Неточные совпадения
Человеческая жизнь — сновидение, говорят философы-спиритуалисты, [Спиритуали́зм — реакционное идеалистическое учение, признающее истинной
реальностью дух, а не материю.] и если б они были вполне логичны, то прибавили бы: и история — тоже сновидение.
Ложь коллективизма заключается в том, что он переносит нравственный экзистенциальный центр, совесть человека и его способность к суждениям и оценкам из глубины
человеческой личности в quasi
реальность, стоящую над человеком.
Но единое человечество не есть только абстракция мысли, оно есть известная ступень
реальности в
человеческой жизни, высокое качество человека, его всеобъемлющая человечность.
«Коллективная»
реальность имеет экзистенциальный смысл в
человеческой жизни, но она совсем не то значит, что думают, желая подчинить ей
человеческую личность.
Так называемые «коллективные»
реальности должны быть, конечно, признаны
реальностями совсем иного порядка, чем
реальность человеческой личности или даже
реальность животного.
Но
реальность «мы» нисколько не дает права признавать примат общества над
человеческой личностью.
Я всегда терпеть не мог «символов» в
человеческих обществах, условных знаков, титулов, мне они представлялись противными
реальностями.
Человеческая личность реальна в бытии и идеальна по своей природе, и самым фактом своей идеальной
реальности она непосредственно утверждает объективное существование Бога как истинной личности».
Замечательное учение о фетишизме товаров есть экзистенциальная социология, которая видит первичную
реальность в трудовой
человеческой активности, а не в объективированных вещных
реальностях или quasi-реальностях.
Именно те, которые переносят веру и мистику исключительно в субъективную действительность
человеческого духа, те, которые отрицают мистическую
реальность бытия и пути соединения с ней, отрицают чудесную тайну преосуществления в мире объективном, в мировой душе, те должны быть признаны рационалистами.
Учению о Небесном Человеке, Адаме Кадмоне [Адам Кадмон — «абсолютное, духовное явление
человеческой сущности до начала времен как первообраз для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической
реальности)» (Мифы народов мира.
В свое время «антитезу между номинализмом и реализмом» пытался, подобно Булгакову, примирить Абеляр, решивший проблему универсалий в духе концептуализма: понятия не имеют самостоятельной онтологической
реальности, но воспроизводят объединяемые в
человеческом уме сходные признаки единичных вещей.
То, что Бог существенно и потому предвечно, вневременно представляет (отлично сознаем всю неточность этих выражений, но пользуемся ими за отсутствием надлежащих для того слов в языке
человеческом), надо мыслить в смысле реальнейшем, как ens realissimum, и именно такой реальнейшей
реальностью и обладает Идея Бога, Божественная София.
Человек,
человеческая личность есть верховная ценность, а не общности, не коллективные
реальности, принадлежащие миру объектному, как общество, нация, государство, цивилизация, церковь.
Космос, человечество, нация и пр. находятся в
человеческой личности, как в индивидуализированном универсуме или микрокосме, и выпадение, выбрасывание их во внешние
реальности, в объекты, есть результат падшести человека, подчинения его безличной
реальности, экстериоризации, отчуждению.
Объективность общественных явлений, превышающая
человеческое существование, есть объективация, отчуждение
человеческой природы, вследствие которой общественные отношения человека с человеком представляются
реальностями, находящимися вне людей и над людьми.
Но объективация
человеческого существования, выброшенность его вовне создает «общество», претендующее быть
реальностью большей и более первичной, чем человек и чем личность.
Самое же важное, что народ есть
реальность более
человеческая, чем нация.
При этом иррациональное рационализируется, органическое механизируется,
человеческое качество превращается в нечеловеческую
реальность.
Человек, т. е. индивидуальное и по другой терминологии сингулярное, экзистенциальное человечества, человечество есть лишь ценность всечеловеческого единства в
человеческом мире, качество
человеческого братства, которое не есть
реальность, стоящая над человеком.
Труд есть самая большая
реальность человеческой жизни в этом мире, есть первичная
реальность.
И вот из духовной глубины
человеческой природы поднимается протест против условной лжи, риторики, ложной идеализации во имя чистой правды, во имя
реальности.
Это —
человеческая печаль, признающая и человека и мир
реальностями.
Но это не будет идеализмом, который не чувствует сопротивления массивной
реальности, т. е. массы числа, не только массы
человеческой, но и массы мировой материи с ее инерцией, это будет духовный реализм, не только восходящий, но и нисходящий, дух активный, а не пассивный.
Никакие изменения условий
человеческой жизни не могут убить
реальности духа.
Уж слишком хорошо понимает Фейербах, что «Христос есть прообраз, сущее понятие человечества, совокупность всех нравственных и божественных совершенств, исключающее все отрицательное и несовершенное, чистый, небесный, безгрешный человек, человек рода, Адам Кадмен (Адам Кадмон) [Адам первоначальный, человек первоначальный — в мистической традиции иудаизма абсолютное, духовное явление
человеческой сущности до начала времен как первообраз для духовного мира, а также для человека (как эмпирической
реальности).
Символизм указует на вечную трагедию
человеческого творчества, на расстояние, отделяющее художественное творчество от последней
реальности сущего.
«Цель
человеческой эволюции — полное осуществление его божественности, отождествление его сущности с единой
Реальностью» (с. 86).
Бог и дьявол, небо и ад раскрываются не в глубинах
человеческого духа, не в бездонности духовного опыта, а даны человеку, обладают
реальностью, подобной
реальностям предметного материального мира.
Там вновь откроются человеку и Бог и небо, а не только дьявол и ад, но не как объективный порядок, данный человеку извне, а как встреча с последней глубиной
человеческого духа, как изнутри открывающиеся
реальности.
Машина, техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фантазмы, направляют жизнь
человеческую к фикциям, которые производят впечатление наиреальнейших
реальностей.