В легкой и доступной форме изложены ключевые вопросы психологии детского возраста. Книга представляет собой сборник экспресс-консультаций по наиболее актуальным для родителей дошкольников темам. Каждый раздел состоит из краткого изложения родительского запроса, психологического анализа описываемой ситуации и рекомендаций, как справиться с тем, что вызывает тревогу или недоумение в действиях ребенка.Консультации расположены в соответствии с возрастом ребенка, о котором спрашивают родители: от новорожденного до школьника .
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Как выжить с ребенком? В вопросах и ответах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Как построить общение с годовалым малышом?
Сыну годик, очень любопытный малыш. Но любой запрет воспринимает как трагедию. Слово нельзя хорошо понимает, но как будто хочет сам убедится в его действии. Также, если что-либо не получается падает на пол со слезами. Когда хочу ему помочь, он может принять помощь, а может устроить истерику. Я пытаюсь ему объяснить, что я хочу научить его, показать, как нужно сделать, но он как будто не слышит. Капризничает.
Наверное, нужен конкретный пример. Вот стоит большой цветок и сын подходит и трясет его, когда я отвлекаю его внимание или говорю, что нельзя так делать, упадет-бух, будет больно и в этот момент сын падает лицом вниз и плачет. Плиту включает, но здесь я его не ругаю даже, он видит, что делаю я и пытается сделать так же. Даже помогает стирать или вытирать за собой. Так же очень тяжело объяснить, что я хочу помочь. У него большой интерес кушать самому. Даю ему ложечку и себе ложечку. Он пытается набрать еду и когда не получается, он все кидает и психует. Когда я ему даю вновь ложечку и пытаюсь показать, как правильно кушать, он опять психует и вырывает ложку и старается взять ее сам. Я ему говорю, сынок, давай я поучу тебя кушать, и ты будешь сам, как большой. Посмотри, как мама делает. Но он как будто не хочет слышать. Иногда его поведение меня вводит в ступор, и я не знаю, как реагировать. В основном я говорю, что он ведет себя неправильно. Нужно слушаться, и смотреть, как правильно делать. Я очень боюсь травмировать его. Но и не хочу, чтобы он при малейшем отказе или неудаче падал в истериках. Как показать малышу, что хочешь научить его, хочешь помочь, а не расстроить?
Сыну всего год, и он не всю обращенную к нему речь понимает именно так, как вам бы хотелось. В большей степени годовалый ребенок реагирует на интонацию и мимику взрослого, который с ним разговаривает, считывая эмоциональный настрой.
Замечательно, что Вы приводите конкретные примеры. Это позволяет лучше понять суть происходящего. Вы говорите, что сын включает плиту, и Вы его за это не ругаете.
Это означает, что плиту включать можно? Или можно при каких-то условиях? Скорее всего Вы понимаете, что плиту ему все равно предстоит научиться включать, поэтому допускаете, что при определенных условиях, это делать можно. Например, в Вашем присутствии. Или даже по Вашей просьбе, когда Вы ставите что-то на плиту, Вы можете звать своего помощника, чтобы он включил для Вас плиту. Когда Вы это делаете, Вы руководствуетесь сводом не осознаваемых\неозвучиваемых правил для сына. Для того, чтобы Ваши действия приносили сыну пользу, способствовали его развитию, эти правила необходимо озвучить. Плиту можно включать со взрослым, с мамой или папой. Когда поверхность плиты будет тебе до подбородка, ты все сможешь и без нас. Параметр роста можно задавать любой на Ваше усмотрение.
Важно, чтобы в Вашем представлении эти правила были отчетливо сформулированы, тогда Вы сможете транслировать их сын определенно и однозначно. Сейчас сын поймет не все, из того, что Вы говорите, но постепенно степень понимания будет возрастать. Поэтому сейчас стоит набраться терпения и объяснять снова и снова. Обычно сохранять спокойствие помогает мысль о том, что ребенок скандалит не специально, он иначе не может справиться с возникающим напряжением. Поэтому запрет с предложением альтернативы всегда лучше прямого запрета: Лучше сделать так.
Например, давай с тобой лучше будем рыхлить цветок, а не трясти, или побрызжем его…
Кашу ложкой лучше брать так…
Ключевые родительские компетенции в воспитании ребенка такого возраста — спокойствие и терпение. Их проявление обязательно будет вознаграждено. Поведение ребенка вводит Вас в ступор, алгоритм выхода из него таков: вдох-выдох, успокоиться самой, успокоить ребенка, попробовать еще раз, похвалить себя и сына за результат.
Вы задумываетесь над воспитательным процессом, не пускаете его на самотек, это значит, что вы травмируете ребенка гораздо меньше, чем могли бы. Родительская осознанность имеет большое значение в воспитании ребенка. Понимать, что я делаю и для чего в каждый конкретный момент времени — дорогого стоит и очень позитивно сказывается на развитии ребенка.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Как выжить с ребенком? В вопросах и ответах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других