1. Книги
  2. Книги о путешествиях
  3. Андрей Сазонов

Путешествие длиною в Жизнь. Записки туриста

Андрей Сазонов (2024)
Обложка книги

Андрей Викторович Сазонов — инженер-радиолектронщик по образованию. Однажды, в студенческие годы сходив в поход, он понимает, что в мире ещё бесчисленное количество непройденных дорог, и посвящает этому всю свою Жизнь. Может быть и о себе вы прочитаете на страницах этой книги…

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Путешествие длиною в Жизнь. Записки туриста» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 8. СНОВА ВАЛДАЙ

Февраль 1978 года

Мне понравилось руководство, и зимой мы планировали два лыжных похода. Руководители я и Юра Панфилов. Но новички что-то отказались, боязливые. Их было мало, мы с трудом набрали по 4-5 человек каждый, но затем ещё двое-трое не пошли, и в результате осталось у меня трое — я, Света Коваленко (новенькая) и Коля (парень из нашей группы, студенческой). И у Юры трое — он, Андрей Гобов и ещё один парень, Володя Куркин из нашей группы. Андрей был вроде-бы не новичок, он в школе ходил в поход в Карпаты с Юрой и Женей Давладом, но пока с нами не ходил. Маршрут выбрали тот же — Осташков — турбаза «Сокол» — Кравотынь — Заплавье — Свапуще — Коковкино (исток реки Волги) — Поребрица — Жуково — Осташков, всего 150 км, на лыжах, первая категория сложности. Снова ночёвки планировались в домах местных жителей, поэтому палаток не было. Время выбрали чуть позже — была дольше сессия, и экзаменов стало больше.

Как обычно, стали закупать продукты, и снова, благодаря Жене Давладу и Сергею Куркину, укомплектовались и тушёнкой, и сгущёнкой и колбасой для перекусов. А с билетами зимой особых проблем не было — брали обычно за одну — две недели до отъезда, всегда удачно. Причём моя группа ехала на сутки раньше — чтобы немного потренироваться ездить на лыжах. А идти решили одной группой — дело в том, что тогда, по правилам проведения путешествий, для безопасности, для первой категории сложности был установлен минимум — не менее 4-х человек, иначе поход не засчитывался. А у нас — шесть человек — т.е. всё нормально. Правда, рюкзаки оказались почему-то тяжелее — или мы стали осторожнее, стали брать больше вещей и продуктов. А для новичков любой рюкзак будет тяжёлый…

В Москву мы доехали нормально. На вокзале мы одели рюкзаки, спустились в метро, и вышли из него перед Ленинградским вокзалом, слева — Комсомольская площадь, справа — Ленинградский вокзал — всё это я и рассказываю ребятам. И тут Света злобно так говорит:

— У тебя ещё сил хватает, чтобы по сторонам смотреть…

У меня хватало, да и необходимость была выбирать дорогу в толпе, а ей, видно рюкзак казался тяжёлым, хотя в нём было всего-то 18 килограммов, ничто по нашим меркам. Но с непривычки… Так что новичков надо тренировать и на ношение рюкзаков — ведь они, новички, слабенькие ещё, особенно девочки.

Походили по городу, уже без рюкзаков. Я, как опытный экскурсовод, показывал московские достопримечательности, конечно те, какие знал.

Уже вечером сели в пустой поезд сообщением «Москва-Осташков».

В Осташков поезд приходит в 6часов утра, темно. Но в этот раз мы вышли и чуть не задохнулись — шок. Мы почувствовали, что всё не так — снег не так хрустит, все звуки резкие, очень хорошо слышимые, и как-то спёрло дыхание. Уже в автобусе мы узнали у местных женщин, которые в нём ехали, что это такое.

— Так мороз, — 35оС — спокойно сказали они. Мы были в шоке — они привычные, а мы, южные жители, такого мороза не ожидали. С печальными мыслями о том, что нам предстоит, мы постучались в уже знакомый мне дом на краю озера.

Хозяйка открыла быстро, здесь все встают рано, печки топить и снова радушно приняла нас.

— А что вас так мало? — спрашивала она.

— Остальные завтра приедут — ответил я.

Днём мы втроём поехали на лыжах кататься, но нам хватило 30 минут, а потом мы побежали в дом. Голой рукой я схватился за железную ручку на воротах и получил ожог. Хорошо, что рука была сухая. А вообще, в этом походе руки постоянно «прилипали» к креплениям, палкам, дверным ручкам, если на них не было перчаток или рукавиц. А днём обычно температура воздуха была всего — 20, — 250С.

Вечером мы избавлялись от «лишних» вещей — тех, которые были на нас для поездки в поезде, и тех, что не нужны в походе. К нашему удивлению набралось полмешка таких вещей, около 10 кг. Это хорошо, что есть где их оставить, а то всё это пришлось бы тащить на себе. И это в любом походе — поэтому надо учиться отбирать вещи для похода, чтобы не носить лишнего, но и не оставлять дома необходимое, это будет себе дороже.

Утром, часов в 7, приехали ещё трое наших ребят — уставшие, промёрзшие в Москве, как они сказали. Там было — 250 С мороза и ветер. Они еле ходили по улицам столицы.

Сразу сели к столу, завтрак был готов на всех, мы знали, что они приедут.

Затем та же подготовка, и наши полмешка «лишних вещей» превратились в полный мешок. У ребят тоже оказалось не мало лишних вещей.

В 10 часов мы с Юрой снова вышли на знакомый уже маршрут, для остальных он был новый. Это беда руководителей — чтобы показать интересный маршрут новым людям, ты часто можешь его пройти сам два раза. Как вы узнаете позже, можно и три раза… Но, конечно, чем больше опыт руководителя, тем реже такое повторение случается, хотя правила разрешают при присвоении разрядов проходить один и тот же маршрут дважды — один раз участником, второй раз — руководителем, как у нас часто получалось.

В этот раз и погода была другая. Если в прошлый раз мы видели вокруг себя от200 метров до 1-2 километров, то сейчас обзор был не ограничен, видно было всё — и цветной шатёр главной церкви Осташкова, и остров Парковый, и остров Городомля, и остров Монастырский, где почти рядом высился огромный монастырь, видно было турбазу, где мы снова будем ночевать. Это, конечно, довольно тяжело — ты видишь конец пути, идёшь, идёшь — а он не приближается.

Так было с Кравотынью — мы увидели церковь, как только вышли из залива перед турбазой. Она стояла на высоком берегу озера, и её белая колокольня с куполом очень хорошо была видна на синем фоне неба, хотя до неё было 25 километров по озеру.

На озере тоже изменения — снега мало, всего 3-5 см, и заструги от ветра. В общем даже снегохода не надо было — легко было идти, но это сначала… А позже, когда идёшь, идёшь — а твоя цель также далека, как и час, и два, и три назад, она становится недостижимой. Так мы и шли — бодро до обеда, очень короткого из-за сильного мороза, и гораздо медленнее после.

А цель была всё также далека.

Но как-то внезапно, мы даже не поняли, в какой момент, эта церковь вдруг стала близкой, даже стали видны домики рядом — деревня Кравотынь. Это дало нам хороший стимул ускоряться, и ещё засветло мы пришли в деревню. И вовремя, чтобы ещё успеть приготовить еду на печке — всё-таки это лучше, чем с кипятильником. Хотя для ускорения процесса и надёжности, конечно, мы сейчас взяли 2 кипятильника — отдельно для чая и супов.

С ночёвкой в Свапуще было хуже — мужики стали старше, пили больше, мата в их речи стало намного больше, и говорили они громче. Мы лежали в спальных мешках, слушали эти разговоры и говорили Свете:

— Ты хоть не слушай.

— Я стараюсь… — отвечала она. Хотя, чтобы не слышать этого, надо было полностью заткнуть уши. Мы к таким выражениям не привыкли.

На дороге к истоку Волги мы остались одни — без девушек. Света решила не ходить туда, сильно устала и осталась в доме готовить ужин.

— Давайте хоть поматеримся — предложил Юра. Но ничего не получилось, не было у нас здесь такой необходимости. В чистой природе, на белом снегу, на хорошей лыжне. Вот если бы на бегу кто-то упал, то да, конечно, мы могли бы кое-что выслушать. А просто так — не поучалось.

И на истоке Волги мы только сейчас, когда было всё видно, смогли оценить всю красоту этого места, красоту русского Севера, кристального снега, лесов, церквей на высоких холмах и неказистых деревянных домиков вокруг. И таких мест было ещё много.

В последний день пути мы вышли на озеро Селигер, после деревни Жуково и увидели на другой стороне озера весь город Осташков — с церквями, домами вдоль озера, дымящими трубами — тоже красивый вид. До него было 10 километров. Самое интересное, что мы не чувствовали мороза — пока идёшь, тебе всегда жарко, и холодно становилось только в конце обеда, а потом снова тепло.

Увидев город, я поехал быстрее, за мной ехал Коля. Я научился ехать так, чтобы перескакивать по застругам, только для этого надо было ехать быстрее, чем обычно. Увлёкшись такой ездой, мы с Колей сильно оторвались от остальных, так, что их было еле видно и продолжали ехать так до «нашего» дома. Остальные ребята пришли через час, уставшие, но пока не подавали никакого вида, что недовольны. Мы поужинали, собрались, забрали все свои вещи из мешка и скоро сели в поезд.

И вот тут, во время обсуждения, они все накинулись на меня — что нельзя так отрываться от группы, может с оставшимися случиться всё, что угодно, а помочь ты не сможешь. Так и погибнуть человек может, и много ещё чего… И всё было правильно — ребята учили меня, как руководить, вспоминали все мои неправильные действия и промахи и довольно негативно оценили моё руководство. Это был хороший урок для меня, тяжёлый, обидный, но урок, сильный. Он сильно повлиял на меня. Наверное, такой урок должен быть у каждого, тем более — руководителя. Именно для этого и делаются эти обсуждения, чтобы и руководители, и участники похода учились, а не обижались на высказывания ребят. Хотя это очень неприятно — слышать о себе много негативного. Главное — не сломаться после этих слов, не обижаться на весь мир, а пытаться исправиться, не бросая своего любимого дела. Хотя на какой-то период мои руководства прекратились…

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я