Фигура Анри Картье-Брессона довольно редкая, и книг ей посвящено очень мало. Между тем творчество Анри Картье-Брессона целиком посвящено развитию XX века. Он стал одним из сторонников создания общества фотографов — агентства «Магнум», объединившего самых талантливых фотографов. Всю жизнь снимал малоформатной камерой «Лейка», не использовал «игры с увеличителем» и, вообще, считал, что «светопись заканчивается там, где начинаются игры с технологиями». И он оказался совершенно прав.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Анри Картье-Брессон. Момент истины. Маленькие рассказы о большом успехе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
18. Первая малоформатная камера
Камера, которой 22-летний Картье-Брессон снимал в Африке, была первым малоформатным фотоаппаратом в его жизни. Если многие художники высокого класса идут от малого формата к среднему и большому, то у Картье-Брессона случилось все наоборот. Промаявшись с форматом 9х12 сантиметров (в фотографическом мире того времени это был формат 3х4 дюйма), Анри, как только появилась такая возможность, перешёл на малоформатную технику.
Он с иронией вспоминал свои мучения с этой камерой. Она была намного удобней «Бокс Броуни» хотя бы потому, что имела небольшие размеры и обладала более совершенным объективом. В отличие от второй в жизни Анри деревянной камеры у этой был центральный затвор, отрабатывающий короткие выдержки — у первой «серьёзной» (пластиночной) камеры Картье-Брессона, о которой мы уже упоминали, вместо затвора была съёмная крышка объектива. Просто, надёжно и… жутко неудобно.
Новая камера была более компактной и лёгкой. Правда, набор выдержек был минимален и определялся на глазок — выдержки устанавливались перемещением рычажка на оправе объектива, зато визировать кадр можно было через телескопический видоискатель, который Анри показался верхом совершенства. В предыдущей камере Картье-Брессона кадр строился по матовому стеклу, которое вставлялось вместо пластинки — фотографу приходилось накрывать голову светонепроницаемой тканью.
Что же касается погибших плёнок, то они были уничтожены из-за неспешности самого Анри. Он не любил возиться в «тёмной комнате» и рассчитывал проявить отснятые кадры уже во Франции. И когда собрал большое количество проэкспонированных плёнок и отдал их в проявку, оказалось, что желатиновая эмульсия… зацвела и покрылась похожими на папоротники разводами. Снимки были безвозвратно утеряны.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Анри Картье-Брессон. Момент истины. Маленькие рассказы о большом успехе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других