Повествование исторической и философской направленности разворачивает события истории России с позиции взаимоотношений человека с Богом. Автор приподнимает исторические факты, которые до сих пор не были раскрыты академической историей, анализирует их с точки зрения христианской философии. В представленной публикации приводится разбор появления материализма как учения от увлечения сверхъестественным и анализ марксистского «Капитала».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Попроси меня. Матриархат. Путь восхождения. Низость и вершина природы ступенчатости и ступень как аксиома существования царства свободы. Книга 5» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Революционные события в Нидерландах
Грандиозные изменения в социально-экономической сфере, происходившие в Европе в новое время, разложение средневековых институтов, начавшиеся преобразования в религиозной жизни, длительное время являвшейся духовной основой общества, привели к серии серьезных социальных катаклизмов, выразившихся в столкновении старых и новых явлений и взглядов. В ряде европейских стран произошли религиозно-социальные революции, решающую роль в которых сыграли новые, буржуазные, в каждом случае по-своему духовно настроенные, слои общества. Эти события, затронувшие наиболее развитые страны — Нидерланды, Англию и Францию, привели к социально-экономическим изменениям, причем в степени соразмерно духовному состоянию общества.
Первая в истории Европы буржуазно-христианская революция (точнее сказать, буржуазно-протестантская революция, поскольку протестантизм поддерживал капиталистический принцип, в отличие от старых течений, католицизма и православия) произошла в Нидерландах. Эта страна, являвшаяся одной из провинций обширной империи Габсбургов, обладала во второй половине XVI в. чрезвычайно развитой экономикой. Товары, производившиеся здесь, считались в Европе наиболее качественными, а такие города, как Амстердам, Брюгге или Антверпен уже тогда являлись крупнейшими центрами общеевропейской торговли. Нидерланды ежегодно приносили в имперскую казну более 2 млн гульденов (в два раза больше, чем вся Германия и в четыре — чем Испания). Императоры Карл V и Филипп II активно пользовались этим, постоянно увеличивая размер налогов, что препятствовало развитию торговли и предпринимательства.
К социально-экономическим трудностям прибавлялся религиозный протест. В Нидерландах все шире распространялся запрещенный Карлом V кальвинизм. Его исповедовали тайно под страхом смерти. Чтобы послушать проповедников, люди под покровом ночи собирались в лесах. Для борьбы с «ересью» Карл V ввел в Нидерландах инквизицию и издал особые законы — «плакаты» против «еретиков». При Филиппе II преследования протестантов ужесточились. Его антианглийская политика подрывала давние торговые связи Нидерландов с Англией и наносила огромный ущерб их экономике. Филипп II понимал, что в Нидерландах назревает взрыв, поэтому по его приказу в страну была введена испанская армия. Но даже присутствие солдат не смогло предотвратить начало национально-религиозного освободительного восстания Нидерландов против испанцев.
К оппозиции испанскому правлению и засилью католической церкви примкнуло нидерландское рядовое дворянство, создавшее союз «Соглашение» («Компромисс»), требовавшее от Филиппа II и его наместников восстановления вольностей Нидерландов, снижения налогов, прекращения религиозных гонений. Партию дворянства возглавил принц Вильгельм Оранский, граф Эгмонт и Горн. Когда они представили свои требования в государственный совет для передачи их Испанскому королю, кто-то из придворных презрительно обозвал скромно одетых нидерландских дворян гёзами, т.е. нищими. Это прозвище стали с гордостью носить все те, кто болел душой за судьбу Нидерландов.
С виду нидерландцы были традиционалистами. Они искали оправдание своих действий в глубоком прошлом: в доставшихся от предков институтах и правовых традициях. Сохраняло свою значимость средневековая установка: «чем древнее, — тем правильнее». Апелляция к прошлому придавала участникам событий уверенность в истинности своих поступков, давала возможность истолковывать политику короля как тираническую. Даже один из историков, по поводу «революционеров» XVI, XVII веков заметил: «Это были люди, идущие вперед с головами, повернутыми назад»153. Но головами повернутыми назад оказались не нидерландцы, а тот отряд историков, который упорно отказывался видеть новый, революционный дух движения.
Освободительное движение началось 10 августа 1566 г. с массового иконоборческого восстания. Подготовленное союзом дворян и кальвинистскими общинами оно вспыхнуло в районе городов Хондсхоте и Армантьера и распространилось на 12 из 17 провинций. Первое, что уничтожалось, это католическая символика. Около 5,5 тыс. церквей были разгромлены и опустошены. Восставшие уничтожали иконы, скульптуры святых. Монастыри, владевшие обширными землями, разгонялись, а крестьяне, зависевшие от них, уничтожали документы с записями своих повинностей. На деньги, захваченные у церкви, формировались военные отряды для борьбы с испанцами и защиты кальвинистской веры.
Размах движения напугало власти и испанская наместница Маргарита Пармская вынуждена была пойти на уступки. 25 августа объявлялось о приостановлении преследования «еретиков» и введение ограниченной свободы кальвинизма, члены союза дворян получили амнистию.
В начале иконоборческого движения заодно действовали: крестьяне, ремесленники, богатое купечество и дворяне, часто руководившие мятежными отрядами. Но его размах и требования плебса — «Крови попов и имущества богачей» — охладили дворян и зажиточных бюргеров. Они попытались остановить иконоборчество. В результате энтузиазм мятежников начал убывать. Союз дворян объявил о своем роспуске, а руководители кальвинистских обществ отрекались от участия в восстании. Лишенные руководства последние очаги оппозиционного движения весной 1567 г. были подавлены.
Разгромив восстание правительство отменило уступки, а в августе 1567 г. на территории Нидерландов ввело карательные испанские войска под командованием герцога Альбы (Толедо). Испанцы заняли все важнейшие города и начали расправу с мятежниками. Первыми сложили головы на плахе аристократы — графы Эгмонт и Горн. Затем последовали казни рядовых участников восстания. Особый совет по делу о мятежах, прозванный «кровавым советом», осудил на смерть 8 тыс. человек. Инквизиция выслеживала кальвинистов и подстрекала доносить на них, обещая в награду доносчикам имущество осужденных.
Террор не поставил Нидерланды на колени. В стране сразу началась разворачиваться партизанская война. Грабежи и разорения, наносимые войсками, массовые казни, чрезвычайные налоги, вводившиеся Альбой, грозили Нидерландам полной экономической катастрофой. Все это еще больше убедило многих, что надеяться на милость испанцев бесполезно, и поэтому необходимо продолжить борьбу с ними. Крестьяне и ремесленники уходили в леса, где формировались отряды «лесных гёзов». Рыбаки, моряки, торговцы и судовладельцы становились «морскими гёзами». Они нападали на испанские суда и береговые крепости, а затем укрывались в портах протестантской Англии, негласно поддерживающей их.
Возглавил оппозиционное дворянство и города принц Вильгельм Оранский, осторожный политик, получивший прозвище Молчаливый. Он укрылся от преследований Альбы в Германии, набрал там наемников и оттуда организовал их рейды против испанцев. Поначалу В. Оранский не одобрял действия партизан, надеясь добиться успеха с помощью немецких ландскнехтов и английских протестантов — добровольцев. Однако большинство его предприятий оказывались неудачными, в то время как гёзы наносили испанцам чувствительные удары. Поэтому В. Оранский был вынужден пойти на союз с гёзами и планировать с ними совместные действия.
В 1571 г. Альба ввел алькабалу (10-ти процентный налог на все торговые сделки). Вся экономическая жизнь страны приостановилась, расторгались сделки, закрывались лавки и мануфактуры, обанкротились многие фирмы и банки. Атмосфера в стране накалилась до чрезвычайности, особенно в Голландии и Зеландии. Началась массовая эмиграция населения.
В это время указом королевы Елизаветы, уступившей настояниям испанского правительства, из английских портов были выведены отряды «морских гёзов», и 1 апреля 1572 г. они внезапным налетом овладели почти незащищенным городом Бриллем, расположенный в устье Рейна. В новых условиях недовольства захват Брилле вызвал цепную реакцию, все северные провинции восстали, города один за другим изгоняли испанские гарнизоны. Освободившись от иноземных хозяев, самые богатые провинции — Голландия и Зеландия — призвали Вильгельма Оранского и провозгласили его своим правителем — статхаудером.
Испанцы, которым удалось удержать под своей властью Южные Нидерланды, всеми силами обрушились на восставший Север, но местное население было полно решимости: когда города и деревни не выдерживали осады, голландцы открывали шлюзы и затопляли свои земли, чтобы они не достались испанцам.
В результате длительной борьбы, протекавшей с переменным успехом, Нидерланды оказались разделенными надвое. Южные провинции, дворянство и буржуазия которых были настроены менее радикально, остались в составе империи, приобретя некоторую внутреннюю автономию. Северные провинции действовали более решительно, твердо намереваясь достичь национальной независимости. Это объясняется и тем, что их торговые интересы не замыкались на Испании, а были ориентированы на Англию, Северную Германию, Скандинавию. Опубликование 15 июня 1580 г. указа Филиппа II, объявлявшего принца Оранского вне закона как «главного бунтовщика» и назначившего большую награду за его убийство, побудило Генеральные штаты ускорить издание акта о низложении Филиппа II и объявлении Нидерландов независимыми от Испании, вышедшее 26 июля 1581 г.
В большинстве стран Европы на протяжении средних веков сложились монархии, поэтому лидеры восставших против Габсбургов нидерландских земель не представляли, что после обретения независимости их государство могло бы иметь какую-либо другую форму правления. Несмотря на то, что освободительное движение в Нидерландах возглавляли представители буржуазии, крупное купечество и предприниматели, они много лет подыскивали себе монарха среди принцев крови во всех соседних державах. Престол предлагали Английской королеве Елизавете I, принцу Анжуйскому, но они отказались, а в 1584 г. Вильгельм Оранский пал от руки наемного убийцы. Из Англии прислали графа Лестера, который был избран Генеральными штатами губернатором. В сентябре 1585 г. Лестер вступил в обязанности фактического правителя Соединенных провинций. Опасность этой политики не замедлила обнаружиться. Выполняя инструкции английского правительства, Лестер стремился превратить Нидерланды в придаток Англии, а английским купцам помочь захватить в свои руки традиционные внешние голландские рынки. С этой целью Франция и Германия объявлялись «союзниками» Испании и торговля с ними была запрещена. Войну с Испанией Лестер вел неудачно, а затем, по приказу английского правительства, завязал с испанцами предательские переговоры и поднял военный мятеж в целях захвата Нидерландов. Мятеж подавили, а в 1587 г. Лестер вернулся в Англию. Лишь после этого правящая купеческая олигархия покончила с поисками иноземных государей, а в 1588 г. Соединенные провинции объявили себя республикой. Войсками руководил сын Вильгельма Оранского Мориц Нассауский. Он успешно воевал, имел известность и авторитет.
У республики объединенных провинций были преимущества перед Испанией и в 1609 г. она заключила с ней мир на 12 лет. Испания признала республику соединенных королевств как государство. Это было победным завершением революции. В 1621 г. война возобновилась, шла с переменным успехом и стала составной частью Тридцатилетней войны. Вестфальский мир 1648 г. подтвердил условия перемирия 1609 г.
Во главе республики Соединенных провинций стала Голландия как наиболее развитая в экономическом отношении провинция, поэтому новое государство получило название Голландия. Центральными органами власти стали выборные Генеральные штаты и Государственный совет, депутаты которых должны были согласовывать свои решения с волей избирателей. В конфессиональном плане республика отличалась высоким уровнем терпимости.
Освобождение от испанского гнета, сковавшего католицизмом связь с Богом и развитие капитализма, создало дополнительный стимул для духовного и, соответственно, буржуазного развития Голландии. В стране интенсивно прогрессирует промышленность, где стали преобладать мануфактура и торговля. О капиталистической эволюции Голландии свидетельствует преобразование финансовой системы страны. Кредитные операции созданного в 1609 г. Амстердамского банка получили широкий размах. Банк быстро разбогател, и Амстердам стал финансовым центром мира, средоточием международных валютных операций. Крупным центром мировой торговли стал Антверпен, где была организована первая товарная биржа.
Однако лидерство Голландии оказалось непродолжительным, из-за установившейся чрезвычайной политики либеральности (в настоящее время 26% голландцев являются католиками, только 16% — протестантами, 42% причисляют себя к агностикам и атеистам, 6% — к мусульманам, терпимо относится к тому, что осуждается в других европейских странах: проституция, однополые браки, употребление легких наркотиков и т.д.) Уже во второй половине XVII в. она снизила темпы экономического развития, а затем уступила лидерство революционной, протестантской Англии, которая очень скоро выдвигается по экономическому развитию на первое место среди европейских стран.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Попроси меня. Матриархат. Путь восхождения. Низость и вершина природы ступенчатости и ступень как аксиома существования царства свободы. Книга 5» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других