1. книги
  2. Героическая фантастика
  3. Леонид Ильич Михелев

Аэлита (фантастическая поэма по роману А.Толстого)

Леонид Ильич Михелев (2024)
Обложка книги

Замечательный русский писатель Алексей Николаевич Толстой написал этот роман в далёком 1923 году. Фабула романа проста: земляне совершают межпланетный полёт на Марс. Там они сталкиваются с цивилизацией, раздираемой социальными противоречиями. Бурная деятельность одного из путешественников приводит это общество к революции. Что касается фантастики — научной или какой-либо иной, — то она, с точки зрения современного человека, практически минимальна. Почему роман «Аэлита» интересен нам сегодня? Прежде всего, он написан потрясающим языком. Это фактически поэма в прозе. Мастерски выстроенная драматургия держит читателя в напряжении с первой до последней страницы. Великолепен психологический анализ действующих лиц. А имя героини романа Аэлиты, романтической красавицы марсианки, преданной и стойкой в своей любви к Сыну неба — землянину — стало символом глубокого искреннего чувства и готовности к самопожертвованию.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Аэлита (фантастическая поэма по роману А.Толстого)» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава девятая

Заброшенный дом

Лось с Гусевым от берега шагали

к деревьям вдалеке, вздымая пыль.

Иссохшие каналы миновали,

засыпанных прудов степную быль.

В каналах кое-где под солнцем жарким

виднелись лодок остовы и барок.

А на равнине мёртвой целый ряд

блестящих дисков размещён подряд.

Их пятна тянутся к горам далёким,

к развалинам за рощей, меж холмов.

Вошли в лесок корявый, невысокий.

В нём сетка, меж деревьев у краёв.

Нагнулся Гусев, кочку пхнул ногою.

вспугнуть надеясь, что ни есть живое.

Но человечий череп по траве

скатился в яму с дыркой в голове.

В конце леска — развалины, разруха.

Как взрывом развороченный фасад.

Там две стены упали друг на друга,

там балки искорежены торчат.

«О, да, Мстислав Сергеевич, я вижу

тут было дело! Как я ненавижу

проклятую войну и там и здесь.

Везде одно: разруха, смерть и месть»!

Большой паук на мусорную кучу

залез, застыл и снова побежал.

Не пропускает Гусев этот случай:

нажал курок и гада — наповал.

Второй паук из дома выбегает.

Бежит к деревьям, в сетку попадает.

Он бьётся в ней, плохи его дела.

Недаром эта сетка здесь была!

Прошли лесок, преодолели сетку

и до построек добрались с трудом.

Там в глубине (такой увидишь редко)

стоял большой, на диво мрачный дом.

Сужались кверху аспидные стены.

Карниз массивный выступил надменно —

блестящий, наглый чёрно-кровяной,

он главный вход унизил под собой.

А в стенах дома длинные, как щели,

глубокие отверстия окон.

В них свет дневной проходит еле-еле.

Быть может, там, внутри, не нужен он?

Чешуйчатые, толстые колонны

над входом держат крепко, чуть наклонно,

из бронзы барельеф: там некто спит

Снаружи видный глаз его закрыт.

Три плоские, во весь фасад, ступени

вели к массивным створчатым дверям.

Меж плит висят засохшие растенья.

«Так, что же здесь? Гробница, или храм?–

подумал Лось. А Гусев прямо к двери.

Толкнул плечом, открыть её намерен.

Ещё налёг, со скрипом отворил

и осторожно в вестибюль ступил.

Потом они в огромном круглом зале,

где пыльный свет сливался с потолка,

рассматривать предметы, стены стали.

Везде видна художника рука.

На золотистых стенах полосою

мозаика цветистой чередою

пиры изображает и войну,

и звёзды, и бегущую волну.

События истории глубокой.

С врагами расправлялись праотцы.

Пришельцев жёлтокожих невысоких

громили краснокожие бойцы.

Меж звёзд фигура странная летела.

В морских волнах её сияет тело.

Стада животных гонят пастухи,

охота, пляски, птицы и жуки…

Мозаика смыкалась над дверями.

Гигантский цирк был там изображён.

И Лось смотрел и шевелил губами,

и повторял одну лишь фразу он:

«Как это странно, голова повсюду,

одна и та же, где на фресках люди»!

А Гусев потайную дверь нашёл

И Лося в коридор за ней повёл.

Там коридор и зал залиты светом.

У стен и в нишах статуи стоят.

Фигуры в бронзе, камне в зале этом

влекут к себе, притягивают взгляд.

А Гусев рыщет в боковых покоях.

И видит в них он всякое такое,

что говорит о жизни и борьбе,

трагической кончине, злой судьбе.

В одной из комнат на широком ложе

мучительно изогнутый скелет.

В углу — другой, застигнутый, похоже,

за трапезой, её остался след.

Там две стены обрушены зеркальных,

там высохший бассейн полуподвальный.

А в нём свидетель нестерпимых мук,

валялся дохлый, высохший паук.

Лось в коридоре осмотрел скульптуру.

Она его вниманье привлекла.

Всему, что видел, чуждая натура —

та женщина особенной была.

Обнажена. А волосы, как грива.

Лицо ассиметрично, но красиво.

С ухмылкою свирепой в даль глядит.

И взгляд её живое холодит.

На голове обруч сверкает звёздный,

с параболою тонкой надо лбом.

Внутри её два шарика с напёрсток,

налиты словно внутренним огнём.

Рубиновый один, кирпично-красный

другой. Сияют оба светом ясным.

Во взгляде и чертах лица её

волнующе-знакомое живёт,

всплывающее в памяти глубинах

непостижимо, непонятно как.

За статуей решётка под картиной.

За нею, в нише беспросветный мрак.

Лось чиркнул спичкой. Осветилась ниша.

Там маска золотая словно дышит.

Глаза закрыты. На лице покой

На лбу припухлость, словно глаз другой.

Нос — острый, клювом. На губах улыбка.

Ей освещён лунообразный рот.

И Лось узнал. Не может быть ошибки:

на фресках всюду этот лик живёт.

И на Земле он видел снимки масок —

следы культуры мощной, древней расы,

открытых при раскопках городов,

что в Африке нашли в долине Снов.

Одна из боковых дверей была открыта.

Лось в комнату высокую вошёл.

Шкафы и полки книгами набиты.

И на хорах Лось много книг нашёл.

И каменные смотрят отовсюду

учёные, задумчивые люди.

Учёных много собралось сюда.

И всех накрыла общая беда.

По комнате удобные сиденья

расставлены повсюду. И стоят

при них экраны. В этом заведенье

возможно, что-то странное творят.

И валики на столики к экранам

положены. Но этим, как ни странно,

Лось не был удивлён и поражён.

Их назначенье смутно понял он.

Из шкафа Лось взял книгу осторожно.

Сдул пыль с неё и рукавом обтёр.

В ней разобраться было невозможно

И он смотрел на буквенный ковёр.

Цветные треугольники, кружочки

бежали по страницам. Риски, точки —

всё на бегу сплеталось меж собой,

то, словно лес, то синею волной.

И не было конца им, ни начала.

Затем негромко что-то зазвучало.

И Лося обуял восторг и страх:

звучала музыка в его ушах!

Закрывши книгу, он стоял у шкафа.

Взволнован, очарован, потрясён.

Его трясло, и он едва не плакал,

той музыкой небесной оглушён.

«Мстислав Сергеич! — разнеслось по дому,–

Скорей сюда! С таким мы не знакомы!

Я здесь всего лишь несколько минут.

Должны вы видеть, что творится тут»!

И в комнате просторной, полутёмной

увидел Лось туманное стекло.

А перед ним три кресла, с виду скромных.

«Так что вниманье ваше привлекло?–

у Гусева спросил он с нетерпеньем.

А тот ему ответил: «Наважденье!

Висит над креслом шарик золотой.

Ну, думаю, сорву, возьму домой.

Теперь смотрите, что же получилось»

И шарик Гусев снова потянул.

Стекло внезапно ярко осветилось.

Всю комнату толпы наполнил гул,

Перед глазами улица и люди,

огромные дома. Но, что же будет?

Вот кто-то очень тонко прокричал.

Толпа идёт от стенки прямо в зал…

Над нею тень крылатая скользнула,

закрыв на миг знамёна и дома.

Вдруг молния экран перечеркнула.

Раздался треск, затем упала тьма.

«Короткое, должно быть, замыканье,–

промолвил Гусев. — Больше нет желанья

тут оставаться. Нам пора идти.

До аппарата добрый час пути»…

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я