духовности потому, что духовно не была решена проблема человеческого труда, связывающая человека с
жизнью космической.
Дух выше
жизни, как свобода выше детерминации, как личность выше безликой стихии, как активность выше пассивности, как
целостный смысл выше бессмыслицы и бессвязности.
Целостная человечность будет новой духовностью, которая будет относиться не к выделенной только, отвлеченной сфере, а ко всей
жизни и к человеческому труду.
Возрастающая духовная
жизнь синтезирует душевную и даже телесную
жизнь человека, останавливает аналитическое расчленение и распадение
целостной личности.
Душевная пневма происходит от первоначального гилозоистического понимания материи, пневма отождествлялась с воздухом, огнем или телом, но это все же было
целостное понимание
жизни.
Деньги направлены прежде всего против
целостной духовности, охватывающей всю
жизнь человека.
Дух, Святой Дух воплощается в человеческой
жизни, но он воплощается не в авторитете, а в
целостной человечности.
Духовность относится ко всей полноте
жизни, к
целостному человеку, т. е. и к человеческому телу, и к физическому труду человека.
Во все времена по-разному чувствовалось и сознавалось, что вся сексуальная
жизнь человека есть лишь мучительное и напряженное искание утерянного андрогинизма, воссоединения мужского и женского в
целостное существо.
Утопический социализм Сен-Симона и научный социализм Карла Маркса одинаково выступают с религиозными притязаниями, хотят дать
целостное отношение к
жизни, решить все вопросы
жизни.
Для одних в простом народе есть правда, связанная с природной, органической,
целостной мистикой; для других — правда, связанная с материальными условиями его
жизни, с тем, что он не пользуется чужим физическим трудом.