Анна Павлова — удивительная балерина, жившая до Второй мировой войны… Как мало мы знаем о ней! Но удивительное дело: всё равно знаем. О том, что с ней был связан образ лебедя (она очень любила лебедей, и у неё был свой собственный лебедь). Что она танцевала так, что конкуренток у неё попросту не было. И что с ней жил (в её, кстати, доме) человек, который не смог распознать её смертельную болезнь, унесшую Павлову в расцвете сил. Всё это вы прочтёте в этой книге, посвящённой её памяти.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Анна Павлова. Жизнь в балете. Маленькие рассказы о большом успехе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
5. Прима
Павлова уникальна. С кем её можно сравнить? С Улановой? Да, возможно. С Плисецкой? Да, наверное. Но всё же Павлова неповторима, ибо она — явление.
Она изменила само понятие — балерина. Худенькая (очень худенькая, почти субтильная), невероятно гибкая, очень техничная (в годы расцвета таланта), очень сильная. Но брала зрительские сердца не этим или не только этим. Она свой танец на сцене проживала, не играла — полностью перевоплощалась в того же лебедя, трепещущую умирающую птицу. И в этом могла сравниться только с Нижинским, танец которого был похож на оголённый нерв, на изменчивую прихотливую мысль.
Её дорога к признанию и, в конечном итоге, к общемировой славе не изобиловала счастливыми случайностями. Собственно, случайность была лишь в том, что бог одарил её невероятным талантом. Остальное — тяжкий труд, который в конечном итоге сократил её дни. Павлова прожила всего 50 лет. Точнее — без 8 дней 50 лет. И это по любым меркам очень и очень немного.
Но как же она блистала… Ей не было равных — и это при том, что начало ХХ века к русскому танцевальному искусству было очень щедрым. Красавина, Кшесинская, Преображенская. А Павлова — над всеми и очень далеко. В гордом одиночестве, там, за облаками.
Её первенство и авторитет не оспаривались никем. И на сцене Мариинского театра, и в Париже, во время её единственного Русского сезона 1909 года, все члены труппы отступали на шаг назад. И вперёд выходила прима — Анна Павлова.