Анна Павлова — удивительная балерина, жившая до Второй мировой войны… Как мало мы знаем о ней! Но удивительное дело: всё равно знаем. О том, что с ней был связан образ лебедя (она очень любила лебедей, и у неё был свой собственный лебедь). Что она танцевала так, что конкуренток у неё попросту не было. И что с ней жил (в её, кстати, доме) человек, который не смог распознать её смертельную болезнь, унесшую Павлову в расцвете сил. Всё это вы прочтёте в этой книге, посвящённой её памяти.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Анна Павлова. Жизнь в балете. Маленькие рассказы о большом успехе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
11. Балет
О, это дивное искусство балета… Ещё более условное, чем драма, ещё более изысканное, чем опера. Классический танец требует не только абсолютного слуха и чувства ритма, но и любви именно к танцу — к пластическому выражению музыки.
Что привлекло маленькую Аню в балете Мариинского театра? Изящество танца блистательных балерин? Лаконичные платья, подчёркивающие безупречные линии совершенного женского тела? Атмосфера праздника, сценическая мишура, свет рампы? И то, и другое, и третье.
Павлова очень любила сцену. Даже говорила, что вне сцены жить не может. Её основным «наркотиком» были восторженные взоры зрителей, аплодисменты и обрушивающийся на сцену дождь из цветов.
Она была избалована успехом — со времени первых зарубежных гастролей в 1908 году Павлова уже не знала, что такое полупустой зал. На её спектаклях и концертах всегда был аншлаг. И это был результат огромной работы — Павлова не уставала совершенствовать технику танца, вводить новые элементы, оттачивать наработанное мастерство.
Как ей это удавалось? Во-первых, она на всю жизнь сохранила в своём сердце то детское впечатление от посещения Мариинского театра — восторг, любование, душевный подъём. Танец Павлова воспринимала, как некое чудо, как волшебство. Во-вторых, она, как и все люди, которым посчастливилось найти себя, не работала, не «вкалывала» — играла в работу, наслаждалась танцем. И обожала тяжёлые физические нагрузки, дарящие людям радость и освобождающие её, балерины, душу.