О Рахманинове можно говорить до бесконечности. И всё равно он останется человеком-загадкой… Например — как он управлялся со своими руками? А руки у него были потрясающие — огромные, с тонкими пальцами, настоящие руки пианиста. Или как он сочинял свою удивительную музыку, которая до сих пор беспокоит и тревожит нас? И почему он жил в Америке — хотя все говорят, что он сильно тосковал по родине? Об этом и о многом другом и написана эта книга.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сергей Рахманинов. Божий ангел. Маленькие рассказы о большом успехе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
15. Сергей Иванович Танеев
В 1887 году 14-летний Сергей, благодаря усилиям своего учителя Николай Сергеевича Зверева, достиг такого исполнительского мастерства, что начал импровизировать. Это были вариации на темы классических произведений. Еще невнятные и не очень стройные композиции, которые мгновенно рождались в голове Сережи, жили считанные мгновенья и тут же умирали — вместе с затихающими звуками рояля.
Однажды импровизационные упражнения Рахманинова услышал Сергей Иванович Танеев, великий русский композитор и тоже профессор Московской консерватории. Импровизации Рахманинова привели Танеева в полный восторг. И два года спустя, в 1889 году, Сергей параллельно с учебой на фортепианном отделении консерватории стал посещать занятия по композиции, которые вел Танеев. Успехи молодого Рахманинова были столь убедительны, что Танеев открыто всем говорил, что считает Сергея «своей главной надеждой». И не ошибся!
С Танеевым Сергей Рахманинов поддерживал дружеские отношения долгие годы, считая его главным советчиком и старшим другом. Эта дружба прервалась все в том же страшном для Рахманинова 1915 году, когда Сергея Ивановича не стало…
Еще одна заслуга профессора Зверева — он настойчиво тянул своих учеников на все симфонические концерты, а затем вел их в гримерные, чтобы они лично познакомились с великими музыкантами современности. Он вводил молодых пианистов и будущих композиторов в закрытый круг деятелей искусства. Чтобы эти неоперившиеся птенцы почувствовали себя в этой среде своими. И чтобы коллеги Зверева увидели, кто подхватит эстафету… Неоценимая услуга для молодых талантов.