Автором написаны повести «Исход», «Булат», «Розовый рассвет», «Светотень», «Шалинские сказы», множество сказок, рассказов, юмористических миниатюр. И вот в свет выходит повесть «Афоня». События повести происходят в 15 веке. В это время началось первое освоение русскими людьми Урала. Герой повести проходит большие испытания прежде, чем с новыми для себя людьми (вогулами) найдёт постоянное место для счастливой жизни. Печальная судьба вогулов отражена в последних строках повести.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Афоня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ордабазар18
Одинокий всадник быстро, настёгивая постоянно коня нагайкой, скакал по полям и перелескам, по лесным тропам, глухими логами, горными перевалами, немилосердно пугая пернатую дичь: тетеревов, и ожиревших к осени вальдшнепов. По всему характеру поведения было ясно, что всадник хорошо знаком с местностью; он знал все кратчайшие пути в окрестностях реки Сылвы, ведущие в ставку Кадыр — мурзы.
К месту назначения всадник сумел прибыть уже в темноте, когда самые яркие звёзды и кривой серп Луны чётко обозначились на потемневшем небосклоне. На широком поле, вблизи реки, разместилось около полутора десятка юрт. Это была временная ставка Кадыр — мурзы; в центре ставки, между юртами догорал костёр, над которым висел огромных размеров медный котёл; из него исходил запах варёной конины. Табун лошадей бродил по всему полю вокруг стоянки мурзы. Спускаясь с горы, уловив запах родного очага, конь под всадником тонко заржал; ему ответили лошади из табуна. Из нескольких юрт сразу же выскочили мужчины, потрясая короткими копьями и кривыми саблями; они с напряжением вглядывались в темноту, откуда доносилось ржание лошади. Вскоре всадник приблизился к юртам.
— Кто едет? — спросили войны Кадыр — мурзы, вышедшие из юрт.
— Шамкал, — ответил всадник, спрыгивая с потного, тяжело дышавшего коня, — Кадыр — мурза нужен — важное донесение!
— Кадыр — мурза уже отдыхает с женой, — ответил один из войнов, отставляя в сторону короткое копьё.
— А ты, Шамкал, садись к костру, — ешь… Там в котле для тебя остался большой кусок мяса. — Немного подумав, он же добавил. — Если у тебя серьёзная новость, — постараемся отвлечь мурзу от приятных занятий.
— Якши19, — ответил Шамкал, присаживаясь на землю возле костра; он был голоден. Отложив в сторону лук со стрелами, кривую саблю, достав кусок мяса из котла, свернул ноги «калачом», начал с жадностью рвать зубами упругие волокна варёной конины. Ел долго, до полного насыщения, пока не появилась характерная для кочевых племён отрыжка. Захотелось дремать, и Шамкал уже думал расседлать коня и, положив под голову седло, уснуть, но тут вылез из юрты Кадыр — мурза. Это был полноватый с набухшими веками и обвисшими, блестящими от жира щеками войн — степняк; характерную внешность предводителя ногаев дополняли редкие, по всей видимости очень жёсткие усы и бородка. В руках мурза держал маленькую подушечку. Он аккуратно положил подушечку на землю, возле костра, почти напротив Шамкала и, подогнув богатый расшитый золотом халат, с достоинством уселся на неё.
— Во имя Аллаха милостивого и милосердного! Говори, Шамкал! — начал разговор мурза с явным неудовольствием. — Надеюсь, что ты, Шамкал, не беспричинно нарушил мой покой?
— Хвала Аллаху, господу миров, — ответил войн, начиная хвалебную речь в честь мурзы, но был решительно «оборван» предводителем степного племени. — Говори, Шамкал!
— Мурза, казаки на двух лодках прибыли в устье реки Барды, численностью в десять человек, — коротко изложил суть донесения Шамкал.
— Где они сейчас?
— Остались там, ночевать будут, но судя по запасам продовольствия в лодках, — поплывут дальше…
— Эх, — перевалившись слегка на подушечке, вздохнул, раздумывая Кадыр — мурза, — они что — то пронюхали о наших связях с Беглебием… Но самое плохое, если они выйдут на Сямына, и не видать нам мехов этого народа… Казаков надо уничтожить, чтобы назад никто не вернулся, на меха мы покупаем огневой бой20… К утру нужно собрать тридцать всадников. Скачи, Шамкал, бери свежую лошадь, — к моему сыну Турбек-мурзе; он кочует возле Белой горы, — спать не дадим… Турбек — мурза должен выступить с отрядом… Эх, — потянулся Кадыр — мурза, поднимаясь с подушечки, направляясь обратно в юрту, где его ждала юная, шестая, — пока последняя, — жена Марьям.
Утешиться в эту ночь с молодой женой старый степной войн не смог; его мучили тяжёлые думы: «Нарушить примирение с казаками не желательно, но и допускать их до вогульского племени в верховьях реки Сылвы тоже нельзя, — всю пушнину заберут… В гибели казаков надо будет обвинить Беглебия, — пусть месть мурзы Строганова обрушиться на него…»
С этой, как казалось мурзе, успокоительной мыслью он и заснул, не отвечая на горячие ласки и молящие вздохи Марьям.
На следующий день, утром, сын Кадыр — мурзы Турбек уже выступил с отрядом в поход, и был уже на половине пути между Белой горой и ордобазаром своего отца.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Афоня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других