1. книги
  2. Малый и средний бизнес
  3. Роман Егоров (Порфирий Ра)

Российский крафт. Великая крафтовая революция

Роман Егоров (Порфирий Ра) (2019)
Обложка книги

Сегодня становится ясно, что крафт по своей сути является уникальным натуральным продуктом. Крафт представляет собой не только напиток (пиво), а определенный образ и стиль жизни. В книге затрагиваются насущные вопросы, касающиеся пива в целом: экономика, культура, фольклор. Особый акцент автор сделал на развивающейся крафтовой пивной культуре в России. Известные российские пивовары не только дали эксклюзивные интервью, но и поделились секретными рецептами своих лучших сортов. Книга будет интересна не только любителям крафтового пива, но и людям, следящим за модными течениями в общественной и культурной жизни в целом

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Российский крафт. Великая крафтовая революция» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

5

Пивововарение как ритуал. Мифология пива у русских. Старинные способы приготовления пива

Итак, мы установили, что хмель издревле применялся при приготовлении пива и других напитков (нельзя исключать, что его добавляли также в мед, так как меды часто назывались «хмельными») на славянских землях, в том числе там, где расположена территория современного российского государства. С не менее давних времен идет и мифология пива.

Понятно, что про крафт тогда никто и не слыхивал! Но, сообразуясь с пониманием (о чем мы будем говорить дальше), что крафт — это пиво, отметим, что «в славянском языке слово «пиво» означало любой напиток и являлось синонимом слова «пить». В VIIIIX веках н. э. пиво варили в немалых объемах по всей Киевской Руси. Например, в Новгородских и Псковских землях».

Затирание солода

Лепестки роз для варки пива

Академик Борис Рыбаков в «Язычестве древних славян» отмечал, что во время раскопок «бочки для пива, ритуальные ковши и посуду находили почти в каждом доме. Пивом приветствовали приход и окончание различных праздников». Вполне корректным будет сделать вывод о том, что боги и богини плодородия древних славян: Велес, Леля и особенно Лада — могли быть вдохновителями варок пива и сопровождающих их пивных ритуалов.

Крестителю Руси — князю Владимиру — приписывают глубокую фразу о том, что «веселие на Руси есть пити». Под «пити» имелось в виду, скорее всего, пиво, приправленное медовой патокой, сдобренное травяными настоями и ягодными смесями.

Приведем описание шведского секретаря посольства по имени Ганс-Мориц Айрманн (16411710) процесса изготовления пива в Московии 1670 года, опубликованное в его «Айрманнских фамильных бумагах»: «Сначала заготавливается солод. Его мелют на мельницах и готовят к варке. Приготовленный солод кладут в большие деревянные чаны (предположим, не менее 60 литров — в два раза больше современных емкостей для домашнего пивоварения! — Авт.) и заливают наполовину холодной водой. К этому времени на большом очаге бывает заготовлено известное количество больших раскаленных булыжников. Их посредством трехзубой вилы ловко извлекают из раскаленных углей и кидают в залитый водой солод, каковые камни так доводят воду до кипения, как это мы видим у нас в котлах. Одновременно у них в большом котле кипятится хмель и с ним варят пучки можжевельника… Они добавляют в пиво хмель так, как мы, и остальное делают по-нашему… и это пиво не только так же хорошо, как наше, но часто еще гораздо лучше». Возможно, что похожая технология приготовления пива шла у славян издревле.

Но доподлинно установить, как варилось пиво в допетровскую эпоху, весьма затруднительно. Есть предположения, что как мед или брагу.

В почете были ягодные и травяные добавки. «При дворе царя Алексея Михайловича любили малиновое пиво». Народ, как всегда, проявлял недюжинную изобретательность вроде применения уникальных рецептов пива из «сосны». Такое пиво нередко варили в бане. Причем сначала (перед варкой) там сушили солод. Великолепные хлебные запахи пропитывали помещение бани, создавая особую атмосферу. При варке соблюдались особые ритуалы, вроде ее проведения в дни определенной фазы Луны или чтения народных заговоров. Некоторые из них дошли до нас в виде фольклорных пословиц и поговорок, которые приводятся в книге Р.Н. Иванова «Сказание о пиве на Руси»:

«Ай, на горе мы пиво варили.

Ладо, мое ладо, пиво варили.

Мы с этого пива все в круг соберемся.

Ладо, мое ладо, все в круг соберемся.

Мы с этого пива все разойдемся.

Ладо, мое ладо, все разойдемся…»

Для варки (если пиво варили в деревне) выделялся специальный человек. Ему оказывалось большое уважение, ибо если пиво не получалось, то вся деревня рисковала остаться без пива и солода! Последствия бывали тогда непредсказуемыми… в том числе для пивовара)). Не зря в народе ходили пословицы: «С дураком пива не сваришь», «Не учись пиво варить, учись солод растить», «Праздник канун, варцу доброго здоровья», как пишут Иванов Р.Н. и многие другие авторы.

Павел Егоров. Варка пива с цикорием

Пиво варили по известной технологии из поджаренного овса, патоки, хмеля… с добавлением в процессе варки ягод можжевельника, небольших по размеру сосновых шишек, собранных с молодых сосен. Помешивали сусло веточкой повилики и специальным дубовым «правилом»)). Сусло процеживали в том числе через хвою. Брожение (скорее всего) проходило спонтанно, так как о пивных дрожжах пивовары тогда могли только догадываться. После брожения пиво переливали в специальные бочки (скорее всего, дубовые, которые также придавали пиву свой аромат, о чем прекрасно осведомлены сегодняшние крафтовые пивовары, которые дополнительно настаивают свою продукцию в дубовых бочках из-под вина, хереса, виски, бурбона, так называемые «barrel-aged» сорта), где оно и хранилось до какого-нибудь празднества. Европейский путешественник И. Барборо утверждал: «Славяне вина не пьют, но приготавливают из меда или пшеницы с примесью хмеля напиток…»

Для «обновления» запаха и свежести в котлы опускали на некоторое время мешочки с шалфеем. На сковородах жарили смолу с хмелем. Горстями добавляли грушевую золу. В целом, можно заметить, что разнообразные древние процессы пивоварения отчасти напоминают некоторые современные методы приготовления крафта — не так ли?)).

Погребок. Бочки на частной пивоварне

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Российский крафт. Великая крафтовая революция» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я