Андрей Викторович Сазонов — инженер-радиолектронщик по образованию. Однажды, в студенческие годы сходив в поход, он понимает, что в мире ещё бесчисленное количество непройденных дорог, и посвящает этому всю свою Жизнь. Может быть и о себе вы прочитаете на страницах этой книги…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Путешествие длиною в Жизнь. Записки туриста» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 7. ПЕРВОЕ РУКОВОДСТВО
Пока я был в совхозе и собирал яблоки (снова нам дали по 5 ящиков с собой), в институте прошёл новый набор новичков, их было много, настолько много, что тех, кто планировал руководство, не хватало. И предложили мне — поход в Крым.
Я, конечно, в Крыму был — с семьёй, на машине и на берегу моря. А тут предлагался маршрут по горному Крыму, в 150 км, который я видел только снизу, с моря. Но меня «успокоили» — сказали, что мы пойдём с инструктором.
Полгода назад, руководство Крымской федерации профсоюзов, обеспокоенное огромным числом туристских групп в ноябре и в мае, а, скорее всего, чтобы превратить этот поток туристов в поток денег, решило, что любая приезжая группа туристов должна идти с местным, крымским инструктором, конечно, за деньги. Это как курортный сбор в отдельных регионах сейчас. Цена, точно не помню, но около 1 рубля в день с каждого. Конечно, кто не регистрировался в МКК, это было неважно — они как ходили, так и снова шли, не оплачивая путешествие. А кто зарегистрировался в МКК, тому надо было обязательно зайти в бюро путешествий и экскурсий, оплатить инструктора и сделать отметку в маршрутной книжке. А вот качество инструкторов никто не гарантировал… Да и наличие тоже. Но это я понял позже, уже в Симферополе.
А пока я, как руководитель, начал тренировки со своей группой — по воскресеньям (а их оставалось всего 5 до похода). Мы бегали, занимались на стадионе на снарядах, готовили продукты и снаряжение на 15 человек — такая получилась группа. Часть ребят была дисциплинированной, приходили на все тренировки, а часть уже начала лениться — под любыми предлогами увиливали от тренировок. Надо сказать, что такие участник и затем больше и не ходили в походы — происходил естественный отбор, но со мной-то они шли и приходилось с ними возиться гораздо больше, а то и работать за них. Был и важный предлог — съездить домой за одеждой (это для тех, кто жил в общежитии), это было необходимо. Иногда ребята привозили из дома и снаряжение: рюкзаки, спальные мешки и коврики. Кто-то успел сделать коврики, что-то взяли в прокате, а часть ковриков дали ребята, пока не идущие в поход.
Где-то в конце октября 1978 года мы сделали общий сбор, на котором проверили, всё ли купили из продуктов, поделили их на всех и раздали каждому. Уточнили, у всех ли есть рюкзаки, раздали те, что нашли, всем нуждающимся. А то, что говорили некоторые ребята, что у них дома есть рюкзаки и спальники — я этого не видел.
Вот и настал день отъезда. С билетами туда ещё было нормально — можно было купить, а обратно в то время мы не заказывали — поездов много, всегда можно было уехать. И вот за 2 часа до отъезда, в 22 часа, вечером мы встречались на вокзале. Конечно, на перроне, перед вокзалом, внутри места не было.
Ребята приходили по одному-двое, я успевал ещё раз проверять одежду и снаряжение. Собрались почти все, тут приходит парень с рюкзаком, маленьким, лёгким и наша девочка и несёт огромный цилиндр — около метра длиной, 30см в диаметре, весом килограммов 5. Это, говорит, спальный мешок. Я оторопел — первая мысль была — а как это нести? Ни в один рюкзак эта штука не поместилась бы. Да и тяжесть… нет, конечно можно было бы, это как в песне про рояль в рюкзаке… «… Можно бы жить, вдвое сложить, но струны колоться будут в спину». Но тут мне пришла мысль посмотреть, что там внутри?
— Разворачивай, — говорю. Сняли мы сначала мешок из кожзаменителя, затем размотали кусок брезента, размером 2х2 метра и внутри оказался обычный спальный мешок.
— Это уже лучше — сказал я. У тебя есть кому отдать кожаный чехол?
— Да вон брат стоит — ответила наша девочка.
Вот почему мы всегда собирались на полтора-два часа раньше — чтобы отдать лишние вещи или сбегать за забытыми дома, но очень нужными в походе.
Поезда проходящие, Москва — Симферополь, был ещё Кривой Рог — Симферополь, на него места были почти всегда. И вот в 24 часа мы сели в поезд, места для экономии — общие. Таких как мы много — полный вагон. Расположились по местам — на всех полках, но на верхние положили багаж. Легли на жёсткие деревянные полки и поехали, а кто не был ленивым и любил себя, те достали спальные мешки и коврики и спали в комфорте. А рюкзак собирать утром времени хватало — на вокзале.
Проснулся я от того, что поезд стоит. Я спрашиваю проводника — это Симферополь? Он ответил, что не знает. В вагоне никого, кроме нас. Я вышел на перрон — темно, тихо, где-то вдалеке видна стена с арками и башня с часами. Что это? Я не знаю, никогда поездом в Крым не ездил. Но тут идёт какой-то прохожий. Я его спрашиваю:
— Это какой город?
Он так взглянул на меня странно и говорит:
— Симферополь.
Это сейчас я узнаю этот вокзал — он есть на многих фотографиях, снят во многих фильмах, но тогда меня как ошпарило — я бегом в вагон, кричу:
— Вставайте, приехали!
А студенты спят крепким сном. Начал всех толкать… Никогда потом я не видел, чтобы люди так быстро собирались — на плечах рюкзаки. Одежда у кого на себе, у кого подмышкой. Спальники и коврики смотаны вместе «рулетиком» и под другой подмышкой. Некоторые выскакивали в не застёгнутых ботинках. Что удивительно — ничего не забыли. С тех пор я всегда интересуюсь, когда приходит поезд на нужную станцию и все мои туристы готовы к выходу уже за 20 минут до прибытия на станцию. Мало ли что…
В этот раз мы вышли, успели чуть отдышаться, и поезд поехал дальше. Как удачно — подумал я. Тогда я ещё не задумывался о приметах, предсказаниях, законах туризма, но судьба заставляла. И все они сбывались…
И тогда я думал также — первая трудность прошла успешно, значит поход будет удачный. Но сколько таких трудностей ещё ожидало нас, даже в этом походе!
Первая — найти место на вокзале, где бы приткнуться, даже не расположиться. На всех сидениях спали люди, по всем залам, по всем углам спали люди в спальных мешках, на полу. Там, где не было места лечь, люди стояли толпами, нет — отдельными группами. Эти люди были туристами — в зелёных штормовках разной степени изношенности, таких же штанах, в «вибрамах». А вот рюкзаки были самые разные — в основном, зелёные, но были и синие, жёлтые, красные.
Кое-как мы собрались под аркой — на улице. Хорошо, что было ещё тепло. А на улице ещё темно. Поискали вокруг хоть какую-то кафешку. Нашли, там только что привезли пирожки. Набрали их по 3 штуки на человека и принесли всем. Пирожки очень быстро исчезли, а воду взяли на вокзале, в умывальнике. И стали ждать рассвета.
Когда посветлело, я взял с собой документы и одного участника похода из наших (Сергея), расспросил соседние группы, куда ехать в «Бюро путешествий и экскурсий». Там ещё с час прождали, когда он начнёт работу и пытались найти инструктора. Дежурная, которая принимала деньги (конечно, людей у нас стало меньше, дней — тоже, да и она об этом даже не спрашивала) поставила нам печать в маршрутку, а потом долго звонила по нескольким номерам — искала инструкторов. Затем, раздобыв адрес, она дала его нам и рассказала, как найти этот дом. Мы с Сергеем довольно быстро нашли этот дом. Инструктора там не было — ушёл ещё вчера, как сказали, но придёт. Мы ждали, прогуливаясь по набережной речки Сапгир неподалёку. Прогуливались почти два часа — инструктор пришёл почти в 12 часов — какой-то хилый, невзрачный, мрачный. Мнение о нём мы составили, но это пока, дальше видно будет.
Инструктор, назовём его Коля, попросил час времени собраться, а мы всё гуляли. Но вот он вышел из дома с рюкзаком — всё можно ехать на вокзал, к ребятам.
Ребята уже стонали от безделья — вещи в рюкзаки они сложили ещё рано утром, а сейчас тренировались — бегали и прыгали вокруг фонтана в сквере, напротив. Я подумал, что если они всё время так бегали, то идти будет легко — они же тренированные. Ага, как бы не так…
Где-то около 14 часов мы сели в троллейбус, проехали через весь город и дальше. Троллейбус шёл до Ялты. Это была единственная в мире междугородная троллейбусная линия, 86 километров. Нам же надо было выйти на Ангарском перевале. Остановка Кутузовка — здесь стоит большой памятник истории русско-турецкой войны. Здесь Кутузов потерял в ранении один глаз в 1774 году.
От Кутузовки резкий спуск по садам и виноградникам. Сначала тропа, затем дорога к посёлку Сосновка. Затем начался подъём по дороге, переходящей в тропу к местечку Хаос — древнему обвалу с горы Демерджи, оставившему внизу камни размером с дома. Именно здесь снималось кино «Кавказская пленница» — когда Вицын, Никулин и Моргунов убегают от медведя. Самой горы Демерджи не было видно — вверху стоял туман.
Через Хаос идёт тропа в урочище Джурлы. Тропа резко уходит вверх и уже через метров 300 всё вокруг скрывается в тумане. Мы же идём плотной группой, подгоняя девочек — прыгать вокруг фонтана хорошо, конечно, но нам надо вверх. И эта тропа показала, что наша физическая подготовка должна быть лучше… Так что шли мы довольно медленно.
Тропа идёт по Долине Приведений — здесь очень много скал-останцев разной высоты и формы, а в тумане точно может привидеться всё, что угодно. И точно — то рядом, то наверху, то внизу появлялись столбы различной формы, рядом или чуть дальше, а с рюкзаком видимость снижается — голова больше смотрит вниз, и всегда можно было, подняв голову, увидеть что-то большое, серое, с большим носом, в шапке и с ушами — у кого какая фантазия. Но почему-то страха не было — усталость поглощала всё. Все шли тихо, ни шагов, ни вскриков — да и туман поглощал все звуки. Не знаю, сколько времени мы шли вверх — но скоро туман поредел, растаял в сумерках. Мы вышли на плато — тропа пошла горизонтально, справа вниз уходил склон, далее скрытая в тумане, слева — небольшая возвышенность. Тропа широкая, но инструктор почему-то увёл нас вниз, метров на 50. Сказал, что пойдёт искать путь и ушёл вниз, исчезнув в тумане.
Наша группа сидела на склоне, ждала. Долго ждала. Мы достали перекус, поели — есть хотелось страшно, ведь после пирожков у нас ничего во рту не было. Затем ещё ждали и ещё. В слове «ждали» я понимаю, заключается где-то минут 30. Снизу слышались какие-то крики, но разобрать кто кричит и что кричит было невозможно.
А в это время сверху, по тропе, с которой мы ушли, двигались туристы — группа за группой, прошло около 20 групп. А мы сидим — у нас участник потерялся, инструктор. Но время шло, темнело, а я всё думал, что делать? Куда идти я не знал, инструктора нет, группа уже мёрзнет, а когда этот долбанный инструктор вернётся, неизвестно. Я подумал, что инструктор лучше знает, куда ему идти, а мы пойдём туда, куда идут все группы — ну не могут же 20 групп идти в неизвестность… они то знают куда идут.
И мы пошли за ними — уже в темноте, но не сплошной. На тёмной сухой траве тропа выделялась желтоватой полосой. И уже через полчаса увидели большое ровное место со множеством костров — их было больше сотни. Подойдя к ближайшему, я узнал, что это и есть Урочище Джулы, вода — там, дрова — в лесу ниже, а палатки можно поставить, там, где найдётся ровное место. Как оказалось, было 18.30, а казалось, что все 22 часа. Этот день оказался очень длинным.
Когда мы всё это выяснили, стало легче — далее всё знакомо. Быстро поставили палатки, сделали костёр и уже через час почти был готов ужин. В это время из темноты вышел инструктор — уставший, и говорит:
— Хорошо, что я вас нашёл… а то 2 часа бегал в тумане, искал вас.
— Кричу какой-то группе — вы из Запорожья? Они кричат: «Да». Я бегу к ним — а это не вы. Так измучился.
Хотел бы я знать, что ты искал… думал тогда я… до сих пор я этого не понял, и не пойму. Но я хоть успокоился — не потеряли мы своего инструктора. Наверное, всех хороших и умных инструкторов разобрали, а нам достался этот… хоть нашелся…
Поели и легли спать — девочки просто падали от усталости.
Утром я увидел где мы ночевали. Почти на вершине плато — огромной равнины с неровностями. От нас вниз уходил широкий овраг, ниже заросший лесом и там тёк ручей. Оказалось, ниже по ручью был водопад Джуг-джур. Тропа шла по верху куда-то дальше, обходила верховья ручья и спускалась к водопаду. Но осенью он был очень маленький — сухо, воды мало.
Позавтракав, мы стали собираться. А пока все собирались, Сергей повесил на палку над костром свою рубашку — подсохнуть. Мы с ним отошли недалеко, а когда подходили к лагерю — эта рубашка сама вспыхнула, как облитая бензином. Сергей бросился к ней, но поздно — за 10 секунд от неё ничего не осталось.
Так что не сушите вещи над костром, даже если нет огня. И не оставляйте вещи без присмотра у огня — результат может быть такой же.
Я это потом говорил всем, запрещал сушить вещи, особенно ботинки, у костра. Но, всё равно, в каждом походе у кого-нибудь что-то горело.
Повёл нас инструктор дальше, но теперь он с тропы не уходил. Мне было страшно за него, а ему, наверное, за себя…
К вечеру мы пришли на стоянку Партизанская — большая поляна в лесу, где, по воспоминаниям участников войны, во время оккупации Крыма немецкими войсками, был лагерь партизан. Вполне возможно, место глухое, добраться сюда можно только пешком.
Ночью было прохладно. Девочки разговаривали между собой:
— Чего-то сегодня было прохладно спать — у меня ноги замёрзли, одела 6 пар носочков, а всё равно ноги мёрзли…
Я спрашиваю:
— А какие носки у тебя? Покажи.
Она приносит. Я чуть не упал от смеха. Тончайшие летние носочки, ещё и в дырочку. Да таких и 20 пар мало будет. Вот я им и объяснял, что понятие «носки» очень растяжимое, включает очень много видов носков. Но именно эти носки для похода в холодное время года — не подходят! В Крыму в ноябре тоже холодно. И пришлось мне с ними делиться своими носками — более толстыми, для холодного времени года!
Утром мы предложили инструктору ехать домой — нам очень не хотелось идти с ним дальше, по горам и лесам Крыма — куда он ещё мог нас завести? Он взял и согласился. Для выхода на трассу от места нашей ночёвки было всего пару часов ходу — а он налегке. Попрощались с ним и пошли дальше по тропе. Карта была очень плохая, много рельефа на ней не было, но было общее направление и тропа — хорошая, нахоженная тысячами, даже десятками тысяч туристов. Да и самих туристических групп, у которых можно было что-то спросить тоже было очень много. Заблудиться там было невозможно. Поворачиваешь на Юг, идёшь 2-3 часа — и ты на море!
Мы шли к большому карстовому плато в Восточном Крыму «Караби-Яйле».
Яйла — это большое безлесое пространство в горах Крыма. Высокое плато, карстовое — т.е. имеет множество провалов — карстовые воронки, куда уходит вода. Почти всегда там имеются пещеры. В плохую погоду на таких плато очень легко заблудиться, особенно на Караби-яйле — оно размером 30х30 км. Название татарское, только в Крыму. Высокие скалы на юге этого плато вырисовывались где-то вдали. Тропа шла по буковому лесу, а листья уже опали, и тропу иногда было не видно совсем.
Пообедав у ручья в лесу, у костра, идём дальше — и вот тут мы столкнулись с ещё одной проблемой гор Крыма — отсутствие воды — овраги, ущелья есть, а воды в них нет. Осень — самое сухое время. Три перехода сделали по тропе, она идёт по верху гор, а воды нет. Стемнело, а воды нет, а когда мы придём в большое ущелье, где вода есть, неизвестно. Что делать?
На привале мы долго совещались, ночевать так или искать воду?
Я решил искать воду. Свернув с тропы, мы пошли вниз по ущелью, широкому, засыпанному листьями на столько, что нам почти по колено. Но мы идём вниз, мечтаем дойти до воды. Времени было немного — ещё только 18 часов, но уже полная темнота. Идти было довольно легко — в лесу не было ни кустов, ни поваленных деревьев. Лишь мелкие камни где-то под листьями. Первым шёл с фонариком я, остальные шагах в двух далее друг за другом, настроение было мрачное — не привыкли мы ходить по ночам. Да и не знаешь — куда придёшь, а за тобой ещё 14 человек, ты за них отвечаешь, и это тоже создавало внутреннюю нервозность. Хорошо, что ребята были или понимающими, что скорее всего. Или совсем бесшабашными, или полностью уверенными во мне — а у меня мандраж внутри.
Шли мы так минут 40, а казалось, всю ночь. Вдруг я услышал плеск воды. Свечу фонариком — всё сухо, везде листья. Но тут до меня дошло — вода внизу, под листьями и камнями. Раскопав листья и убрав несколько камней, увидел довольно большой ручей и сразу скомандовал:
— Ночлег!
Все были очень рады, все работы очень быстро сделали и, довольные, сидели у большого костра и ждали ужин. Мы были в таком хорошем настроении, что после ужина даже сразу не пошли спать, долго сидели у костра и делились впечатлениями.
Утром был заморозок — всё вокруг было в инее. Путь наш был вниз, на лесную дорогу, идущую через горы с севера на юг, а затем через карстовое плато Караби-Яйлу на следующую дорогу. Но в случае плохой погоды или слабой группы мне (по заявке) можно было обойти плато снизу. А увидев с дороги острые мощные скалы, кое-где скрытые в тумане, ограничивающие яйлу с юга, решили не идти через плато. Это 30 км только по плато, а ещё и подходы к нему, и отсутствие воды на плато. Слишком сложно и, главное, в ноябре опасно. В случае тумана нам запрещено было туда идти, и мы стали обходить плато по тропе недалеко от подножия этих скал. Это заняло два дня, и к концу второго дня мы вышли к первым домам села Морское — уже на море. Ночёвку сделали в лесу, на речке, перед селом.
От Морского до Судака идёт шоссе по горам, и тропа, иногда пропадающая, вдоль моря, которая часто уходит от моря довольно далеко, обходя скальные мысы. Целый день мы шли по горам, обходя огромный мыс, отделяющий Морское от посёлка Новый свет. Ночевали в горах, воду брали из «водопровода» — вокруг Нового света в горы протянуты трубы, заканчивающиеся бетонными кубиками со стороной около 2-х метров, в которых собирается вода — своеобразный искусственный родник. Случайно найдя такой кубик, мы и заночевали над посёлком Новый свет. А утром вышли в город Судак, где на высоком берегу на мысе стоит красивая генуэзская крепость 16 века. Это музей, но мы туда не зашли, нам надо было срочно добраться домой — на календаре 7 ноября.
Нам повезло днём сесть на автобус до Симферополя и только потому, что в этих местах туристов было мало, а 7 ноября — праздник, и уже в восемь часов вечера мы пришли на вокзал.
Конечно, туристов и раньше было много на вокзале, как мы видели по приезду, но сейчас было, на наш взгляд, раза в 4 больше. Места даже стоять около вокзала не было. А у касс — море людей, туристов, конечно.
Я с трудом пробился к кассам — билетов нет и не будет. И почему-то большинство туристов было из Запорожья. На эти дни Запорожье становился центром мира, в местном масштабе, конечно. Потеряв всякую надежд, мы стояли с Сергеем у касс, когда около 24 часов послышалось:
— Кому на Запорожье, подходите.
Рванув к кассе, мы смогли взять наши 15 билетов на поезд Симферополь — Кривой Рог, правда на третьи полки — да нам всё равно где, лишь бы ехать! Радуясь удаче, мы сели в поезд и уже в 6 утра были дома. И даже на учёбу успели. Так закончился мой первый поход в качестве руководителя. Было тяжело, местами страшно, но, если ты более или менее опытен, руководите, водите людей в походы — это очень интересно!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Путешествие длиною в Жизнь. Записки туриста» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других