У Альберта Эйнштейна необыкновенная судьба. Первым делом — он долго не говорил, молчал. Потом плохо учился (на самом деле учился-то он хорошо, но педагоги не могли вовремя понять выдающегося ученика). Потом долго бедствовал, прибегал к помощи жены — которая, в свою очередь, помогала ему разрабатывать его частную теорию относительности. В результате Эйнштейн стал уникальным учёным, который никогда (никогда!) не брал в руки каких-либо приборов и не делал каких-либо открытий.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Альберт Эйнштейн. Теория вероятности. Маленькие рассказы о большом успехе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
6. Гений и школьная традиция
Давайте попробуем разобраться… Не может человек настолько измениться, чтобы спустя десять лет после бесславного окончания гимназии и пять лет после получения диплома, внезапно, без каких-либо предпосылок миру явился гений. А именно так и произошло. Свои главные работы Эйнштейн опубликовал в 1905 году, названным по этой причине «золотым годом».
Всему есть своя причина. Эйнштейн, с таким трудом осваивавший основы знаний, вовсе не был отстающим, хотя им и числился. Дело, конечно, в самой системе образования, царившей в те годы в Германии. Суть контрольных работ, зачетов, экзаменов сводилась к оценке памяти учеников. Вызубрил, оттараторил — получи отличную отметку. А что из заученного осталось в твоей голове, неважно. Учительское дело сделано — курс прочитан, «знания» проверены. А ученик, который осмеливается спорить с учителем, хам и невежда. Он должен замерев смотреть в рот, ловить каждое слово, запоминать, зубрить, не позволять себе вольнодумства и каких-либо мыслей вообще, если они расходятся с педагогической установкой.
Теперь скажите — многое ли поменялось за сто лет? Много ли в наших современных школах настоящих дискуссий? Много ли споров учеников с учителями? Изжита ли практика начетничества? И просто — много ли в наших школах учителей, достойных называться… учителями?
Чего же тогда удивляемся, что Эйнштейны появляются на свет божий так редко? Давайте удивимся, что они в сложившейся системе образования появляются вообще. И, между прочим, осмыслим истинную стоимость золотых медалей, которыми осыпают выпускников-отличников.