Фигура Анри Картье-Брессона довольно редкая, и книг ей посвящено очень мало. Между тем творчество Анри Картье-Брессона целиком посвящено развитию XX века. Он стал одним из сторонников создания общества фотографов — агентства «Магнум», объединившего самых талантливых фотографов. Всю жизнь снимал малоформатной камерой «Лейка», не использовал «игры с увеличителем» и, вообще, считал, что «светопись заканчивается там, где начинаются игры с технологиями». И он оказался совершенно прав.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Анри Картье-Брессон. Момент истины. Маленькие рассказы о большом успехе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Репортаж и постановочная фотография
Вообще, Картье-Брессон не разделял фотографию на любительскую и профессиональную. И был прав. Мы же не говорим о себе, как о профессионалах наблюдения за жизнью? Но до последнего дыхания наблюдаем, анализируем, стараемся запомнить самые удивительные моменты.
Фотограф — тоже наблюдатель, вооруженный устройством (фотоаппаратом), позволяющим зафиксировать впечатление… Именно — впечатление, а не просто застывшую картинку, повествующую о том или ином событии.
Себя Картье-Брессон называл фотолюбителем, хотя лучшие фотохудожники ХХ столетия считали его выдающимся мастером, профессионалом из профессионалов. При этом Анри вовсе не кокетничал и не принижал значения своей профессии. Он был очень скромным человеком. И искренне удивлялся — как же у него получаются столь удачные снимки (шедевры!). Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать его книжки по фотографии. Картье-Брессон стремился поделиться с фотографами своим мастерством, но при этом не мог (!) объяснить главного — как он видит то, чего не замечают все остальные.
Секрет в том, что он был предельно честен. Именно Картье-Брессон вывел главный принцип фотожурналистики — снимать реальное событие, а не постановку. Он не возражал против постановочных кадров. Но… это уже не репортаж, а нечто иное. Попытка реконструкции события или… его фальсификация?