Книга для психологов ДОО является продолжением большого пособия, написанного практикующим детским и семейным психологом, за плечами которого многолетний опыт, в том числе более десяти лет успешной работы в сфере дошкольного образования. Автор предлагает читателю познакомиться с его эмпирическими наработками, полученными в результате длительного, планомерного труда и значительных материальных и ресурсных затрат. Практическая ценность пособия состоит в том, что предоставленный материал не копирует, а дополняет имеющуюся на просторах книжных полок и интернет площадках информацию по данной тематике.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава III
«С чего начинать укреплять психологическое здоровье»
Для того, чтобы рассматривать очень важную тему как сохранять, укреплять и поддерживать психологическое здоровье воспитанников, нам непременно нужно уяснить что же это такое — психологическое здоровье. В первой главе я уже обозначила значение этого термина (смотри основной текст в скобках и сноски к первой главе). Однако такой важный вопрос требует более детального рассмотрения, поэтому каждая глава второй части моего пособия, тем или иным образом, будет его раскрывать.
Психологическое здоровье — это совокупность душевного и физического комфорта. То есть, комплекс знаний, навыков, умений и качеств личности дошкольника, которые позволяют ему безболезненно адаптироваться в социуме в различных обстоятельствах, позволяя наиболее полно раскрывать свой личностный потенциал.
Из чего следует, что приобретение дошкольником знаний и умений, а возможно и формирование новых качеств личности, раскрытие природных задатков, способствующих установлению его душевного и физического комфорта — основная профессиональная задача педагога-психолога ДОУ.
Так с чего же следует начинать?
Конечно с адаптации.
Переходя к теме адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, совершенно не хочется вторить тем прописным истинам, которые каждый психолог четко знает и выполняет, и с которыми он ежегодно знакомит родителей и публикует на своей страничке сайта ДОУ.11
И тем не менее, совсем обойти эту тему было бы тоже неправильно. Поэтому коснемся тех ее аспектов, которые не слишком, как мне кажется, «заезжены интернетом».
Пропуская то, что относится к подготовительной, просветительской деятельности с родителями воспитанников, обратимся непосредственно к анализу особенностей детско-родительских отношений и их взаимосвязи с характером адаптации ребенка к условиям ДОУ.
В этой связи, не будет лишним напомнить, что взаимодействие с матерью и другими близкими, возникающее в самом начале жизни малыша, оказывает огромное влияние на все его последующее развитие. Формирующиеся на первом году жизни модели отношений с окружающим миром (подсознательный образ себя, других людей и межличностного взаимодействия с социумом), определяют возможности ребенка адаптироваться к новым условиям, построению отношений со сверстниками и взрослыми, эмоциональное и познавательное развитие. 12
Иначе говоря, степень доверия ребенка к самому себе и внешнему миру прямо пропорциональна поведению родителя или того близкого человека, который за ним ухаживает и с которым у него возникают отношения привязанности13. Причем формирование привязанности — это естественный процесс, жизненно необходимый для развития ребенка. Поэтому привязанность к значимому взрослому возникает у малыша в любом случае, даже если взрослый лишен чуткости или невнимателен.
И поскольку привязанность сохраняет роль активно действующего психологического механизма на протяжении всей дальнейшей жизни человека (и чем меньше ребенок, тем сильнее эти подсознательные проявления), оценивать адаптацию ребенка к условиям ДОУ и выстраивать дальнейшую психолого-педагогическую работу необходимо и с учетом этих показателей.
На основе теории Д. Боулби (читай сноски), был разработан целый ряд диагностических методик, позволяющих судить о характере привязанности малыша к значимому взрослому. Наиболее известной является методика американского психолога М. Эйнсворт 14 «Незнакомая ситуация». Главными показателями качества привязанности в этой методике является изменение познавательной активности ребенка при расставании с матерью, а также реакция ребенка на разлуку и встречу с матерью. Причем поведение ребенка во время встреч более показательно, чем его реакция на разлуку.
Впоследствии эту методику адаптировали для детских садов Р. Марвин и П. Бриттнер. Ее легко можно найти в интернете, набрав в строке поиск модифицированный тест «Незнакомая ситуация для детсадовского возраста». Также модификацию методики М. Эйнсворт, разработала наша соотечественница М. Василенко под названием: «Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации».
Однако, здесь стоит оговориться, что применять одну из вышеперечисленных методик следует на самом начальном этапе привыкания ребенка к ДОУ. А точнее, в первые часы знакомства с группой и педагогами, т.е. когда мама/значимый взрослый приводит своего малыша на очень непродолжительное время.
Используя в своей работе любую выбранную методику, дополняя ее результаты данными карты адаптации и протоколов наблюдения за ребенком в различных видах его деятельности, в совокупности с данными опросных бесед и анкетирования родителей/опекунов, ты сможешь безошибочно определить какой тип привязанности у конкретного ребенка. И, соответственно, правильно спрогнозировать течение его адаптационного периода, обеспечив наиболее благоприятные условия для привыкания ребенка к детскому саду. Также в рамках психологического сопровождения семьи воспитанника, при необходимости, своевременно провести ряд дополнительных диагностических процедур и консультаций, направленных на нормализацию детско-родительских отношений.
Далее давай разберем как тип привязанности ребенка к значимому взрослому (читай сноски) связан с процессом его адаптации к ДОУ.
Страх перед незнакомым человеком и сепарационная тревога имеют глубинные причины, и свойственны всем детям, но реакция детей на чужого и разлуку со значимым взрослым различаются. Причиной этих разных реакций служат различия в надежности сформированной привязанности.
Так у ребенка с надежным типом привязанности и позитивном отношении родителей/опекунов к дошкольному учреждению, самое благоприятное протекание процесса адаптации и положительный прогноз дальнейшего психического развития. Когда родитель уходит — ребенок расстраивается. Однако, сформированное доверие к внешнему миру и соответственно развитая познавательная активность такого малыша, предоставляет хорошую возможность педагогам для налаживания положительных эмоциональных контактов с ним. Поскольку ребенок с надежным типом привязанности своевременно получает заботу и поддержку родителей, он обладает достаточной уверенностью, позволяющей ему справляться с новыми ситуациями. А в случае реальной или мнимой угрозы он смело полагается на помощь и поддержку окружающих его взрослых. Когда родитель возвращается, ребенок демонстрирует внутреннее спокойствие и радостно его встречает.
Если психофизиологические показатели ребенка в целом соответствуют норме, и в этот процесс не вмешивается случайная болезнь, то сроки адаптации и ее развитие протекают по характеристикам легкой степени, даже в случаях, если навыки самообслуживания такого малыша в чем-то недостаточно сформированы, т.к. он хорошо социализируется и быстро научается.
Ребенок с тревожно-амбивалентным типом привязанности не доверяет незнакомцам даже в присутствии матери и проявляет очень слабую исследовательскую активность в любой незнакомой обстановке. Оставшись в группе детского сада без матери, он находится в постоянном стрессе, не зная чего ожидать от окружающих, и первое время абсолютно замкнут. Сценариев, разворачиваемых событий, может быть два.
В первом случае, ребенок мало двигается, часто плачет, участия в организованных педагогом играх не принимает, упрямится. Предлагаемые игрушки не вызывают того интереса, за которым должны следовать игровые действия. О развитии речи малыша можно узнать только со слов родителей.
Во втором случае, плач ребенка после ухода родителей длится не столь продолжительное время, но уходит во внутренний план, и его основным эмоциональным состоянием является тревожная напряженность. Внутренний страх заставляет малыша проявлять податливость, от чего состояние эмоционального напряжения только увеличивается, так как страх поддерживает стресс и образуется порочный круг.
Приход родителей в обоих сценариях вызывает в ребенке двойственные чувства: с одной стороны, он рад их приходу, а с другой — демонстрирует им крайнюю обиду.
В первом случае, это скорее обидный гнев и непослушание.
Во втором случае, ребенок, который на протяжении всего времени держал свои слезы внутри, сильно расплачется, увидев маму или другого родственника.
Адаптация в обоих вариантах может быть тяжелой, со всеми вытекающими последствиями. Если же малышу будет оказана вся необходимая помощь и поддержка со стороны психолога и воспитателей группы, не смотря на все его негативные реакции (часто бывает, что педагоги предпочитают просто не трогать такого ребенка, оставляя его наедине со своими волнениями и страхами) — прогноз адаптации будет соответствовать характеристикам средней степени.
Прогноз развития может быть благоприятным при условии индивидуальной психолого-педагогической работы с малышом на всем отрезке раннего возраста и первого месяца при переходе в младшую группу (в связи с тем, что у ребенка отмечается выраженный страх и его деятельность сильно зависит от личных отношений и от своевременной похвалы).
Консультативная помощь родителям/опекунам также обязательна. Даже при положительном результате психолого-педагогической помощи процесс наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка должен периодически продолжаться, поскольку он склонен доказывать свою значимость неадекватными способами (например, истериками).
Ребенок с тревожно-избегающим типом привязанности в незнакомой ситуации может выглядеть достаточно независимым от матери. Такое поведение поначалу можно причислить к поведению ребенка с надежным типом привязанности, т.к. ему присуща поисковая активность и хорошо развитые игровые навыки. Хотя малыш идет на контакт, отсутствие базового доверия к миру заставляет его все же держаться особняком.
Своим независимым поведением такой ребенок как бы демонстрирует окружающим: «Я в тебе сомневаюсь, и значит — обойдусь без тебя». Он уже научился организовывать свое поведение без использования эмоциональных сигналов извне и подавлять собственное эмоциональное реагирование. По этой же причине склонен избегать и игнорировать. Стратегия его поведения может быть защищающаяся или вынужденно уступающая. Причём, не смотря на подобное поведение, этому ребенку очень нужны теплые отношения и поддержка.
Хотя ребенок и стремится к самостоятельности, но из-за того, что малыш привык подавлять свои чувства, это может приводить к психосоматическим проявлениям: тошноте, болям в животе, головокружениям, плохому сну.
Появление родителей вызывает в нем бунтарские чувства, поэтому нередки случаи, когда с их приходом ребенок не уходит из группы под предлогом, что еще не доиграл.
Он рано научается манипуляциям, и родителям не всегда стоит на веру воспринимать рассказы малыша о происшествиях в детском саду.
Процесс адаптации будет напрямую зависеть от того, насколько воспитатели группы сформируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости, так как он может протекать по всем трем сценариям.
В виду того, что только согласованное функционирование двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта обеспечивают успешное развитие ребенка, благоприятный прогноз развития возможен при условии психолого-педагогического сопровождения этого дошкольника, направленного на коррекцию его ЭВС (эмоционально-волевой сферы). Одновременно необходимо проводить консультативную работу с родителями ребенка.
Если же психологическая помощь дошкольнику по развитию эмоционального интеллекта не будет своевременно оказана, эмоциональная неустойчивость в виде тревожности, плаксивости, агрессивности и других реактивных реакций могут привести к нарушениям его психоэмоционального развития.
Ребенок с дезорганизованным типом привязанности слишком не доверяет окружающему миру и не знает как на это реагировать, ввиду чего его поведение крайне противоречиво, а его действия могут выглядеть как действия, лишенные всякого смысла.
Уход родителей/опекунов способен ввести его в ступор, или же вызвать приступы агрессии, что является показателем сильно завышенного уровня стресса. Для преодоления стресса малыш просто вынужден проявлять разрушительное поведение или социальную изоляцию, так как дезорганизованный тип привязанности формирует в психике негативную операционную модель «Я» и «других».
Все его дальнейшее поведение, в том числе по завершению процесса адаптации, может сочетать в себе поведенческие паттерны обоих предыдущих типов привязанности в крайне выраженных формах. Например, агрессивное или слишком беспомощное поведение, а в старшем дошкольном возрасте проявляться как чрезмерное приспособление, навязчивая забота или непробиваемое упрямство, скрытая или явная агрессия, склонность к вранью и манипуляциям.
По возвращении родителей/опекунов малыш может выглядеть ошеломленным, проявлять стереотипные действия или вообще не подойти к ним. А может отреагировать злостью (бить, кусать, что-то ломать, бросать и т.п.). Так бессознательно отыгрывается его внутрипсихический конфликт между стремлением получать утешение и заботу родителей и обидой, страхом перед ними.
Таким образом, патологически выраженное сочетание обоих ненадежно-тревожных поведенческих стратегий привязанности и неспособности ребенка контролировать свои эмоции, при любых неблагоприятных окружающих его условиях, может привести к тяжелым последствиям дальнейшего психического развития такого ребенка. Частым осложнением становится задержка психического развития. Поэтому, такой ребенок требует длительной совместной работы с ним психолога, родителей, педагогов группы и, возможно, других специалистов.
Прежде всего, у малыша необходимо снизить уровень напряженности, недоверия, устранить страхи и только затем осуществлять развивающую психолого-педагогическую деятельность.
Процесс адаптации будет напрямую зависеть от того, насколько ребенок владеет необходимыми навыками самообслуживания, усвоил и принял правила поведения в ДОУ, ввиду того, что детям с дезорганизованным типом привязанности свойственно не подчиняться никаким правилам.
Отказываясь от привязанности в пользу силы, им не столько нужно, чтобы их любили, сколько чтобы их боялись. И, как ты понимаешь, у каждой «медали» есть обратная сторона. Поэтому особое внимание психолога обращается на эмоциональную сторону отношений воспитателя с малышом.
Подводя итог к третьей главе, хочется еще раз отметить, что адаптационные механизмы и черты личности развиваются параллельно, и они взаимно обусловлены. Следовательно, в этот период особо важен тот индивидуальный подход педагога к ребенку, который приводит к полному отсутствию напряжения психических и физиологических функций организма малыша и создает для него атмосферу психологического комфорта.
Вот так, step by step (шаг за шагом), поэтапно и последовательно педагоги ДОУ трудятся над сохранением и укреплением психологического здоровья своих воспитанников.
Самое важное — это не упустить время, потому что именно в раннем возрасте мозг ребенка наиболее восприимчив к стимуляции развития тех или иных качеств и навыков.
Соответственно ты, мой друг, как педагог-психолог, должен всегда стоять в авангарде этого процесса.
Помни! Твоя роль — ведущая, а решающая у родителей/опекунов воспитанника. Именно родители создают основные условия и необходимую среду для всестороннего и гармоничного развития своего чада, поэтому очень важно, чтобы процесс твоей коррекционной и/или развивающей деятельности с ребенком шел параллельно с консультативной помощью, оказываемой его родителям/опекунам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
11
Начинающий психолог эту информацию легко найдет на просторах интернета, забив в строку поиск «адаптация вновь поступивших детей к условиям ДОО». Мне же, совершенно не хочется пересказывать тексты этих авторов. К тому же, тебе будет очень полезен собственный опыт переработки и применения эмпирических знаний других коллег.
12
В первый год жизни ребенка развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление. Происходит становление эмоциональных контактов с окружающими, которые в дальнейшем помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать.
По Эрику Эриксону, в период младенчества формируется базовое доверие или недоверие к миру и к себе. Поэтому очень важно то, как ребенок проживет этот этап. В результате чуткого проявления заботы со стороны матери, то есть своевременного удовлетворения всех потребностей ребёнка, у него появляется ощущение, что всё хорошо и этому миру можно доверять. Если же какая-то потребность вовремя и полностью не удовлетворена, ребенок напуган пережитым, и в последующем не может до конца расслабиться, а иногда поверить в то, что ему всего в этом мире хватит.
Кроме этого, малыш обязательно должен иметь возможность получать нужную ему информацию, изучать предметы, больше двигаться и общаться с взрослыми и детьми (социализироваться).
13
Основоположником теории привязанности был психоаналитик Джон Боулби. Под привязанностью подразумеваются отношения, характеризующиеся интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями между матерью/лицом ее заменяющим и ребенком. Прежде всего, это способность значимого взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то плач, улыбка, или лепет, а также на его сиюминутные потребности, которые состоят не только в том, чтобы утолить голод и оставаться «сухим». Такая эмоциональная привязанность имеет определенную ценность, с точки зрения самосохранения. Получается, что привязанность малыша к тому, кто за ним ухаживает — это не что иное, как инстинктивный ответ на угрозу утраты преимуществ в процессе выживания.
Джон Боулби утверждал, что главным и необходимым условием сохранения психического здоровья ребенка в младенческом и раннем возрасте является наличие эмоционально теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с матерью.
Исходя из теории Джона Боулби, поведение привязанности не исчезает вместе с уходящим детством, а сохраняется на протяжении всей жизни. Он утверждал, что, только рассмотрев «поведенческую систему привязанности», которая направляет человека в его привычках и моделях формирования и поддержания всех социальных отношений, мы и можем понять истинную мотивационную причину такого поведения. Боулби писал: «То, что я называю теорией привязанности, — это способ осознания склонности существ создавать сильные эмоциональные связи с определенными другими, объяснить множество форм эмоционального расстройства и всевозможные проблемы, включая беспокойство, гнев, депрессию и эмоциональное отчуждение, которые приходят при нежелании сепарации и потерях».
14
М. Эйнсворт уточнила базовые положения теории Д. Боулби и выделила несколько типов детской привязанности ребенка к родителям:
— надежная безопасная привязанность;
— ненадежная тревожно-амбивалентная привязанность ребенка к родителям;
— ненадежная тревожно-избегающая привязанность.
Впоследствии был определен четвертый тип, который не учитывался при составлении методики — дезорганизованная привязанность ребенка к родителям.