1. книги
  2. Танцы
  3. Сергей Силантьев

Механика исполнения европейских танцев

Сергей Силантьев
Обложка книги

В книге описаны принципы исполнения европейской программы бальных танцев. Разобраны примеры исполнения некоторых фигур. Указаны часто встречающиеся ошибки танцоров. Предложены некоторые упражнения для улучшения навыков исполнения. Книга ориентирована на учителей танца, но может использоваться и для самостоятельного обучения.

Автор: Сергей Силантьев

Жанры и теги: Танцы

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Механика исполнения европейских танцев» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

СВИНГ

Свинг — это принцип движения, заложенный в механике всех танцев европейской программы (кроме танго). Поэтому эти танцы называются «свинговыми».

· Swing — качание, колебание; размах, взмах; качели; ритм; качаться, раскачивать; махать, размахивать; колыхаться; идти мерным шагом.

В основе действия заложен принцип маятника — свободное движение относительно неподвижно закрепленной точки.

· Принцип маятника подразумевает непрерывный характер движения.

В большинстве случаев под свингом понимают движение пары относительно воображаемой точки, находящейся где-то наверху.

Объем и характер свинга зависит от исполняемого танца. Характер движений в танце, в свою очередь, зависит от исполняемой музыки — музыкальный размер, темп, ритм. Исполняемые фигуры также влияют на свинг: «приставка» или проходящий шаг, количество и длительность шагов и т. п.

Подъемы и снижения являются следствием или даже результатом свинга.

В общих чертах свинг можно разделить на три составляющие: разгонная часть, ускорение в нижней части свинга и замедление на вершине подъема.

Разгонная часть свинга начинается в процессе исполнения последнего шага предшествующей фигуры.

· Это особенно явно проявляется в фигурах с проходящим движением.

Самая нижняя точка свинга приходится на середину первого шага фигуры (когда шаг достигает максимального размаха).

В верхней части свинга стопа опорной ноги должна оказывать сильное давление в пол, создавая ощущение «полета корпуса».

· Часто можно увидеть, как исполнители вкладывают все усилия только в исполнение первого шага. В результате чего в конце шага движение корпуса приостанавливается. Это напоминает манеру исполнения танго.

· Движение на первом шаге должно носить разгонный характер: в момент перемещения корпуса над стопой ноги, исполнившей первый шаг, еще продолжается некоторое ускорение. Работа ног должна быть скоординирована таким образом, чтобы исполнение шагов не нарушало плавное движение корпуса.

· Непрерывный характер свинга также не должен нарушаться во время исполнения снижений.

Инерция, возникающая в результате свинга, стремится удержать объект на прямолинейной траектории, поэтому смена направления свинга производится, как правило, в верхней части свинга.

Однако принцип свинга распространяется не только на общий ход движения, но и на отдельные действия.

Практически любой элемент танца является свинговым (маятниковым) действием: вынос ноги, перекат по стопе, поворот корпуса, свэй.

· Не потому, что кто-то так решил, а потому, что это является естественным для нашего организма. Всем известно, что в основе европейской программы танцев лежит бытовая форма шага (на гладком и скользком паркете).

Во время исполнения шагов вперед и назад должно сохраняться свободное движение во всех суставах ноги.

· Шаг вперед начинается со свингового действия в тазобедренном суставе, затем нога выпрямляется (по инерции) в коленном суставе, стопа проскальзывает подушечкой по полу, выскальзывает на каблук и свободно опускается на пол (мышцы голеностопа расслаблены).

· Во время снижений, на шагах вперед или назад (в том числе и в променадных позициях), свободная нога расслабляется и проносится под корпусом маятниковым действием. В этот момент таз стремится занять вертикальное положение над опорной ногой — маятник приближается к нижней фазе движения.

· На шагах вперед или назад в начале фигур, свободная нога также проносится под корпусом маятниковым действием.

Замечание. При исполнении фигур-линий (позировок) используется принцип «метрономического свинга» (перевернутый маятник). Движение инициируется перемещением веса головы, затем накопленный импульс передается в область таза (обычный маятник). Это позволят сделать исполнение более динамичным и выразительным.

Приведенные ниже упражнения помогут лучше понять использование принципов свинга.

В основе упражнений лежат шаги фигуры «Натуральный поворот» в танце медленный вальс.

Упр. 1

Упр. 2

Упр. 3

Упр. 4

Соберем фигуру целиком. Исполните шаг ПН вперед в качестве «разгонного» (ЛН назад для шагов 4—6).

Замечание. Корпус будет постепенно принимать вертикальное положение в процессе исполнения следующего шага — «ПДК снимает СВЭЙ».

Для сравнения механизмов свинга рассмотрим особенности его использования в некоторых фигурах.

«Шаг перо» из танца медленный фокстрот.

Исполните шаг вперед с ПН, как описано выше. Вращательное движение над ПН выведет левый бок вперед, начиная движение ЛН на следующий шаг.

Однако следующий шаг будет исполнен вперед, поэтому стопа и колено ЛН должны смотреть точно вперед в направлении движения. Выпрямление колена и работа стопы ПН помогут создать дополнительный импульс для движения вперед.

Но энергии должно хватить, чтобы вес проследовал через ЛН для исполнения следующего шага (ПН вперед, сбоку Д). Поэтому усилия и энергия свинга будут направлены на продвижение вперед. При этом на шаг отводится очень мало времени (счет «быстро»), в результате траектория свинга станет более пологой.

· В результате Д будет проходить через каблук на втором шаге (ПН).

· Вероятно, к этой особенности исполнения привели также высокий каблук и манера постановки в паре.

· Однако каблук должен опустится только практически в начале третьего шага. На удар оба исполнителя должны ощущать себя на носке.

· Хорошим примером также является 2 шаг фигуры «Перо окончание» (шаги 4—6 фигуры «Обратный поворот»), где шаг Д исполняется на носок, а «уход» осуществляется через каблук.

Необходимость продвигать вес тела за опорную ногу на счет «быстро» в верхней фазе свинга, сделают этот шаг более акцентированным.

Отсутствие бокового движения, а следовательно, и центробежной силы, значительно уменьшит свэй.

· Если же фигура исполняется по дуге, свэй будет более выражен.

Продолжайте перемещение веса в пространстве, выводя ПН вперед, на носок, на линию опорной ноги (левая сторона корпуса по-прежнему впереди).

Движение ПН вперед, приводит к небольшому понижению высоты, в этот момент начинается разгонная фаза свинга.

· Следите за тем, чтобы корпус не наклонился вперед. Также не позволяйте нижней части корпуса опережать верхнюю.

· В момент достижения максимального размаха шага колено ПН будет практически выпрямлено.

· Можно попытаться немного удлинить шаг, стремясь отдалиться от стопы ЛН.

Инерция и гравитация двигают вес на ПН. Каблук ПН опускается на пол, принимая вес. В этот момент ЛН нога начинает подтягиваться в направлении ПН, а колено ЛН смягчается.

· Во время снижения корпус должен сохранять вертикальное положение.

· Попытка слишком долго удерживать ЛН выпрямленной, приведет к изменению положения таза, что нарушит вертикальную линию позвоночника. Также, избыточный мышечный тонус ЛН будет блокировать ее продвижение вперед, для исполнения следующего шага (маятник свободной ногой).

Колено ПН сгибается, принимая вес.

· Важно понимать, что свинг корпуса на этом шаге не заканчивается — свинг только начал набирать свою энергию.

· Движение напоминает «приземление» после прыжка. Вес «собран» над опорной ногой.

· Мышцы ПН должны позволить весу мягко, без рывка, проследовать вниз и вперед над опорной ногой, начиная следующий шаг. Корпус сохраняет вертикальное положение.

В процессе снижения и движения корпуса вперед, ЛН свинговым действием проносится под корпусом и выносится вперед, начиная исполнение следующего шага.

· Во время снижения, также начинается поворот влево в суставах опорной ноги, подготавливая новое ПДК и направляя Д встать перед партнером в начале следующего шага.

Каблук ПН начинает освобождаться от пола, по мере того как вес пройдет над ПН, а ЛН начнет движение вперед.

Когда шаг достигнет максимального размаха, в начале следующей фигуры, корпус будет находиться примерно на середине расстояния между подушечкой ПН и каблуком ЛН.

В этот момент свинг достигнет своей нижней границы.

В фигуре «Поворотный лок ВП» часто можно увидеть, как исполнители разрывают свинг, разделяя фигуру на две отдельные части — это свидетельствует о непонимании использования свинга.

Причем характер исполнения этой фигуры будет различаться в медленном вальсе и в квикстепе.

В медленном вальсе фигура исполняется под счет — 1и23. Первые три шага исполняются слитно, с ускорением на «1и2».

· Наступание на счет «2» происходит в той же динамке, что и у предыдущих двух шагов, что дает возможность использовать всю длительность счета «2» на замедление в верхней части свинга.

Подъем продолжается на счет «2». В верхней части свинга создается «эффект парения» над опорной ногой.

При исполнении «Поворотного лока ВП» в квикстепе, если используется счет «ББББ», динамика шагов будет примерно одинаковой (шаги на счет «1» и счет «3» исполняются более акцентированно). Как результат этих факторов, а также более высокого темпа музыки танца квикстеп, все усилия при исполнении шага 3 должны быть направлены на продвижение в направлении последнего шага (то есть замедления на этом шаге быть не должно).

Современные исполнители активно используют вес головы, как для усиления динамики движения, так и для создания большей выразительности.

Так, например, в «Поворотном локе ВП», вес головы партнера направляется в сторону движения. Отклонение верхней части корпуса в направлении движения помогает ускорению в начале фигуры и придает дополнительную привлекательность исполнению.

Аналогичное действие используется при исполнении первого шага фигуры «Открытый импетус».

О книге

Автор: Сергей Силантьев

Жанры и теги: Танцы

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Механика исполнения европейских танцев» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я