Афоня

Павел Патлусов

Автором написаны повести «Исход», «Булат», «Розовый рассвет», «Светотень», «Шалинские сказы», множество сказок, рассказов, юмористических миниатюр. И вот в свет выходит повесть «Афоня». События повести происходят в 15 веке. В это время началось первое освоение русскими людьми Урала. Герой повести проходит большие испытания прежде, чем с новыми для себя людьми (вогулами) найдёт постоянное место для счастливой жизни. Печальная судьба вогулов отражена в последних строках повести.

Оглавление

Казачий круг

Только чуть забрезжил рассвет следующего дня, как казаки — поселенцы потянулись от подножья горы к острогу в добротных кафтанах, чугах и в почти неношеных сапогах или ичетыгах, — лапти в этот день были «не в ходу». Обивая утреннею росу с жухлой травы, казаки оставляли на склоне горы тёмные неровные полосы, сходившиеся, как остриё ножа, у острога.

Прибыв на место, казаки рассаживались вокруг костра на брёвнах, укладывая длинные сабли между ног; все подсушивали намокшую от росы обувь. На казачий круг собралось чуть более четырёх десятков поселенцев. Обычных шуток и побасёнок перед началом круга не было; по всему виду собравшихся казаков чувствовалось напряжение, тревога, — многие из поселенцев провели сегодня бессонную ночь. Первые робкие лучи солнца, играя в каплях обильной росы, превращали вершину горы в «алмазную россыпь», но восторга у казаков это чудо августовского рассвета не вызвало.

— Казаки, — встав из-за стола, перекрестившись трижды, начал казачий сход Киса Кованый, — Аника Строганов просит вас службу вершить, в благодарность за жалованные нам земли…

— Воевать «татарову» не желаем, — перебил начатую речь пятидесятника Трофим Вятич, — мы замирены с ними.

— Придержи язык, пока не молвил слово атаман, — оборвал преждевременное возмущение казака Ерёма Кизелбаш.

— В Чусовских городках взловили вогула, который донёс, что Беглебий — мурза собирает воинство для нападения на русские поселения и уже начал якшаться6 с Кадыр — мурзой. Если Кадыр — мурза нарушает перемирие, то его нужно утихомирить упреждающим ударом, дабы он не оказал помощи Беглебию… Плыть нужно будет по рекам Сылве и Барде. Давайте держать думу, как исполнить просьбу Строганова и отблагодарить его за дарованные нам земли. — На этом атаман, закончив речь, сел на скамью. Наступило томительное затишье, во время которого был слышен даже комариный писк. Первым начал разговор старейший по возрасту казак Фёдор Бердыш. — «Ажели» воевать Кадыр — мурзу теперь не можно: острог не достроен, припасы на зиму не произведены, у многих казаков избы не достроены — явно не время…

Пятидесятник Кованый с человеком от Строганова долго объясняли старому казаку, что они, мол, не собираются воевать Кадыр — мурзу, а делают только разведывательную вылазку. После нудного почти детального обсуждения всего мероприятия седой, как лунь, казак вынужден был сказать: «Ну, коли эдак…» И было не понятно: то ли он был согласен с доводами атамана, то ли просто до мелочей выяснил суть строгановского послания. Это обстоятельство дало формальный повод Кисе Кованому приступить к деталям предстоящей экспедиции.

— Тут мы, с Кизелбашем, «покумекали»7 и решили, что полевать будут десять казаков на двух лодках; на стругах не пойдёшь — реки обмелели, но паруса на лодках установить нужно.

По пути туда — в верховья рек, и обратно всё наблюдать и отмечать; вести себя осторожно, дабы не было нападения со стороны ногаев. Если Кадыр — мурза затеял нарушить примирение, осенью с двумя казачьими сотнями при трёх пушках выступим из Перми в пределы мурзы. Вот всё! Кто желает добровольно идти полевать, пусть об этом скажет сейчас; на сборы даётся только два дня.

— Я иду полевать! — откинув половник в пшеничную кашу со свиным салом в котле, вышёл к казакам Афоня Титов.

Улыбки и даже откровенный смех раздался среди поселенцев.

— Куда тебе! Ты и сабли в руках не держал, а с половником не много против ногаев намахаешь… — резонно и определённо выразил общее мнение Охрим Барабаш. Но после этого эпизода казаки повеселели; они уже знали о предстоящем деле; оно для них не худший вариант, о котором думали всю ночь. Кроме Афони, полевать напросились добровольно ещё четверо казаков, не имевших семей, живших постоянно при остроге: Кондратий Клевец, Иван Кривоус, Василий Чёрный, Маркел Чубатый.

— Мало, — отметил Киса Кованый, — в таком случае пойдёт десятский Барабаш, так как двое казаков — добровольцев из его десятки; часть женатых казаков могут договориться с добровольцами из других десяток.

На этом эпизоде казачий круг был закончен. Пятидесятник отдал на сходе последнее распоряжение: «После трапезы все казаки идут на строительство острога, а тем, кому полевать: начинать сборы…»

Василий Чёрный и Кондратий Клевец, не числящиеся за десятником Охримом Барабашем, быстро подменились с женатыми казаками из его подразделения. Трофим Вятич оказался менее расторопным, не успел найти себе подмену в лице казака — холостяка. Во время горестных переживаний к нему подошёл Афоня. — Идем к Кисе, — я согласен за тебя полевать, — успокоил он Вятича.

— Крыша у избы не завершена… А так бы я с большим удовольствием в поле пошёл; останется одна баба, а осень на носу — начнёт поливать… — жаловался на судьбу Афоне женатый казак. — У тебя никаких забот!

Через несколько мгновений казаки стояли перед Кованым и настойчиво убеждали его на подмену женатого Вятича в походе на холостого Звонаря.

— У него нет даже необходимого для похода снаряжения — попович и только! — возражал им командир казачьей полусотни.

— Я выдам ему своё снаряжение: чугу, сапоги, пищаль, саблю и даже если нужно, тягилай8, шубу.

— Ну, пусть, — махнул рукой Киса Кованый, — чай, где — то ему надо учиться полевать, — не всё у котла с половником стоять. А ты, — он погрозил пальцем Трофиму, сверкнул глазами, — будешь теперь вместо Звонаря у котла стоять. Понял!?

— Понял, — обрадовался удачному исходу дела Вятич, и уже повеселевшим пошёл вместе со Звонарём к котлу: «Ты — Звонарь, пока сегодня ещё будь у котла, — я соберу для тебя весь скарб…»

— Ладно, — ответил не менее довольный Афоня, который уже жил предстоящими приключениями во время похода по неизвестным почти для всех казаков рекам.

Основная масса казаков — поселенцев уселась за стол отведать пшеничной каши; другая — меньшая часть казачьей полусотни начала спускаться с горы; они начнут подготовку лодок и снаряжения для похода.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Афоня предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

Якшаться — дружить, общаться, знакомиться В. Даль

7

Покумекали — подумали, обсудили. В. Даль

8

Тягилай — Длинный кафтан со стоячим воротником и короткими рукавами. В. Даль

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я